Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
У Пашиняна слабая поддержка населения, но еще больше армяне ненавидят предыдущую власть
Внутриполитическая борьба в Армении обостряется на фоне подготовки к парламентским выборам 2026 года. Подтверждением этому стало недавнее раскрытие заговора с целью осуществления государственного переворота, что вызвало широкий резонанс в обществе.
Своевременное пресечение попытки переворота сыграло на руку действующему премьер-министру Николу Пашиняну, рейтинг которого, по данным социологических опросов, остается достаточно низким. Поддержка главы правительства ограничена узким кругом сторонников и явно недостаточна для уверенной победы на грядущих выборах.
На этом фоне разоблачение заговора оказалось весьма своевременным. Оно позволило Пашиняну выступить в роли гаранта стабильности и усилить свои позиции на фоне фрагментированной оппозиции. Ослабление политических конкурентов и усиление контроля над повесткой потенциально могут привести к росту популярности действующей власти.
Однако остается открытым вопрос: была ли эта попытка госпереворота реальной угрозой или элементом политической технологии в преддверии выборов?
Свою точку зрения на идущие сейчас в Армении политические процессы и их перспективы в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил российский политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
- Власти Армении заявили о раскрытии попытки госпереворота в стране. Была ли в реальности эта самая попытка?
- Считаю, что реальной попытки государственного переворота в Армении не было. Оппозиции попросту нет смысла делать ставку на насильственный захват власти, особенно с учетом того, что у нее есть шанс прийти к власти законным путем - через выборы.
Безусловно, в политическом спектре Армении присутствуют радикальные элементы - особенно среди противников действующего премьера Никола Пашиняна. Это объяснимо: радикалы традиционно тяготеют к националистическим взглядам, а Пашинян, наоборот, представляет собой скорее глобалистский проект. Однако наличие радикальных группировок, даже потенциально вооруженных, еще не означает, что оппозиция в целом отказывается от институционального пути.
В Армении действительно существуют радикальные политические силы, особенно среди противников Пашиняна, поскольку радикалы чаще связаны с националистами, тогда как сам премьер ориентирован на глобалистскую повестку. Однако важно отличать действия отдельных радикальных групп от стратегического курса оппозиции, которая делает ставку на победу на парламентских выборах.
Другое дело, когда велика вероятность того, что, проиграв парламентские выборы, Пашинян не захочет добровольно уступить власть и возжелает применить силу. В таком случае оппозиции необходимо будет не только победить на выборах, но и защищать свою победу от Пашиняна, в том числе на улицах и с применением силы.
- До попытки госпереворота единственной серьезной силой, противостоящей Пашиняну была армянская церковь. Можно ли сейчас, после ареста епископа Баграта Галстаняна и давления, оказываемого на церковь со стороны официального Иревана, сказать, что позициям церкви нанесен сильный удар и она уже не сможет оказать серьезного сопротивления нынешним властям Армении?
- Армянская церковь эволюционирует в политическом направлении по нескольким причинам. Во-первых, националисты во многих странах, и Армения не исключение, связаны с религиозными организациями, особенно с традиционными, которые в какой-то мере фиксируют национальную идентичность. Это в особой форме проявляется у таких малых народов, как армянский и еврейский. Конечно, Пашинян предпринимал попытки разгромить армянскую церковь, но главная религиозная организация в любой стране пользуется большой поддержкой и те политики, которые вступают в конфликт с ней, рано или поздно терпят фиаско. Хорошим примером для Пашиняна в этом плане является Михаил Саакашвили, который начал все больше втягиваться в конфликт с грузинской православной церковью, что закончилось для него поражением и тюрьмой.
Во-вторых, как армянская, так и грузинская церкви связаны с традиционными ценностями, которые поддерживает большинство населения. Церкви бросают вызов, как правило прозападные политики-глобалисты, такие как Пашинян и Саакашвили, которые отрицают церковь с точки зрения ценностей. То есть они может и верят в Бога, но отрицают политическое влияние, как грузинской, так и армянской церквей. Но при этом, чем более радикальную глобалистскую политику проводят такие личности, как Пашинян и Саакашвили, тем больше церковь под давлением населения вынуждена политизировать свою активность.
