Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Немецкая колонизация на Южном Кавказе носила не трудовой, а тотальный характер
Сегодня перед исследователями стоят принципиально новые задачи глубокого и всестороннего изучения и практического осмысления межнациональных отношений на постсоветском пространстве.
Бывшие советские республики, ставшие независимыми государствами, столкнулись со сложными проблемами государственного строительства прежде всего в силу многонационального состава населения. По мнению ученых, в этих условиях для стабилизации обстановки необходимо упорядочение системы национально-государственных и межнациональных отношений, что невозможно без предварительного всестороннего научного анализа.
Как рассказал в интервью нашей газете завотделом советского периода Азербайджана Института истории и этнологии НАНА доктор исторических наук, профессор Икрам Агасиев, в сферу научных интересов которого входит изучение немецкой колонизации на Кавказе и Западной Украине, теоретическое осмысление истории и современного состояния национальных отношений должно охватывать проблемы каждой национальности, проживающей на территории бывших республик СССР, в том числе немецкого населения.
- В наши дни государства бывшего советского лагеря сталкиваются с множеством проблем, накопленных в период существования царской России и Советского Союза, решение которых требует не только неотложных практических действий, но и их теоретической обоснованности. Исследование истории немецких колоний, которым вы занимаетесь много лет, дает в этом отношении уникальные возможности, поскольку затрагивает весь комплекс проблем межнациональных отношений, которые актуальны и сегодня.
- Совершенно верно. Освобождение исторической науки от политических и идеологических догм создает новые возможности для исследования истории кавказских немцев с использованием ранее закрытых материалов, позволяет создать более полную картину состояния межнациональных отношений. Исторический анализ прошлого немецкого населения имеет актуальное значение не только в научном, но и в практическом плане, так как способствует определению перспектив и поиску конкретных путей гармоничного решения межнациональных отношений не только на Кавказе, но и на всем постсоветском пространстве.
- Профессор, какой период и какую географию охватывают ваши исследования?
- Хронологические рамки моих исследований охватывают период с конца XVIII века до 1918 года. Нижний временной рубеж относится к 70-м годам XVIII века, что совпадает с началом захвата кавказских территорий царской Россией и вхождением Кавказа в состав Российской империи - именно благодаря этому обстоятельству немецкая колонизация приобрела массовый характер.
Верхняя граница исследований ограничена 1918 годом, что совпадает с завершением полного развала империи, после чего в истории кавказских немцев начинается новый этап. А территориальные рамки охватывают Ставропольскую, Бакинскую, Елизаветпольскую (Гянджа), Тифлисскую, Кутаисскую губернии, Кубанскую, Дагестанскую, Терскую области и Сухумский округ, которые существовали до 1918 года как территориальные единицы в составе Российской империи.
- История миграции населения стара, как история самого человечества. Миграционные процессы среди населения Германии стали по масштабам и силе влияния на политическую и этническую карту мира одним из самых значительных движений народонаселения, не так ли?
- Да, именно так. Эмиграция немцев Центральной Европы, начавшаяся с XII века, продолжалась до первой четверти XIX века и охватывала северо-восточную и южную Европу, все евразийское пространство, начиная с Восточной Европы до Сахалина и Камчатки, северные и южные территории Африки, Северную и Южную Америку, Австралию.
Миграционные движения немцев из Центральной Европы во втором тысячелетии нашей эры действительно оставили глубокий след в истории целых континентов, государств, народов. В этом плане страны постсоветского пространства не исключение: на их территории немецкая колонизация имеет давнюю историю.
- Чем была вызвана необходимость переселения немцев на Кавказ?
- Российское правительство имело на Кавказе не только стратегические, но и экономические интересы. Петербургской Академии наук было поручено вести исследования в этом регионе, и уже во второй половине XVIII века научные сотрудники приступили к исследовательской работе. Известные ученые, выходцы из Германии (Самюэль Готлиб Гмелин, Иоган Антон Гюльденштедт, Генрих Юлиус Клапрот и др.) в период с 1770 по 1809 гг. в составе разных экспедиций и в индивидуальном порядке собирали информацию об экономических и географических ресурсах Кавказского региона. Результаты их научных экспедиций были обобщены и прямо или косвенно повлияли на колонизаторскую политику царизма на Кавказе, начавшуюся с территории Северного Кавказа и ставшую необходимой после того, как в результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг. границы Российской империи были отодвинуты на юг, и в ее состав вошли земли до Кубани.
