Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Азербайджан - незаменимый партнер в обеспечении энергетической безопасности Европы
Не секрет, что наша страна богата не только невозобновляемыми энергоресурсами, в первую очередь традиционными нефтью и газом, но и возобновляемыми, традиционной водой (гидроэлектростанции), а также нетрадиционными источниками энергии ветра и солнца. При этом если нефть, газ и вода в Азербайджане уже давно применяются для выработки электроэнергии, то энергия солнца и ветра пока еще используется только на опытных установках и ее выработка в масштабах страны мизерная.
Тем не менее в нашей стране было принято решение о масштабном развитии нетрадиционных источников энергии и повышении выработки электроэнергии за счет ВИЭ.
О путях развития ВИЭ и их перспективах в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал заместитель директора Агентства по возобновляемым источникам энергии при Министерстве энергетики Азербайджанской Республики Кямран Гусейнов.
- В последние годы много говорят о развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ), но, по данным Министерства энергетики Азербайджана, в 2021 году доля ВИЭ в выработанной в стране электроэнергии составила всего 5,8%. Почему такой низкий показатель?
- Тому есть несколько причин.
Во-первых, до начала строительства ветряной электростанции (ВЭС) на выделенной под строительство территории должна быть установлена измерительно-наблюдательная станция, с помощью которой собираются данные как минимум в течение года.
Во-вторых, перед реализацией проектов электростанций, работающих за счет ВИЭ, проводится оценка их воздействия на окружающую среду. В частности, выбираются земельные участки под строительство, составляется схема расположения и подключения турбин или панелей. И только после завершения оценки можно приступать к строительству.
Кстати, в настоящее время продолжаются работы по проектам Хызы-Абшеронской ВЭС мощностью 240 МВт и Гарадагской солнечной электростанции (СЭС) мощностью 230 МВт. В результате ввода в эксплуатацию этих станций, которые являются проектами ВИЭ промышленного масштаба, прогнозируются выработка 1,5 млрд кВт/ч электроэнергии, экономия более 330 млн кубометров природного газа и предотвращение выбросов более 600 тыс. тонн углерода в год. Наряду с этим продолжаются переговоры с компанией bp о строительстве в Джебраильском районе СЭС «Шафаг» мощностью 240 мВт, на которой прогнозируется производство до 500 млн кВт/ч электроэнергии в год. Реализация вышеперечисленных проектов общей мощностью 710 мВт позволит значительно повысить долю ВИЭ в производимой в стране электроэнергии. В дополнение к этим проектам было достигнуто предварительное соглашение с компанией Masdar (ОАЭ) о реализации на суше и на море проектов по выработке солнечной и ветряной (морской и наземной) энергии мощностью 4 ГВт на начальном этапе и еще большей мощности на следующем этапе.
- В чем заключается дорожная карта по декарбонизации Азербайджана, разработанная совместно отечественным Министерством энергетики, Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией (МФК), входящей в группу ВБ?
- Одним из важных направлений сотрудничества Всемирного банка с нашей страной является энергетическая сфера. В то же время ВБ постоянно оказывает поддержку энергетическим проектам регионального и международного значения, реализуемым Азербайджаном. Так, в апреле текущего года в рамках визита в нашу страну миссии по энергетике и инфраструктуре ВБ с Министерством энергетики были обсуждены дорожная карта по производству ветряной электроэнергии, а также вопросы развития рынка электроэнергии в нашей стране, энергоэффективности, долгосрочные энергетические и климатические планы Азербайджана, новые возможности для сотрудничества.
Кроме того, с МФК ведется сотрудничество по разработке дорожной карты развития морской ветроэнергетики в Азербайджане. Дорожная карта включает рекомендации относительно дальнейших шагов по эффективному использованию потенциала морской ветряной энергетики и коммерческой реализации проектов с точки зрения развития цепочки поставок, нормативно-правовой базы и других условий.