- В Армении в последнее время имело место много арестов высокопоставленных политиков и общественных деятелей. Но международные организации, такие как Совет Европы, ОБСЕ, Amnesty International и Human Rights Watch промолчали по этому поводу. В то время как аналогичные нарушения в странах, не являющихся союзниками Запада, обычно вызывают резкую реакцию и угрозы санкций. С чем связано такое поведение упомянутых международных организаций?
- В молчании этих организаций нет ничего удивительного, ведь они глубоко политически коррумпированы. Они прошли то, что великий социолог начала XX века Михоэльс называл «железным законом олигархии». Под ним он подразумевал исторический цикл классических организаций в открытом обществе. Дело в том, что все эти организации создаются как искренние, рисующие те или иные устремления общества. Получив поддержку народа, они занимают важное место в обществе, но со временем постепенно коррумпируются правящими олигархическими группировками и начинают обслуживать их интересы. Данный путь прошли все перечисленные вами международные правозащитные организации. В настоящее время они представляют собой политически коррумпированные организации, готовые поддержать любые политические репрессии, если им приказывают это сделать кураторы. Ожидается, что в Европе в скором времени начнут запрещать все политические партии правого толка и я уверен, что вышеуказанные международные правозащитные организации поддержат эти запреты. Таким образом, это уже не действующие, а бывшие правозащитные организации. Азербайджан хорошо знает это по опыту сотрудничества с БДИПЧ ОБСЕ, которая фактически занималась фальсификацией наблюдений за выборами.
- Каковы перспективы внутриполитической борьбы в Армении: чем завершится нынешний этап?
- Предсказать итоги текущей внутриполитической борьбы в Армении затруднительно. Дело в том, что большая часть армянского общества глубоко фрустрирована решительными и жесткими действиями Азербайджана по восстановлению своего полного контроля над Карабахский регионом. За это армянское общество ненавидит Пашиняна. Но еще больше общество ненавидит прежнюю коррумпированную власть, люди просто боятся передать власть в руки бывшим, так как эти реваншистские силы могут опять вовлечь Иреван в войну с Баку, в которой Армения потерпит еще более сокрушительное поражение в будет вынуждена отдать полностью Зангезур. Потому сегодня в Армении идет некое соревнование антирейтингов, хотя в современном мире это является все более укрепляющейся тенденцией. Недаром и последние президентские выборы в США прошли в виде соревнования прежде всего антирейтингов. Пашинян пользуется маленькой поддержкой населения, с другой стороны, его оппонентов народ ненавидит еще больше. Пашинян показал себя хитрым политиком и пользуется мощной поддержкой Запада, особенно Франции и ЕС.
- Как эта борьба может отразиться на перспективах заключения в ближайшее время мирного договора между Азербайджаном и Арменией?
- Безусловно, обострение внутриполитической борьбы в Армении негативно влияет на заключение мирного договора между Баку и Иреваном. Армяне понимают, что им придется подписать мирный договор, но они очень не хотят этого. Они хотели бы, чтобы возникшая ситуация разрулилась по-другому: возможно в виде некоего чудо-оружия, которое спустилось бы на них из неоткуда или произошло бы какое-то политическое чудо. Поэтому армянскому обществу очень не нравятся армянские политики, готовые подписать мирный договор с Азербайджаном путем уступок справедливым требованиям Баку. Следовательно обострение борьбы понуждает политиков больше обращаться к радикальным националистическим настроениям армянского общества и в этом смысле является препятствием для подписания мирного соглашения. Вот если чья-то власть установится в Армении по-настоящему твердо, тогда сразу и появится реальная возможность для подписания мира. Но пока в Армении продолжается борьба за власть, подписание мирного соглашения в таких условиях видится маловероятным.