В результате длительных войн с Персией и Османской империей в 1803-1829 гг. Южный Кавказ был присоединен к России, где уже после Гюлистанского мирного договора 1813 года начался процесс иностранной колонизации. Кстати, по сравнению с Северным Кавказом, немецкая колонизация на Южном шла интенсивнее.
- Почему?
- Это объясняется геополитическим положением края, где царское правительство придавало особое значение созданию своего социально-политического и экономического оплота в лице русской и иностранной колонизации. Так, с согласия царского правительства началась миграция населения из королевства Бадем-Вютемберг на Южный Кавказ, в результате которой в 1817-1819 гг. появились восемь немецких колоний - Ной-Тифлис, Елизаветталь, Александерсдорф, Екатериненфельд, Петерсдорф, Мариенфельд, Анненфельд, Еленендорф.
- Известно, что первоочередной задачей для мигрантов на все времена является адаптация к новой географической, хозяйственной и социально-экономической среде. Вероятно, не миновала она и немецких переселенцев?
- Безусловно. Переселившись на Южный Кавказ, немецкие колонисты оказались не готовыми к жизни и деятельности в условиях степного и полустепного климата, который характеризовался довольно чувствительным недостатком осадков - возделывание культурных растений возможно было только при наличии искусственного орошения.
К примеру, в архивных документах относительно деятельности Гянджинской метеорологической станции находим любопытные данные о среднегодовой температуре в тех районах, где поселились немцы. Она была довольно высокой - почти 13 градусов, что давало возможности для развития виноградарства, зерноводства и т.д.
Материалы по истории немецких колоний Южного Кавказа свидетельствуют, как тяжело было немцам адаптироваться к новым климатическим условиям. У них не было своего опекуна, и все неведомые доселе проблемы они решали самостоятельно, прибегая к помощи местного азербайджанского или грузинского населения. К примеру, причиной многих болезней среди колонистов была некачественная питьевая вода из открытых каналов. Местные азербайджанские мастера, которых немцы называли «уста», построили для них кяхризные системы. Известным мастером по кяхризному делу в середине XIX века был Магомед Молла Мирза Магомед оглу, построивший кяхризы во многих колониях. Но, тем не менее, адаптация к новой конфессионально-этнической среде была не легче, чем к новому климату.
- Чем характеризуется сложность социальной и хозяйственной адаптации немцев на Южном Кавказе?
- При изучении проблем заселения иммигрантов исследователи немецкой колонизации на Кавказе редко обращают внимание на такой фактор, как психологический настрой принимающей стороны. Именно он является основным фактором общественной атмосферы вокруг мигрантов. Психологическое состояние доминирующей этнической общности играет не последнюю роль в адаптации мигрантов на новом месте поселения. В начале XIX века на Южном Кавказе доминирующими этносами были азербайджанцы и грузины, для которых была характерна общая кавказская идентичность, кавказское сознание, толерантность, их готовность принять чужаков такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними.
Здесь важно отметить еще такой факт: в отличие от других регионов империи, на Южном Кавказе колонизация носила не трудовой, а тотальный характер, то есть переселялись все родственники, весь род, что объясняется религиозными причинами миграционного процесса.
Переселение немцев в новую географическую местность с неизвестным для них климатом и ландшафтом создавало множество проблем как бытового, так и социально-экономического характера. Первые десятилетия колонистской жизни среди немцев Азербайджана отметились большой смертностью. Их адаптация к новой географической среде заняла несколько десятилетий, и в ней немаловажную роль играло местное население - грузинское и азербайджанское.
Немцы Южного Кавказа почти до середины XIX века искали свою экономическую нишу, хозяйственная адаптация состоялась уже во второй половине века, в чем была большая заслуга немецкого трудолюбия. Анализ жизнедеятельности колонистов в период со второй половины XIX века до 1941 года свидетельствует, что к тому времени они окончательно адаптировались, и Южный Кавказ стал для них настоящей родиной. Отношения между немцами, азербайджанцами и грузинами стали симбиозными, народы сотрудничали в сфере экономики, обменивались культурными достижениями, при этом не вмешивались в духовную жизнь друг друга.
А с началом войны 1941 года в рамках массовой депортации, проводимой советским правительством, немецкое население Азербайджана, как известно, было депортировано в восточные районы СССР.