Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Наша этнокультурная идентичность больше, чем ремесло
На днях азербайджанский ученый-ковровед, доктор искусствоведения, председатель ОО «Азербайджанские ковроделы», профессор Ройя Тагиева была удостоена в Южной Корее Международной премии JIAPICH за 2024 год.
Единственная в мире ежегодная международная премия Jeonju International Awards for Promoting Intangible Cultural Heritage (JIAPICH) оценивает деятельность по сохранению и защите нематериального культурного наследия, поддержке социального единства и национальной идентичности, а также содействию дальнейшему развитию международных сообществ.
Как отметил председатель жюри Международной премии «Чонджу», профессор Гилад Цуккерман на церемонии вручения награды, «доктор Ройя Тагиева, будучи опытным специалистом, посвятила свою жизнь сохранению и пропаганде азербайджанского ковра и ковроделия. Профессор Ройя Тагиева внесла неоценимый вклад в развитие и популяризацию азербайджанского ковроткачества, сделав его неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Под ее руководством в 2010 году была создана организация «Азербайджанские ковроделы», целью которой стало возрождение национальных традиций и передача богатого культурного наследия молодому поколению. Уже в 2012 году организация получила аккредитацию UNESCO, что подчеркнуло ее значимость на международной арене.
В эпоху глобализации, когда национальная самобытность подвергается угрозам, деятельность Ройи Тагиевой особенно важна. Она акцентирует внимание на сохранении уникальных ковровых традиций, передаче технологий ткачества и поддержке преемственности в условиях рыночной экономики. Реализация образовательных и творческих программ способствует вовлечению молодежи в это древнее искусство, обеспечивая его устойчивое развитие в регионах Азербайджана и укрепляя позицию азербайджанского ковра как символа национальной культуры.
Мы беседуем с профессором Ройей Тагиевой о том, чему она посвятила свою жизнь, о деятельности руководимой ею общественной организации и галереи искусств NUR Art House, расположенной в Ичеришехер.
- Прежде всего от имени редакции «Бакинский рабочий» позвольте поздравить вас с высокой наградой, полученной в Южной Корее.
- Благодарю. Признаюсь, абсолютно не ожидала такого сюрприза, получив приглашение на участие в этой номинации. И была очень рада, узнав, что среди участников из 40 стран была выбрана моя кандидатура. Считаю эту награду большой честью, она послужит не только дальнейшему углублению знаний об азербайджанском нематериальном культурном наследии, но и развитию отношений международных институтов и культурного сообщества Азербайджана. Еще раз хочу выразить искреннюю признательность организаторам и участникам JIAPICH-2024.
- Пожалуйста, расскажите, что включает в себя сегодня понятие нематериального культурного наследия?
- Согласно Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 октября 2003 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры, нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. В понятие нематериального культурного наследия отдельных государств и народов сегодня включается в целом представление о всемирном наследии, то есть культурное достояние человечества. Дело в том, что ковер - понятие материальное, но основа его не материальная, изначально это было не просто ремесло, передаваемое из поколения в поколение. Азербайджанский ковер - это отражение духовных и художественных традиций, типа мышления, то есть культурной идентичности и своего рода этнической ментальности нашего народа. Самое важное для нас сегодня - это сохранение ковроткаческих традиций, что и стало основной целью моей деятельности, как в консервации, в том числе и музейной, так и в научном подходе к изучению основ традиций азербайджанского ковра и развития ковроткачества.
Ковер для нашего народа больше, чем ремесло, это наша этнокультурная идентичность, поэтому так важно сохранить и защитить его от искусственных притязаний. Благодаря подобному отношению азербайджанский ковер стал, если можно так выразиться, брендом нашей культуры. И сегодня в век интеграций культур, при которой все-таки существует угроза универсализации и потери культурной самобытности народов, так важно давать отпор этим вызовам и работать в соответствии с нынешними требованиями.
- Ваша галерея NUR Art House проводит интересные мероприятия и тренинги, а какие проекты вы реализуете в последнее время?
