Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Пять встреч Рафига Гафарова с общенациональным лидером Гейдаром Алиевым
Ученые подробно доложили Гейдару Алиевичу о достоинствах выращивания цветного хлопка и сорго, об экономической выгоде от культивации этих культур на территории Азербайджана. Он внимательно выслушал всех, и, судя по его вопросам и актуальным репликам, идея ему очень понравилась и заинтересовала его. Затем он попросил всех выйти, и мы остались втроем. У него было свое видение этой встречи, информация была ценная, и он, наверное, не хотел преждевременной ее огласки.
Когда ему доложили, что Азербайджан столько-то миллионов тонн хлопка производит и можно получать прибыль от продажи хлопка красного, зеленого, белого и других цветов, он поднялся, размышляя над услышанным. Ему рассказали, что в условиях местного климата с кормовой травой сорго они также экспериментировали, в условиях Азербайджана можно по три-четыре урожая в год получать. Эта идея тоже ему понравилась.
Кроме того, в Якутии наш Ленский район заготавливал миллион кубов древесины - 90% леса таежной части РФ. Я мог бы договориться о поставке в Азербайджан сотен тысяч кубов. И это одобрительно было встречено Гейдаром Алиевичем. Я видел в Карабахе разруху, хотел помочь Азербайджану и маршрут доставки разработал из Якутии до Волги, от Волги до Астрахани, от Астрахани по морю в Азербайджан…
На этом наша встреча закончилась, он тепло попрощался с нами, но не успели мы покинуть его резиденцию, как вдруг нас догоняют, останавливают и говорят: «Гейдар Алиевич вас приглашает на обед».
Мы вернулись, Гейдар Алиевич усадил меня за стол рядом с собой с правой стороны, по левую руку от него сидел Фарман Салманов. На обеде присутствовали посол и члены правительственной делегации. Увидев перед собой на столе тарелки со множеством вилок и ножей, я слегка растерялся, не зная, что мне с ними делать. Пришлось незаметно подсмотреть, кто какую вилку и нож берет, и повторять движения за ними.
- Надо было dədə-baba qaydası ilə… Это только приветствовалось бы им.
- Быть может… На столе было много закусок, воды, соков, но спиртное отсутствовало. Гейдар Алиевич на правах любезного и гостеприимного хозяина поинтересовался, откуда я родом, спросил о семье, детях. Мы слегка перекусили. Фарман Курбанович по-свойски обратился к Президенту Азербайджана с намеком:
- Гейдар Алиевич, Вы что-то сибиряков «обижаете»…
- Почему, Фарман Курбанович?
- А потому, что двух сибиряков усадили рядом с собой, а «сто грамм» не наливаете. Вы же знаете, у меня не идет «всухую».
Гейдар Алиевич расхохотался и сказал: «Налейте этим сибирякам, camaata araq süzün». На столе тотчас появились виски и водка. Мы выпили, и он начал рассказывать, как в течение трех лет пытался «пробить» съемки фильма Андрея Кончаловского «Сибириада». Прообразом главного героя фильма был Фарман Салманов, поэтому армяне активно мешали его запуску в производство. Слушая его, я еще раз поразился его таланту рассказчика, остроумной и образной речи.
Обед близился к концу, когда к нему по-соседски, в дачной одежде зашел бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Мироненко. Он сел с нами за стол и после непродолжительного общения рассказал анекдот:
«Василий Иванович звонит Петьке по телефону и спрашивает:
- В чьих руках опушка леса?
- В наших!
- Хорошо!
Через некоторое время звонит опять:
- Петька, в чьих руках опушка леса?
- Белые пришли и нас вышибли.
- А ты откуда командуешь?
- Я, Василий Иванович, командую из танкового корпуса.
- Как так?
- Ну от танка один корпус остался, вот я из него и командую! В течение дня то белые с боями, то красные занимали опушку леса.
Наконец, Василий Иванович в очередной раз звонит и спрашивает:
- Петька, в чьих руках опушка леса? В наших?
- Heт.
- Значит, опять белые захватили?
- Нет.
- Тогда в чьих?
- Пришел лесник и нас всех разогнал!».
Когда стих смех, Мироненко говорит: «Гейдар Алиевич, я рассказал этот анекдот не зря: в Азербайджане, как на опушке, раз пришел к власти Алиев, и «белые», и «красные» получат сполна!»
Это была моя вторая встреча с Гейдаром Алиевичем Алиевым. О третьей я вам уже рассказал.
Увы, ни одна из идей, о которых шла речь на встрече с учеными, так и не была реализована в жизнь. Приготовленная к поставке в Азербайджан древесина еще долго ждала своего часа отправки на родину якутского азербайджанца. К нему приезжали посредники-перекупщики, по цыганской почте осведомленные об огромных запасах заготовленной древесины и готовые приобрести ее, но Р.Гафаров решительно отказывал всем: «Это дела межгосударственные. Я готов продать ее, но в случае, если эту древесину закупит государство!»
