Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Именно под таким девизом прожил свою славную жизнь Али Сафаров
Есть определенная категория людей, которые считают своим долгом без оглядки по сторонам делать свою работу, и делать ее на совесть. И основным кредо таких людей, как правило, является фраза: «Это мой долг, это дело чести».
Именно так и не иначе прожил свою славную жизнь Али Сафаров, которого по праву можно назвать главным специалистом-технологом обогащения горных руд в Азербайджане. У него не было ни почетных званий, ни высоких должностей. Он просто выполнял свою каждодневную тяжелую работу, которая стала главным делом всей его жизни, делом чести.
Собирая материал для статьи об этом интересном человеке, я побеседовал с его коллегами из компании Daşkəsən Dəmir Filiz ЗАО AzerGold (современное название Азербайджанского горно-обогатительного комбината). Все отмечали уникальные качества этого талантливого человека. Разные люди, естественно, высказывались о нем по-разному, говоря о разных чертах его характера. Но все сходились в одном: Али Сафаров был бесспорно талантливым, принципиальным, высоко дисциплинированным и, наконец, душевным человеком.
Самым близким человеком по жизни был его коллега, главный геолог ООО Расим Сулейманлы. Они были прежде всего родственными душами - во всем, что касалось производственного процесса и подходов к жизни. Их объединяла совместная работа, переросшая со временем в крепкую мужскую дружбу.
«Первый раз я столкнулся с ним на общекомбинатском собрании с участием районного руководства, - вспоминает Р.Сулейманлы. -Я успел проработать на комбинате почти год, но наши пути до этого не пересекались. Хотя, конечно же, я был наслышан о нем и знал о его непререкаемом и принципиальном характере, высоком профессионализме и организаторских способностях. Это собрание стало началом дружбы длиною в 40 с лишним лет».
Мой собеседник на минуту задумался, погрузившись в воспоминания. Было видно, что он тщательно перебирает в голове эти сорок лет, стараясь рассказать о самых значимых моментах жизни своего друга. Наш разговор длился более двух часов, и за это время постепенно начал вырисовываться образ одаренного инженера, человека, постоянно работающего над собой. И, словно предугадав мой вопрос о том, в чем же уникальность его друга, Расим муаллим произнес: «Али Сафаров был инженером-технологом от Бога. При всей загруженности, а на нем как-никак держалось все производство, он фактически не выпускал из рук книг по технике. Можно с полной уверенностью сказать, и это каждый раз подтверждалось не только в ходе повседневной работы комбината, но и на многочисленных встречах с местными и международными экспертами, Али муаллим был асом своего дела, ему в этом не было равных в стране. Для него не существовало закрытых вопросов в горно-обогатительном деле».
Тому немало примеров. В советское время оборудование на комбинате позволяло обогащать лишь небольшую часть руды, что значительно снижало рентабельность производства. Зная все новшества горного дела, Али муаллим добился реконструкции комбината и обновления устаревшего оборудования на самые современные производственные линии того времени. Это позволило значительно повысить производительность труда и, соответственно, заработную плату работников комбината.
Али Сафаров проработал на данном предприятии с небольшими перерывами ни много ни мало, а ровно 60 лет. Он был свидетелем и непосредственным участником всех самых значимых событий в истории предприятия. И всегда принимал близко к сердцу происходящее здесь. Он радовался успехам коллектива, болезненно переживал неудачи и трагические моменты в его истории.
Комбинат долгое время переходил из рук в руки. В один из самых трудных периодов в истории комбината, когда производство фактически остановилось, Али муаллим благодаря своему незаурядному умению убеждать на основе неопровержимых фактов и управленческим способностям смог наладить добычу известняка.
«В те годы известняк для нужд некоторых отраслей народного хозяйства по непонятным причинам ввозился из одной среднеазиатской республики, - вспоминает Расим Сулейманлы, - поскольку местные известняковые породы «не отвечали» необходимым стандартам и качеству. Али муаллим вплотную занялся этим вопросом. Мы с ним по собственной инициативе собрали образцы со всех залежей в регионе. Анализ этих образцов показал, что в местных породах процент извести на несколько пунктов выше, чем в завозимых из-за рубежа. С этими выводами были не согласны руководители компаний-потребителей. Тогда Али муаллим предложил провести анализ проб в лабораториях самих предприятий. Поставив вопрос ребром, он смог добиться того, чтобы эти компании перешли на местную продукцию. Этот случай буквально помог тогда выжить комбинату, а трудящимся - получать зарплату».
Хотелось бы также сказать пару слов о его работе в Дашкесанском райкоме партии. Будучи председателем парткомиссии, он иногда присутствовал лично на проверках в других райкомах. В результате проведенных им ряда проверок были строго наказаны партийные руководители этих районов.
«Али Сафаров был незаменимым человеком как с точки зрения фундаментальных знаний, так и умения использовать эти знания на практике, - рассказывает заместитель менеджера предприятия Шюкюр Шюкюров. - Он пользовался непререкаемым авторитетом в коллективе. В нашем народе всегда с большим уважением относятся к аксакалам. Но к мнению Али муаллима прислушивались не только потому, что он был по возрасту самым старшим в коллективе, но и потому, что за любым его предложением, за каждой его идеей стояли опыт, огромная эрудиция и принципиальное отношение - прежде всего к самому себе. Каждый в коллективе знал, что к нему можно обращаться по любым вопросам не только технического характера, но и в области организации труда и менеджмента. С ним было и легко, и трудно. Легко потому, что он был высоким профессионалом своего дела. С другой стороны, несмотря на всю его строгость, он был поистине аксакалом, открытым и добрым человеком. А трудно было с ним спорить, потому что он всегда руководствовался точными научно обоснованными данными, собственным опытом и изысканиями. Он пользовался большим авторитетом не только в коллективе, но и далеко за его пределами. Скажу больше: его все искренне любили».
В конце нашей встречи Расим Сулейманлы с горечью в голосе сказал: «Внезапная смерть моего друга прогремела как гром небесный средь бела дня. Хотя ему было 75 лет, он никогда не жаловался на здоровье, всегда был бодр и энергичен. И тут это известие. Я иногда мысленно говорю с ним и сетую, почему он так рано покинул нас. Без него мы как бы осиротели. Порой мне кажется, что вот-вот откроется дверь - и он с присущей ему вежливостью скажет: «Давай, друг, работать».
Дашкесан
***
Сафаров Али Мустафа оглу родился в городе Дашкесан 2 сентября 1946 года в семье беженцев из Западного Азербайджана, попавших под волну выдворения из Зангезура в 1948 году. Окончил 8-летнюю школу, а затем без отрыва от производства - вечернюю школу. В 15-летнем возрасте пошел работать на Азербайджанский горно-обогатительный комбинат учеником, а затем - фрезеровщиком. Далее - учеба на химико-технологическом факультете Азербайджанского государственного института нефти и химии, заочное обучение в Московском горном институте по специальности «инженер-обогатитель». После завершения вуза одно время проработал на Сумгайытском заводе органического синтеза, но решил вернуться в родной Дашкесан, где всю оставшуюся жизнь посвятил Азербайджанскому горно-обогатительному комбинату.