- Сейчас мы работаем над проектом курсов для детей с родителями. Дело в том, что в век социальных сетей очень ослабли контакты между родителями и детьми, все сидят в компьютерах или телефонах, общение свелось к минимуму. Нет той среды, когда дети росли с рассказами родителей и сказками бабушек, когда обычаи и традиции передавались от старших к младшим. В связи с этим мы ищем новые формы передачи и сохранения нашего наследия. Мы приглашаем родителей с детьми, чтобы и дома они могли вместе обсуждать и делать то, чему мы их обучаем. Это способствует связям между родителями и детьми, развитию общих интересов.
На протяжении многих летмного внимания мы уделяли вынужденным переселенцам, привлекали на наши мероприятия ковроткачих c оккупированных территорий, чтобы они не теряли свою региональную самобытность ковроткачества и обучали молодое поколение. Верю, возвратившись на свою родную землю, они будут продолжать эти традиции, и бесконечно счастлива, что наша исконная земля обрела своих хозяев.
Совсем недавно наше общество провело мероприятие для матерей и жен героев-шехидов, были организованы курсы для них, выданы сертификаты. Эти сильные женщины с удовольствием занимаются творчеством. У нас много мероприятий для широких слоев нашего общества, но особое место занимает работа с молодым поколением.
- Как вы характеризуете ковроткачество - как вид искусства или ремесла?
- Ковроткачество - изначально ремесло, перешедшее в полноправный вид искусства. В азербайджанском ковре искусство первично, в нем присутствуют такие понятия, как композиция, орнамент, колорит. Но здесь, как я уже отметила, бесценно духовное начало, благодаря преемственности традиций свидетельствующее о представлениях нашего народа о природе, быте, отношении к жизни. Это общие понятия, представленные в виде орнаментального искусства, а то, как они выражались и переносились на ковры, ювелирные изделия и на дерево, - это уже ремесленные навыки.
- Что вообще включает в себя понятие современного ковроткачества Азербайджана, если в музеях мы демонстрируем сплошь старинные образцы?
- Однажды на выставке ко мне подошла девочка лет семи-восьми и выразила желание заниматься коврами. Специально для детей мы разработали программу, и шестилетние дети выдали нам воистину фантастические композиции! Активный деятель нашего общества, художник Эльдар Гаджиев работает с детьми и всегда с восхищением отзывается о работах своих подопечных. Наши художники работают и с учениками, и их родителями, и это более высокий уровень. Они делают композиции и эскизы, работают над художественной стороной ковров, над переосмыслением и интерпретацией уже созданных художниками-ковроделами Л.Керимовым, К.Алиевым, Э.Микаиловым образов.
- Что делается для того, чтобы в ведущих музеях мира, наконец, отличали «азербайджанский» ковер от «кавказского или персидского», как сегодня это подтверждают исследования многих ученых по этногенезу и этноидентификации азербайджанских ковров?
- Над этим мы работаем уже давно, задействовав по атрибуции ковров искусственный интеллект. Проект вызвал большой интерес, был представлен в Португалии, а в прошлом году в Стамбуле. За три года мы смогли сделать описание безворсовых ковров, и ИИ по технологии и по композиции на 89% нашел и подтвердил их идентификацию. Наша организация подала заявку на грант, и она уже прошла в Португалии.
- Ваша галерея служит также учебной базой для студентов, а насколько активен интерес молодежи к ковру, выставляются ли их работы?
- Что касается студентов, признаюсь, не хотелось дублировать работу учебных заведений, поэтому мы нацеливаем их больше на развитие индивидуального творчества и искусства, проводим персональные выставки, в которых ярко представлено их собственное видение. Мы заинтересованы в этом для привлечения посетителей и покупателей ковровых изделий, что тоже становится для студентов стимулом. Изначально галерея не взимает плату за посещение и экскурсию, но необходимость для содержания иметь маленькое производство диктует само время. Продаваемые на выставках изделия делают ткачихи - члены нашего общества, мы с ними работаем и стараемся создавать безворсовые изделия по забытым технологиям.
Пользуясь возможностью, хотела бы отметить, что мы нуждаемся в государственной поддержке. Сегодня в UNESCO в ходу понятия создания условий и помощи создателям, а, если бы у нас была такая помощь, нам было бы легче осуществлять намеченные цели. Также хотела бы поблагодарить вашу редакцию за внимание к традиционному искусству и предоставленную площадку для освещения насущных вопросов в деле сохранения и передачи наследия.