Именно так именуют историческую мечеть Шах Аббаса I в Гяндже
Азербайджан издревле славится своими глубокими традициями градостроительства и архитектуры. Здесь архитектура никогда не была лишь украшением - она отражала мировоззрение эпохи, уровень научной мысли, духовные ценности общества и политическую волю государства. Именно поэтому на территории страны сохранилось множество уникальных памятников, значительная часть которых находится под охраной государства, а некоторые заслуженно внесены в Список всемирного наследия UNESCO.
Эта преемственность архитектурной школы и уважение к историческому наследию нашли свое отражение в Распоряжении Президента Азербайджана Ильхама Алиева о объявлении 2026 года Годом архитектуры и градостроительства. Это не просто символическая дата - это признание того, что развитие современных городов невозможно без опоры на исторический опыт и бережного отношения к культурным слоям, на которых формировалась наша страна. Символично, что в этом году город Гянджа отмечает 400-летний юбилей величественного комплекса Джума-мечеть - одного из ярких свидетельств богатого архитектурного наследия Азербайджана.
Особое место в этом контексте занимает Гянджа - один из древнейших городов Азербайджана. Его судьба складывалась драматично: город не раз подвергался разрушениям, в том числе в результате серии сильных землетрясений. После этих катастроф, в конце шестнадцатого века Шах Аббасом I из династии Сефевидов было принято судьбоносное решение: отстроить Гянджу на новом месте, с учетом современных для того времени планировочных принципов. Однако для восточного города перенос никогда не означал разрыва с традициями. Напротив, новое пространство требовало четкого духовного и градостроительного центра. И какой может быть город без мечети?
Именно так в начале XVII века был заложен архитектурный и духовный стержень новой Гянджи - Джума-мечеть, в народе также называемая мечетью Шах Аббаса, вокруг которой формировался целостный ансамбль, включавший религиозные, образовательные и социальные сооружения.
Необходимо особо отметить, что здание мечети было спроектировано и построено прямым потомком классика национальной поэзии XII-XIII веков Низами Гянджеви, визирем Шаха Аббаса I, великим зодчим и астрономом шейхом Бахаддином Мухаммедом Амилем в 1601-1606 годах. Знаменательно, что построенное из традиционного красного кирпича в уникальном стиле Аранской архитектурной школы мечеть представляла и представляет особую важность в изучении традиций XVII века и бесспорно является одним из шедевров сефевидской архитектуры.
Особо хотелось бы отметить тот факт, что Джума-мечеть выполняла функции не только религиозного, но и общественного центра. Пятничная молитва собирала горожан, здесь оглашались важные решения, формировалось общественное мнение. Мечеть становилась пространством, где соединялись вера, слово и ответственность перед городом.
В начале XVII века Сефевидское государство стремилось выстраивать города как опорные центры власти, торговли и культуры. В этом контексте Гянджа рассматривалась как стратегически важный региональный узел. Планировка нового города строилась по принципу гармоничного сочетания сакрального ядра, образовательной среды и социальной инфраструктуры.
В свое время это был своеобразный комплекс, в который входили сама мечеть, медресе, один из самых красивых в Азербайджане караван-сараев и баня (Чокек хамам).
Само же здание мечети сооружено в форме куба, а толщина стен из красного кирпича порой достигает трех метров. Кстати, здесь для кладки использовалась местная глина, которую для прочности кладки замешивали на яичном белке и добавляли молотый известняк.
В мечети находится большой молитвенный зал, разделенный на две половины высокой ширмой (для мужчин и женщин). Окна мечети украшают узорные решетки - шебеке. Необходимо отметить, что во время последнего ремонта для их восстановления были приглашены известные мастера шебеке из города Шеки. Мечеть венчает купол, диаметр которого составляет 17 метров. Здесь же на территории комплекса находится гробница последнего правителя Гянджинского ханства - мавзолей Джавад хана, сооруженный в 2005 году при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Четырехугольный мавзолей покрыт куполом, выполненным в том же стиле арранской архитектурной школы, что и весь комплекс мечети Шах Аббаса.
Есть у этого шедевра архитектуры и свои, нигде ранее и после не использованные, примечательности, а вернее будет сказать, чудеса. Это, конечно же, в первую очередь основанное на точных научных подсчетах профессиональное проектирование, когда тень, падающая на западную стену мечети, исчезает. А происходит это чудо действие именно в момент начала богослужения, а конкретнее, точь-в-точь ко времени начала намаза Зухр (Зухр намаз - полуденный или обеденный намаз, вторая по счету и самая длинная молитва из всех ежедневных обязательных намазов). До сих пор гянджинцы, и в особенности, люди в возрасте, сверяют время с исчезающей тенью, зная абсолютную точность этих своеобразных часов.
Другой отличительной чертой мечети является неповторимый и очень высокий минбар, который был сделан из особых пород дерева без единого гвоздя и клея с использованием искусства шебеке, что придает святилищу непередаваемую красоту и величие. Примечательно и то, что минбар к тому же украшен живописными миниатюрами, а это в свою очередь придают ему особую красоту и загадочность.
Известно, что Шейх Бахаддин был отличным астрономом, ученым-естествоиспытателем, физиком и философом. И все свои знания он воплотил в этом шедевре зодчества. Но он оставил также богословские труды и произведения назидательного содержания. Шейх Бахаддин одним из первых сформулировал теорию об атомах.
