Басти Паша

Басти Паша

Мастер современной сцены

Культура
27 Май 2025
10:35
636
Мастер современной сцены

В Аздраме отметили 75-летний юбилей  Джафара Намига Камала

На сцене Азербайджанского государственного академического национального драматического театра состоялась премьера спектакля «Ревизор» по мотивам комедии Н.В.Гоголя в постановке режиссера Микаила Микаилова, приуроченного к 75-летнему юбилею народного артиста Джафара Намига Камала.

Актер Джафар Намиг Камал в особом представлении не нуждается. Азербайджанский зритель прекрасно знаком с его творчеством по его ролям как на сцене Театра юного зрителя (ТЮЗ), так и в спектаклях Академического национального драматического театра. 
После показа мы встретились с Джафаром Намигом Камалом в стенах родного ему театра. Актер поделился воспоминаниями о своем детстве и юношеских годах. Родился он в обычной семье. С детства, когда приходили гости, мать готовила угощения, а он с братом развлекали родных. Он рос без комплексов. Позже братья выступали в постановках на школьных мероприятиях и ему всегда доставались главные роли.  
«Это был очень интересный период в нашей с братом жизни, - рассказывает артист. - С 1961 года я начал посещать студию заслуженного артиста Мамедага Дадашева, который по всему Баку искал юных талантов. Мамедага муаллим работал в ТЮЗе и одновременно вел театральный кружок в Доме пионеров Октябрьского (ныне Ясамальского) района Баку. Первая пьеса, в которой я выступил еще мальчишкой, была Ana can («Родная мама») Юсифа Азимзаде. Я записал в кружок и своего старшего брата 
Ильхама. Многие, кто посещал этот кружок, впоследствии достигли больших успехов. Позже мне посчастливилось выступать в Народном театре Лютфи Мамедбекова, который находился в центре города. Там поставили спектакль «На дне» М.Горького и транслировали в прямом эфире на Азербайджанском телевидении. Тогда не было предварительных записей, монтажа. Представляете, нашу ответственность и волнение! - c мальчишеским азартом говорит актер. - Там ставили серьезные спектакли Danabaş kəndin əhvalatları («События в селении Данабаш») Дж.Мамедгулузаде, «Дамоклов меч» Н.Хикмета и др. Эти спектакли, как и многие другие, транслировались на AzTVтв. Когда мне было 11 лет, Мамедага Дадашев у себя в студии учил меня сценическому мастерству, а через 11 лет мы стали партнерами по сцене ТЮЗа, где я проработал 25 лет. В разные годы здесь работали актеры высокого уровня - Юсиф Велиев, Фирангиз Шарифова, Гусейнага Садыхов… Я был дублером Гусейнага Садыхова. Его знаменитая роль Хоруз баба принесла ему любовь детской аудитории - он был подлинным любимцем юных зрителей. У него было чему поучиться. 
В 90-е актеры, творческая молодежь часто собирались за чашкой чая - делились прочитанным, обсуждали идеи для будущих постановок. В это время режиссер Вагиф Ибрагимоглу открыл свою театральную студию и пригласил актеров из многих театров. Из ТЮЗа были приглашены я, Гюльшан Гурбанова, Мубариз Алиханоглу. 
- Однако, вернемся к спектаклю «Ревизор», показ которого был приурочен к вашему юбилею…
- Этот спектакль был в репертуаре нашего театра. Его предложила художественный руководитель и главный режиссер Аздрамы Мехрибан Алекперзаде, предложив отметить мой юбилей возобновлением постановки. Я подумал: а почему бы и нет? Это ведь Гоголь! Правда, я всегда хотел играть Хлестакова. Будучи еще молодым, я досконально проанализировал эту роль. Но годы берут свое, мы, актеры, все же зависим от возраста и от выбора режиссера. Несмотря на то, что я достаточно привередлив в выборе ролей, как актер я все равно остаюсь зависим от видения режиссера - от того, в какой роли меня видят и воспринимают. 

