Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Спасая Сирию

Экономика
16 Июль 2025
18:09
205
Спасая Сирию

Азербайджан сможет найти необходимые объемы газа для поставок в эту страну

В ходе визита в Азербайджан Президента Сирийской Арабской Республики на переходный период Ахмеда аш-Шараа наряду с другими направлениями двустороннего сотрудничества обсуждались и перспективы взаимодействия в энергетической сфере.

Учитывая, что Сирия в настоящее время переживает острый энергетический кризис, стороны договорились о реализации в ближайшей перспективе проекта по экспорту азербайджанского природного газа в Сирию через территорию Турции. Этот шаг станет важным вкладом в обеспечение энергетической безопасности Сирийской Арабской Республики, а также будет способствовать укреплению экономических связей между странами и развитию регионального сотрудничества в энергетической сфере.

Свою оценку реальности проекта по поставкам азербайджанского газа в Сирию, а также итогам первого полугодия в энергетическом секторе Азербайджана в интервью газете «Бакинский рабочий» дал отечественный эксперт, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. 

- Объявлены итоги первого полугодия 2025 года по добыче и экспорту нефти и газа Азербайджаном. Какие особенности вы могли бы отметить?

- В нефтегазовой сфере существенных изменений не отмечается: сохраняется устойчивая тенденция снижения объемов добычи нефти при одновременном росте добычи природного газа. Так, за первое полугодие текущего года в Азербайджане было добыто 13,66 млн тонн нефти и газового конденсата, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 14,42 млн тонн (снижение составило около 760 тыс. тонн). Если темпы падения сохранятся, то по итогам 2025 года объем добычи нефти и конденсата может сократиться на 1,5 млн тонн по сравнению с прошлогодними результатами. Это подчеркивает необходимость переоценки стратегии в нефтяной отрасли и, возможно, ускорения перехода к газоориентированной модели развития.

К слову, в 2024 году добыча нефти и газового конденсата в Азербайджане сократилась на 1 млн тонн по сравнению с 2023 годом. Что свидетельствует об ускорении темпов падения добычи в нашей стране. Естественно, снижение добычи напрямую отражается на объемах экспорта нефти: в первом полугодии текущего года экспорт сократился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объемов экспорта нефти, в свою очередь, ведет к сокращению доходов от реализации энергоресурсов на мировых рынках. Следует отметить, что в первом полугодии текущего года уменьшение нефтяных доходов было обусловлено не только сокращением экспортируемых объемов, но и снижением средней мировой цены на нефть - на $9 за баррель по сравнению с первым полугодием 2024 года.

На мой взгляд, до начала добычи нефти на месторождении «Карабах» нам вряд ли удастся стабилизировать общее падение добычи нефти в республике - банально из-за отсутствия дополнительных ресурсов. Поэтому, когда слышишь оптимистичные прогнозы ОПЕК и Международного энергетического агентства о росте добычи нефти в Азербайджане уже в 2026 году, это вызывает скорее снисходительную улыбку. По всей видимости, эксперты, делающие такие прогнозы, не обладают глубоким пониманием нашей нефтедобывающей отрасли.

Добыча на упомянутом месторождении, согласно расчетам bp, начнется не раньше 2030 года, и в перспективе предполагается добывать там до 350 тыс. тонн нефти ежегодно, что, конечно, не способно компенсировать текущее падение.

Также следует отметить, что несмотря на общий рост объемов добычи газа в первом полугодии этого года, темпы этого роста заметно снизились по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет. Основная причина - добыча газа на нашем ключевом проекте - Шахдениз-2 - уже в прошлом году вышла на плато, что ограничивает дальнейшее увеличение объемов. Дополнительно негативно повлиял временный вывод из эксплуатации одной из добывающих скважин на две недели в начале 2025 года из-за технических неполадок. В итоге общий рост газодобычи за первые шесть месяцев 2025 года составил всего лишь 1,1%, что значительно ниже ожиданий.

- Каковы перспективы проекта по экспорту азербайджанского газа в Сирию?

- В пользу реальности данного проекта свидетельствует наличие между Турцией и Сирией готовой к эксплуатации инфраструктуры - газопровода протяженностью 60 км, соединяющего турецкий город Килис и сирийский промышленный центр Алеппо, с пропускной способностью до 2 млрд кубометров газа в год. В настоящее время Сирия переживает глубокий энергетический кризис. Если до начала гражданской войны в 2011 году годовое потребление электроэнергии в стране составляло порядка 50 млрд кВт·ч, то в 2024 году этот показатель снизился до менее чем 15 млрд кВт·ч. В связи с этим Дамаск заинтересован в импорте газа, который планируется использовать на существующих теплоэлектростанциях для выработки электроэнергии, что позволит частично смягчить энергетический кризис. Хотя Сирия могла бы импортировать сжиженный природный газ, такой вариант оказался бы значительно дороже трубопроводных поставок. Поэтому к концу мая 2025 года было завершено строительство вышеупомянутого газопровода, а также подписано межправительственное соглашение между Сирией и Турцией о поставках газа.