- Что в Гейдаре Алиеве впечатлило вас более всего?
- Четкость в работе, великолепная память и моментальное владение ситуацией. О какой бы проблеме ни говорилось, он тут же концентрировал внимание на сути проблемы и искал ее решение.
Я, например, некоторые качества перенял у него - могу принять моментальное решение. Для меня нет проблемы, которую я не могу решить… Одно дело - проблему решить грамотно, другое дело - неграмотно. Но тем не менее, без решения проблему никогда не оставляю. Я принимаю моментальное решение по всем вопросам, и Рустам, мой сын, иногда по этому поводу на меня обижается. Когда он начинает мне что-то рассказывать, я его перебиваю: «Дальше можешь не говорить». И сразу «въезжаю» в проблему…
- Этому свидетельство ваше решение оставить 51% акций по приватизации прииска за рабочими и служащими и как они недальновидно пошли на поводу у провокатора Милько…
- Они сейчас разочарованы и плачут. Приходят ко мне, пишут: «Ах, Абилыч!..»
А что Абилыч, это был их выбор, ну вот и идите за такими, как Милько…
Наша экспедиция «Якутбурнефтегаз» по объему была наравне с «Сургутнефтегазом». В Сургуте, нашлись умные люди, которые провели приватизацию так, как я предлагал. Появились «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», они остались экономически относительно независимыми. Вот это про синдром Милько…
В июне 2000 года по инициативе Президента Азербайджана Гейдара Алиева и азербайджанцев, занимавшихся диаспоральной работой на территории России, при поддержке официального Баку в Москве было проведено учредительное собрание. Почетным гостем стал Гейдар Алиев. На меня была возложена высокая честь председательствовать на этом форуме, ставшем знаменательной вехой в деле объединения многочисленных разрозненных азербайджанских организаций во Всероссийский азербайджанский конгресс (ВАК). На протяжении нескольких лет я был членом Центрального совета ВАК. Благодаря дальновидности Гейдара Алиева азербайджанское диаспорское движение с каждым днем все более набирало обороты и завоевывало заслуженное уважение и политический вес как на российской, так и на международной арене.
- Вот вам посчастливилось не раз встречаться и даже общаться с Гейдаром Алиевым. Что он был за человек? Его характерные черты…
- Для меня это его взгляд на вещи. Обязательность. Корректность. Решительность. Он любого человека видел насквозь...
- …был проницательным...
- Ну да, может быть, иногда партийность не давала ему быть более гибким… Я думаю, от этого он сам страдал, но потом все изменилось и он начал проявлять гибкость и т.д.
- Он бы тогда не смог состояться в период Советов…
- Гейдар Алиев был великим стратегом. Кто бы мог догадаться, что Советского Союза не станет? Он привел в Азербайджан космическую отрасль, единственный завод бытовых кондиционеров был в Азербайджане, Габалинская радиолокационная станция его усилиями была построена у нас, он пригласил инженеров строить морские эстакады для шельфового бурения… Он - великий человек, дальновидный руководитель, думал о народе.
- И при этом ему самого себя надо было оберегать от недоброжелателей, завистников, а это в условиях соцреализма в СССР, когда каждый норовил вонзить нож в спину…
- Многие путают ура-патриотизм и патриотизм спокойный… Пятая моя встреча с Гейдаром Алиевым была очень знаменательной для меня и для всех азербайджанцев, тогда состоялся Первый съезд азербайджанцев всего мира (2001 г.), где великий Гейдар Алиев произнес проникновенные слова: «Mən fəxr edirəm ki, mən azərbaycanlıyam! Azerbaycan butun dunyada yaşayan azerbaycanların vətənidir».
Я хотела поговорить с Рафиг муаллимом и о его вкладе в борьбу с врагом нашего народа, которого поставила на колени наша славная Азербайджанская армия во главе с Верховным Главнокомандующим, Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Но вдруг увидела прищур своего собеседника - знаменитый гейдаровский прищур.
- Да… Многое вы переняли от Гейдара Алиева (смеемся).
- Мой брат говорит: «Sənin gözlərini görəndə, Heydər Əliyev yadıma düşür».
Исмаил, мой шурин, подчеркивает: «Ты как Гейдар Алиев говоришь»…
- Bir tikə yedə...
- Я возьму с собой…
- С собой не даю, а вот эту книгу могу вам подарить…
- С автографом, пожалуйста.
- Какое сегодня число?
Сын: - 28 августа.
- О, хорошее число.
А я подумала про себя, возможно, это число связано с исходом армян из Ханкенди, но промолчала… Ведь мой собеседник не хочет говорить на эту тему.