- Но для актера не существует возраста, а профессионалы вашего уровня востребованы всегда. 
- Моя мечта сыграть Хлестакова,  патологического лжеца, так и осталась мечтой. Мне была доверена роль Городничего Сквозняка-Дмухановского. Я добросовестно работал над этим образом. Это ведь Гоголь - бессмертный писатель с острым сатирическим пером. Его пьесы актуальны во все времена и персонаж Городничего - тому подтверждение. Пока существует человечество, будет жить и это великое произведение Гоголя.
- Согласитесь, важно не просто сыграть роль по заданию режиссера, а внести в образ собственное видение…
- Безусловно. Новые пьесы планируются только к сентябрю. Если режиссеры увидят меня в каком-либо образе и предложат роль, я постараюсь сыграть ее по-своему - найти ту самую изюминку, что придаст персонажу глубину и индивидуальность. Для актера важно не просто выйти на сцену во что бы то ни стало, а быть на сцене с внутренними находками, которые обогащают образ, наделяют его особыми чертами характера. Бог создал человека, а актер на сцене воплощает, оживляет образ, делает его живым и настоящим.
- Вы впервые исполнили роль Городничего. Было особенно интересно услышать со сцены девизы XXI века. Например, фраза: Müvəqqəti narahatçılığa görə üzr istəyirik («Приносим извинения за временные неудобства»), прозвучавшая из уст Городничего XIX века, была воспринята зрителями как нечто вполне естественное и уместное.
- Этот девиз оказался весьма уместен - как, например, надпись на ограждении свалки или нашептывание «особого распоряжения» на ухо одному из чиновников. Это все - мои актерские находки.
Городничий у Гоголя, возможно, и не знал о существовании Кавказа, а мой - цитировал поговорку: Yeməmisən qaz ətini, nə biləsən ləzzətini. К слову, нет ни одной пьесы, в которой бы я не импровизировал. Ведь актер должен оживить образ, вдохнуть в него жизнь. Мы, актеры, не просто играем - мы даем персонажам сценическую жизнь. И в каком-то смысле несем ответственность за их судьбу на сцене.
«Вам понравился финал?» - вдруг спросил меня актер. «Да, - ответила я. - Немая сцена получилась по-настоящему зрелищной. Волнение, тревога и внутренние страхи Городничего ощущались в зале настолько остро, что буквально потрясли зрителей».
- Мой Городниий негодовал до глубины души, - продолжает актер. - Его обманул какой-то мальчишка, а он, взрослый, опытный человек, опростоволосился перед ним. Это было ударом по самолюбию.
Я впервые воплотил на сцене такого подлого негодяя, у которого за душой не осталось ничего святого. И именно это - внутренняя пустота, показная власть, прикрывающая страх, - были самым интересным в работе над образом.
- И каково было вам в этой роли?
- Скажу честно, перевоплощаться в этот образ было непросто. Я пытался придать ему хоть немного человечности, ведь в каждом из нас в той или иной степени существуют положительные и отрицательные черты. 

Иногда задумываешься над тем, откуда берет силы тот или иной актер. Многие актеры, меняя жесты, мимику, голос, костюмы играют на сцене свои роли. Другие, как Джафар Намиг Камал, не просто играют, а перевоплощаются.
И тогда на сцене перед тобой уже не актер, а совершенно другой человек. В этом и заключается гениальность его актерской работы - в полной отдаче и глубочайшем проникновении в суть персонажа.
- Джафар - один из моих самых любимых актеров, - говорит заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, театровед, профессор Марьям Ализаде. - Его мастерство высоко оценено не только у нас, но и далеко за пределами страны. У него необычный голосовой диапазон, своя  узнаваемая манера игры. И при этом, если встретишь его на улице - никогда не подумаешь, что перед тобой актер. Настолько он прост, искренен и открыт в общении. 
- В чем его сила?
- Он обладает редкой способностью к внутренней концентрации. На репетициях Джафар шаг за шагом работает над образом - вживается в него, проживает каждую деталь до мельчайших нюансов, постепенно превращаясь в своего персонажа. Несмотря на то, что Джафар Намиг Камал всегда играл главные роли, в его репертуаре есть и эпизодические работы. Например, в пьесе Ч.Айтматова «И дольше века длится день» он сыграл следователя 30-х годов - небольшой по объему эпизод, но настолько яркий, что врезается в память зрителя. Это профессионал, достигший высокой степени мастерства в своем деле. Он много читает, постоянно совершенствуется, глубоко знаком с трудами Станиславского, Брехта, Юнга - и эти знания он умело применяет в своей актерской практике. 
Марьям ханым с восхищением рассказывала о том, как в последней постановке «Ревизора» Джафар Намиг Камал по-своему переосмыслил образ Городничего. Он не стал повторять манеру игры своих предшественников, а создал собственную интерпретацию, наполненную тонкими психологическими штрихами и нюансами. Эту роль до него исполняли многие, но никто не сумел вложить в нее столько глубины, внутреннего напряжения и индивидуального прочтения.
- Лично я увидела в игре Джафара настоящего, живого коррумпированного чиновника нашего времени, - делится своими впечатлениями Марьям Ализаде. - Джафар - актер без определенного амплуа. Он с одинаковым мастерством справляется с любой ролью: драматической, комедийной, мимической. Он одинаково убедителен и в образах, созданных отечественными авторами, и в ролях по произведениям мировой классики.
Примечательно, что над каким бы образом он ни работал, доводит свою миссию до высокого совершенства. Его сценические образы настолько органичны и живы, что делают восприятие всего спектакля для зрителя одновременно легким и глубоко эмоциональным. 
Зритель любит своего актера - ждет его появления на сцене. Джафар Намиг Камал - настоящий мастер своего дела, его творчество не ограничивается только театром. Его имя связано с множеством театральных и телевизионных постановок, у него богатая фильмография. Его сценическая судьба - это масштабная, разноплановая и заслуженно признанная актерская карьера.

Экономика
Новости