- Однако наличия одной лишь трубы для поставок газа мало. Имеются ли у Азербайджана свободные объемы газа, которые мы могли бы экспортировать в Сирию?

- Согласно данным, предоставленным нашим Министерством энергетики, в первом полугодии текущего года наблюдалось некоторое сокращение объемов газа, экспортированного в Европу. Вероятнее всего, это связано с уменьшением потребности в газе со стороны некоторых европейских стран. В то же время отмечается рост объемов азербайджанского газа, реализованных на турецком рынке.

Что касается поставок газа в Сирию, то в оставшиеся до конца года месяцы, исходя из пропускной способности существующего трубопровода, туда можно будет направить примерно 800-900 млн кубометров газа. Проще говоря, именно такой объем газа Азербайджану необходимо найти для экспорта в Сирию. Эти объемы можно обеспечить за счет нескольких источников. Например, недавно введенная в строй новая ТЭС «8 ноября» в Мингячевире, оснащенная современным оборудованием, будет сжигать значительно меньше газа для выработки того же объема электроэнергии по сравнению с другими ТЭС страны. В результате за год работы ТЭС «8 ноября» можно сэкономить до 1 млрд кубометров газа. Соответственно, за полгода работы экономия составит около 500 млн кубометров, которые можно будет перенаправить на экспорт в Сирию.

На других азербайджанских ТЭС ведутся работы по модернизации оборудования и повышению эффективности расхода газа. Также в первом полугодии текущего года выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях (ГЭС) выросла почти на 300 млн кВт/ч по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему способствовала более дождливая погода и повышенный уровень воды в реках. Этот рост производства электроэнергии на ГЭС позволяет дополнительно сэкономить порядка 100 млн кубометров газа.

Кстати, в августе начнет работу первая очередь крупнейшей в нашем регионе ветроэлектростанции (ВЭС) с установленной мощностью 240 МВт, которая возводится саудовской компанией ACWA Power. К концу сентября объект будет полностью введен в эксплуатацию. За счет работы этой ВЭС до конца года планируется сэкономить около 100 млн кубометров газа.

Также стоит отметить, что до недавнего времени в Азербайджане стояла относительно прохладная погода без сильной жары, что способствовало снижению потребления электроэнергии и, соответственно, расхода природного газа, поскольку основная часть электроэнергии в стране производится на ТЭС именно за счет его сжигания.

В результате, к концу 2025 года в Азербайджане вполне реально сэкономить 800-900 млн кубометров газа, которые можно будет направить в Сирию без необходимости импорта дополнительных объемов из других стран. Предполагается, что поставки будут осуществляться по своповой схеме: Азербайджан передаст свой газ турецкой стороне на грузино-турецкой границе, а турецкая компания BOTAS, владеющая турецкой частью газопровода Килис-Алеппо, обеспечит транспортировку соответствующего объема газа в Сирию.

- Есть мнение, что реализация проекта по поставкам азербайджанского газа в Сирию в дальнейшем позволит поставлять газ и в другие страны Ближнего Востока, такие как Египет, Иордания и Ливан. Таким образом, перед Азербайджаном открываются широкие перспективы.

- Я знаком с этим сценарием, но, честно говоря, не вижу достаточных оснований для его реализации. Когда речь заходит о поставках газа, в первую очередь возникает вопрос коммерческой цены. Страны Ближнего Востока, которые вы упомянули, вряд ли будут приобретать у нас газ даже по той цене, по которой мы продаем его Турции, не говоря уже о более дорогих европейских рынках.

В отличие от нефти, экспорт газа существенно зависит от расстояния до рынка сбыта - чем дальше рынок, тем выше конечная цена нашего газа. Соответственно, на удаленных рынках прибыль от реализации газа будет заметно снижаться.

Другой важный момент - отсутствие газопровода между Сирией и Иорданией. Не думаю, что Амман будет готов инвестировать в строительство такого трубопровода. Более того, зачем Иордании импортировать азербайджанский газ, который поступает с большого расстояния и стоит дорого, если они уже получают газ от соседнего Израиля? К тому же Израиль поставляет газ и в Египет. Известно, что сейчас Израиль добывает около 24 млрд кубометров газа в год: примерно половина этого объема используется внутри страны, а оставшаяся половина экспортируется - 2 млрд кубометров получает Иордания, а около 10 млрд - Египет.

Таким образом, Азербайджан вряд ли сможет поставлять газ дальше Сирии. Вероятно, те, кто предполагал упомянутый  сценарий, имели в виду деятельность азербайджанской компании SOCAR, которая владеет 10% в израильском месторождении Тамар. С этой точки зрения можно сказать, что азербайджанский газ попадает в Иорданию и Египет. Однако это не совсем корректно: например, венгерская компания MOL владеет 5% в проекте «Шахдениз», но при этом никто не утверждает, что Венгрия поставляет газ в Турцию. Это все же азербайджанский газ.

Так и в случае с SOCAR - речь идет об экспорте израильского газа, а не азербайджанского.

 

Экономика
Новости