Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Выстрел в демократию

Политика
24 Июль 2024
10:34
574
Выстрел в демократию

Макрон нарушил парламентский этикет, манипулируя голосами

Во Франции нарастает политический кризис, вызванный тупиком в Национальном собрании после выборов 7 июля. В условиях нарастающего напряжения и раскола между различными политическими силами, президент Франции Эмманюэль Макрон сталкивается с обвинениями в манипуляциях и нарушении демократических норм. 

Ситуация, сравнимая с историческими моментами политической нестабильности, вызывает растущее беспокойство среди избирателей и политиков, усиливая чувство отчуждения и недоверия к текущему правительству. Вступив на опасный путь, Макрон рискует спровоцировать непредсказуемые последствия, напоминающие о непостоянстве французской истории и ее способности сурово наказывать тех, кто игнорирует голос народа.
Французские избиратели с ужасом наблюдают за состоянием демократии в своей стране. В условиях тупика в Национальном собрании Франции с момента выборов 7 июля острая фрустрация нарастает среди левых и правых депутатов. Они опасаются, что выборы у них украдены из-за интриг президента Эммануэля Макрона и его сильно ослабленного центристского блока. Несмотря на поражение на выборах в Европейский парламент и законодательных выборах от левых и националистических правых, Макрон маневрирует, чтобы не дать шанс на формирование правительства тем, кого он называет «экстремистами»: партии Жан-Люка Меланшона «Непокоренная Франция» (LFI) и партии Марин Ле Пен «Национальное объединение» (RN). В последнем случае он был безжалостно успешен.
577-местная палата находится в тупике из-за трех относительно равных политических группировок после того, как широкий левый альянс Нового народного фронта (NPF) неожиданно занял первое место во втором туре 7 июля, получив более 
190 мест. Но это далеко от абсолютного большинства в 289 мест. Лагерь Макрона набрал 164 места, а группа Ле Пен - 143 места. Заявляя, что нет победителя, Макрон отказывается призвать NPF сформировать правительство несмотря на то, что это крупнейшая группа в палате, хотя сам NPF не делает себе одолжений из-за разногласий по кандидатуре на пост премьер-министра.
Национальное собрание должно быть витриной французской демократии, а кабинет спикера и восемь парламентских комиссий - ее движущей силой. По традиции все партии в собрании представлены там квази-пропорционально, как в большинстве зрелых демократий. Макрон нарушил парламентский этикет, манипулируя голосами, чтобы лишить LFI и RN представительства. Министрам было разрешено голосовать, когда, согласно французской парламентской традиции, они не могут этого делать. Это может быть оспорено в суде. Хотя виновник не был обнаружен, в прошлую пятницу голосование за избрание вице-спикеров пришлось проводить повторно, потому что было подсчитано больше бюллетеней, чем было избирателей. Тем не менее LFI и левые сумели добиться некоторых назначений, несмотря на блокирующую тактику макронистов.
Сложилась ситуация, когда, несмотря на огромное поражение президентского лагеря, то же самое правительство находится у власти в качестве временного на неопределенный период, председатель Национального собрания - тот же макронист из предыдущего созыва, большинство вице-спикеров - макронисты, а шесть из восьми председателей парламентских комиссий - также макронисты. Этот отказ признать поражение порождает взрывоопасное чувство отрицания демократии во Франции, находящейся в состоянии давления, готовящейся к проведению Олимпийских игр. Что будет с 12 млн избирателей, проголосовавших за Национальное объединение и его союзников, что будет с их 143 депутатами - вопрос риторический. 
С каждым днем отдаленный и контролирующий обитатель Елисейского дворца все больше напоминает несчастного Людовика XVI в первые два года революции. Меланшон заявил в сети X, что отказ Макрона уступить - это «возвращение королевского вето на всеобщее избирательное право», чтобы позволить ему сформировать коалицию путем «интриг».
Как закончится эта мрачная сага? В условиях, когда левые считают, что Макрон отказывается уступить, близкий соратник робеспьериста Жан-Люка Меланшона заявил в сети X: «Тревога! Макрон хочет украсть нашу победу и интригует, чтобы заблокировать реализацию манифеста NPF. Единственный суверен, которого признает Республика, народ, должен заставить его отступить. Почему бы не организовать большой народный марш в направлении Матиньона» (резиденции премьер-министра). Марин Ле Пен описала политический климат как «угрозы и запугивание» и сравнила предложенный марш с «штурмом Капитолия».
Французы пережили свой «момент Капитолия» - марш на центр власти - задолго до Соединенных Штатов 6 января 2021 года. В январе 1889 года харизматичный генерал Буланже находился на пике своей поразительной популярности, только что выиграв парламентское место для Парижа. Лидер большого движения, охватывающего левых и правых, критиковавших парламентскую коррупцию, его сторонники во главе с основателем Лиги патриотов Полем Деруледом хотели, чтобы он пошел на Елисейский дворец. Генерал унизительно отказался. Но год спустя, воспользовавшись преждевременной смертью президента Франции, Дерулед снова призвал неохотных генералов и войска идти на Елисейский дворец и спровоцировать государственный переворот. Но плохо организованный переворот потерпел фиаско.
В напряженном и хрупком Париже 1934 года правые «лиги» вышли на улицы в демонстрации, которая превратилась в марш на Национальное собрание Франции с криками «Депутаты в Сену». Вмешательство полиции привело к гибели 17 протестующих.
При его внимательном отношении к истории Эмманюэль Макрон должен остерегаться опасного пути, по которому он идет. Хлыст французской истории непредсказуем в том, как, когда и кого он наказывает.

Экономика
Новости