Поэтому при строительстве тех или иных сооружений зодчий руководствовался точным расчетом и хорошим знанием физики. Долгие годы огромное здание Джума-мечети благодаря сложному переплетению воздушных каналов и расположению помещений отапливалась всего одной небольшой печью. Эта удивительная система обогрева действовала вплоть до первых десятилетий XX века.
В 1776 году к зданию мечети были пристроены два минарета, которые сохранили память о трагических событиях в истории Гянджи - кровавой осаде города войсками генерала Цицианова и резне, устроенной большевиками-дашнаками. При этом из пушек обстреливались не только крепостные стены, но и центр города с базарной площадью, расположенной за воротами мечети. Несмотря на прицельные удары по минаретам, они пошатнулись, но не рухнули, и до сих пор продолжают радовать глаз жителей Гянджи и многочисленных гостей города. Сегодня сама мечеть и ее минареты по праву являются символом стойкости, мужества и непреклонного духа азербайджанского народа.
Как и при многих мечетях и здесь долгое время функционировало медресе (было разрушено во время советской власти), связанное с именем известного азербайджанского поэта, ученого и каллиграфа Мирза Шафи Вазеха. До наших дней сохранилась лишь часть этого сооружения, однако даже она позволяет представить масштаб и значение учебного заведения.
Медресе представляло собой одноэтажное вытянутое здание, построенное с применением простых, но выразительных архитектурных приемов. Фасад был оформлен чередующимися стрельчатыми арками, главный вход имел арочную форму и был ориентирован почти точно напротив восточных ворот мечети, подчеркивая их функциональную и смысловую связь.
Классы медресе состояли из небольших комнат, где обучались будущие богословы и ученые. Известно, что уже в 1830 году здесь получали образование около 100 студентов. Обучение было платным, и его стоимость зависела от срока учебы - от одного до трех аббаси, что по тем временам считалось доступным для большинства граждан.
Примечательно, что в Гянджинском медресе преподавались не только исламские дисциплины. Здесь изучали математику, астрономию, архитектуру, философию, логику, естественные науки, что говорит о высоком уровне образования и широте интеллектуального горизонта.
С этим учебным заведением связаны имена выдающихся деятелей азербайджанской культуры. В XVIII веке здесь преподавал великий поэт и просветитель Мирза Шафи Вазех, обучавший каллиграфии и азербайджанскому языку. Существует обоснованное предположение, что одним из его учеников был Мирза Фатали Ахундов - основоположник национальной драматургии и литературоведения.
В разные годы при мечети и медресе действовала библиотека. Однако в советский период книги были сожжены во дворе мечети, а здание медресе частично разрушено. Лишь в наше время оно было восстановлено и возвращено в культурный ландшафт города.
Завершив строительство Джума-мечети, по приказу Шаха Аббаса I рядом с ней началось возведение Чокек хамама - одного из самых интересных памятников банной архитектуры Азербайджана. Его строительство относится к тому же 1606 году, а автором проекта считается тот же легендарный архитектор Шейх Бахаддин, создатель многих выдающихся сооружений Гянджи.
Хамам был построен с использованием традиционных материалов: красного кирпича, глины, извести и яичного белка в качестве связующего раствора. Архитектурно он состоит из двух взаимосвязанных залов. В большом зале располагались чарховуз и фонтан, малый зал предназначался непосредственно для омовений.
Сооружение перекрыто двумя большими и пятью малыми куполами, вокруг которых размещены полукуполы, выполнявшие вентиляционную функцию. Благодаря сложной системе циркуляции воздуха и пара, зимой в хамаме сохранялось тепло, а летом - прохлада.
Хамам отапливался дровами: в подвале находились два паровых котла, а пар по керамическим трубам равномерно распределялся по всем помещениям. Удивительно, но эта система без существенных изменений функционировала до 1963 года.
После восстановления независимости Азербайджана в 1996 году в хамаме был создан Центр декоративно-прикладного искусства. В 2013 году памятник прошел реставрацию с сохранением исторической аутентичности. Сегодня хамам действует и вызывает огромный интерес у посетителей и многочисленных гостей.
Что касается наших дней, то необходимо отметить, что в 2008 году по распоряжения Президента Азербайджана Ильхама Алиева были проведены капитальные работы по восстановлению этого исторического памятника. А буквально несколько месяцев тому назад мечеть посетила Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан ханым Алиева, которая, ознакомившись с состоянием мечети, дала необходимые указания по дальнейшему благоустройству этого исторического комплекса.
К сказанному необходимо добавить, что мечеть Шаха Аббаса в Гяндже находится под государственной охраной и признана памятником архитектуры национального значения. Она включена в Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры Азербайджанской Республики, что подтверждает ее особый статус и необходимость сохранения.
Таким образом, мечеть Шаха Аббаса в Гяндже не только охраняется государством, но и является важным культурным и архитектурным наследием Азербайджана. Этот ансамбль - не просто архитектурное наследие. Это живая история Гянджи, свидетельство того, как город, пережив землетрясения и разрушения, смог возродиться, сохранив свою духовную и культурную ось. И не случайно, что по давно установившейся неписаной традиции именно отсюда начинаются все экскурсии по городу. Посещение мечети Шах Аббаса приносит людям радость общения с величественной архитектурой здания, соприкосновения с исламскими традициями нашего народа, ее богатым культурным и историческим наследием. И есть полная уверенность, что многочисленные гости нашего города, посетив это поистине грандиозный памятник, уносят с самой частицу души нашего народа.