Все эти направления включают процесс декарбонизации и направлены на сокращение выбросов углерода в стране до 40% к 2050 году. В то же время реализуемые и запланированные проекты в области ВИЭ создадут новые возможности для энергоснабжения наших партнеров, обеспечивая при этом на национальном уровне вклад нашей страны в процесс глобального энергетического перехода.
- Намерены ли другие международные финансовые организации, как, например, ЕБРР, АБР и пр., вносить свой вклад в декарбонизацию экономики Азербайджана, развитие ВИЭ?
- Как известно, в рамках сотрудничества с ЕБРР реализуется проект «Поддержка проведения аукционов по возобновляемой энергии в Азербайджане». В рамках проекта предусмотрены порядок выбора производителя электроэнергии на территории возобновляемых источников энергии, набор условий проведения аукционов, а также подготовка договоров, которые должны быть подписаны. Кроме того, ЕБРР предусматривает реализацию проекта технической помощи «Низкоуглеродные решения в электроэнергетическом секторе Азербайджана» с целью повышения эффективности и сокращения выбросов углерода на электростанциях Азербайджана.
Одновременно при поддержке Азиатского банка развития (АБР) в рамках пилотного проекта «Обмен знаниями и техническая поддержка развития системы плавучих солнечных панелей» началось строительство плавучей солнечной электростанции мощностью 100 кВт на озере Беюкшор. Ввод станции в эксплуатацию намечен на начало следующего года.
Несомненно, сотрудничество в этой форме даст толчок развитию сферы ВИЭ в Азербайджане и политики декарбонизации.
- Вы упоминули об аукционах по ВИЭ. Что они представляют собой и нужны ли вообще?
- За последнее время были приняты необходимые меры по совершенствованию законодательной базы в области использования ВИЭ, и как результат проделанной работы, в прошлом году был принят Закон Азербайджанской Республики «Об использовании возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии». Согласно закону, аукционы необходимы с целью более эффективного в конкурентных условиях претворения в жизнь в нашей стране проектов по ВИЭ. В рамках реализации соответствующих мер, предусмотренных законом, разработан и внесен на утверждение правительства проект «Порядок выбора производителя электроэнергии в сфере ВИЭ». В нем отражены соответствующие процедуры, связанные с обеспечением прозрачности в области использования ВИЭ при производстве электроэнергии, созданием равного доступа к электрической сети и использованием всех механизмов поддержки инвесторов. После утверждения указанного документа начнется процесс организации аукционов по проектам возобновляемой энергии. При проведении аукционов в основном предполагается отдавать предпочтение проектам ВЭС и СЭС. Мировой опыт показывает, что самая низкая цена на проекты ВИЭ достигается на аукционах. Заключение договора купли-продажи, предусмотренного проектом документа, является основным условием получения льготных кредитов. Соглашение о подключении решает технические проблемы. Гарантированные тарифы обеспечивают интересы бизнеса, привлечение инвесторов.
- В настоящее время установленная мощность ВИЭ в нашей стране составляет 17%. Есть планы по доведению этого показателя до 30% и даже 40% к 2030 году. Возможно ли это?
- Конечно, возможно. Известно, что Азербайджан имеет потенциал в размере более 26 гигаватт ветряной и солнечной энергии на суше и 157 гигаватт ветроэнергетического потенциала в азербайджанском секторе Каспийского моря, из которых 35 гигаватт приходится на мелководную часть. Кроме того, технический потенциал ВИЭ в Карабахе и Зангезуре превышает 10 гигаватт. Используя вышеуказанный потенциал, можно достичь поставленных целей по удельному весу ВИЭ в установленной мощности электроэнергии. В рамках специальной сессии Бакинской энергетической недели в Шуше между Министерством энергетики и компанией Masdar из ОАЭ были подписаны «Исполнительное соглашение об оценке, развитии и реализации в Азербайджанской Республике проектов солнечной и ветряной энергетики промышленного масштаба мощностью по 1 ГВт на суше» и «Исполнительное соглашение об оценке, разработке и реализации интегрированных проектов по ветряной энергетике и «зеленому» водороду мощностью 2 ГВт на море». Эти проекты строительства СЭС, ВЭС и производства водорода мощностью 4ГВт, будучи крупнейшими производственными мощностями в области ВИЭ, создадут широкие возможности для развития Азербайджана как страны «зеленого» роста. Некоторые из этих проектов планируется реализовать на освобожденных территориях, что будет способствовать развитию этого региона в концепции «зеленой» энергетической зоны с нулевым уровнем выбросов.
- В настоящее время экспорт электроэнергии из Азербайджана пока еще мал, но в будущем в связи с развитием, в том числе ВИЭ, он возрастет. Насколько реалистичны планы по экспорту нашей электроэнергии в Европу через Турцию по Зангезурскому коридору и через Грузию по дну Черного моря?
- В перспективе экспорт «зеленой» электроэнергии в Европу планируется в основном по трем направлениям. К ним относятся энергетический коридор Азербайджан-Турция-Европа через Нахчыван, Азербайджан-Грузия-Турция-Европа, а также проекты подводного кабельного электроэнергетического и цифрового трафика через Грузию по дну Черного моря и далее в Румынию и Венгрию.
В настоящее время уже достигнуты соответствующие соглашения относительно экспорта электроэнергии мощностью 75 МВт из Нахчыванской Автономной Республики в Турцию. Для осуществления этой работы получены надлежащие разрешения от Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии - ENTSO-Е. Одновременно принимаются меры по прокладке новой линии электропередачи по Зангезурскому коридору в Нахчыванскую Автономную Республику, а оттуда в Турцию и Иран.
Вторую линию планируется проложить через Грузию и Турцию. Здесь с целью увеличения пропускной способности электроэнергии до конца года планируется ввести в эксплуатацию между Азербайджаном и Грузией новую двухцикловую электростанцию «Гардабани» мощностью 330 КВт, к 2025 году построить новую линию мощностью 500 КВт до границы с Турцией и создать дополнительные 700 МВт пропускной способности с расширением преобразовательной подстанции.
Хотел бы отметить, что одним из проектов, поддерживаемых ЕС, является грузино-румынский проект подводного кабеля передачи энергии и цифрового трафика по дну Черного моря. Он предусматривает разработку до конца 2023 года при финансовой поддержке ВБ технико-экономического обоснования прокладки линии электропередачи и цифрового соединительного кабеля между Грузией и Румынией. В настоящее время ведутся переговоры между Азербайджаном, Грузией, Румынией и Венгрией с целью создания четырехстороннего формата сотрудничества. Этот проект, превращаясь в коридор «зеленой» энергии, позволит Азербайджану стать одним из незаменимых партнеров в обеспечении энергетической безопасности Европы и расширить собственную роль поставщика энергоресурсов.
- Есть мнение, что ТЭС в Азербайджане обходятся дешевле, соответственно, и электроэнергия, выработанная на ТЭС, является более дешевой. Но электроэнергия, выработанная с помощью ВИЭ, будет дороже, что скажется на конечном потребителе. Как вы считаете?
- Действительно, в силу низкой цены на природный газ в нашей стране электроэнергия, вырабатываемая на ТЭЦ, обходится недорого. При этом тарифы на электроэнергию в нашей стране регулируются Тарифным советом. Понятное дело, что производство ВИЭ в силу новизны и использования более дорогостоящего оборудования обходится дороже. Однако нет сомнений, что развитие технологий ВИЭ и увеличение инвестиций в сферу возобновляемых источников энергии со временем приведут к снижению эксплуатационных расходов. Кроме того, механизмы поддержки инвесторов положительно влияют на стоимость произведенной электроэнергии. С другой стороны, потребитель оплачивает электро-
энергию по установленному тарифу независимо от того, из какого источника она была получена, и это никак не влияет на конечного потребителя. Таким образом, цены на электроэнергию для конечного потребителя, будь то промышленное предприятие или обычный гражданин, никак не зависят напрямую от себестоимости киловатт-часа электроэнергии.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»