Афет ИСЛАМ

Афет ИСЛАМ

Судьбоносный экзамен

Культура
12 Июль 2025
06:51
146
Судьбоносный экзамен

 В Телевизионном мугамном конкурсе накаляются страсти

Продолжается IX Телевизионный мугамный конкурс, завершилась девятая неделя состязания. Позади два месяца напряженной борьбы, путь до финала стремительно сокращается.

В атмосфере состязания ощущается накал конкуренции, который обостряется с каждым прослушиванием, с каждым выбывшим из конкурсной гонки участником. Следовательно, каждый выход на сцену каждое выступление превращается в судьбоносный экзамен, где каждый балл может определить - продолжит ли конкурсант свое участие или покинет сцену.

Программа недели предусматривала свободный выбор газелей и мугамов для младшей группы, а для их старших коллег, - газели М.Физули, причем, мугам они должны исполнять в более расширенном формате. Во вторник, в день прослушивания первой группы конкурсантов, среди членов жюри отсутствовал народный артист Мансум Ибрагимов.

 

Məndə Məcnundan füzun aşiqlik istedadı var,
Aşiqi sadiq mənəm, Məcnunun ancaq adı var.
Qıl təfağür kim, sənin həm var mənim tək aşiqin,
Leylinin Məcnunu, Şirinin əgər Fərhadı var.

 

Маленькие ханенде - Юсиф Мустафаев с Mirzə-Hüseyn segahı и Мурад Набизаде с Dəşti təsnifi своими кристально-прозрачными, словно родниковая вода, голосами покорили сердца публики. Слушать мугам в исполнении маленьких детей всегда волнительно - с одной стороны, - непривычно воспринимать сложнейший музыкальный жанр из уст этих ангельских созданий, а с другой - они, как правило, поют классически правильный, традиционный мугам, который исполняли наши корифеи. Пронзительно чистые голоса, словно бескрайний мост, пролегающий сквозь время и пространство, связывают века и поколения музыкантов.

Достаточно взглянуть на улыбающиеся лица зрителей, чтобы понять, какой глубочайший трепет, любовь и наслаждение они испытывают слушая начинающих ханенде.

Немало обсуждений вызывает и работа жюри. Несоответствие некоторых оценок неоднозначно воспринимаются зрителями и знатоками мугама - порой они кажутся заниженными или, наоборот, необоснованно завышенными, сопровождаются либо чрезмерной критикой, либо натянутой похвалой. Создается впечатление, что судьи только на девятой неделе конкурса вспомнили, что, оценивание производится не по 9-, а по 10-бальной шкале и потому начали спешно, а порой и невпопад одаривать участников высшими баллами.

Хотелось бы особо подчеркнуть роль в судейской коллегии секретаря Союза писателей, поэта и драматурга Ильгара Фахми, который доходчиво и понятно раскрывает смысл сложных газелей, проводя и для участников, и для любителей мугама, и даже для филологов своеобразный ликбез или краткие лекции по толкованию классической литературы. При этом он проводит интересные параллели между потаенными и сакральными смыслами в газелях средневековых и более поздних поэтов, которых разделяют несколько веков.

Среди взрослых участников, как всегда, своим зрелым, грамотным и ярким пением порадовал Юсиф Джафарбейли с Çahargah təsnifi. С каждым выступлением юноша, демонстрирующий позитивную энергетику и любовь к исполняемым мугамам, радует взор и слух.

Прослушивание в четверг ознаменовалось яркими выступлениями участников и высокими оценками. Сначала маленький Ахад Агаев с большим чувством исполнил мугам Şahnaz, и, хотя его пение не было лишено мелких погрешностей, да и репертуар не совсем отвечал его возможностям, светлая харизма ребенка, излучающая серьезность и решимость стать настоящим ханенде, покорили всех. В итоге он получил максимальную оценку в 60 баллов.

Слушая молодых мугаматистов, с каждым разом демонстрирующих более зрелое, грамотное и эмоциональное пение, не остается сомнений в том, что у них у всех впереди большое будущее исполнителей мугама. Обладая прекрасными голосами и постигая тайны мугама, они еще не умеют полностью использовать все возможности своего голосового аппарата, интуиции и теоретических знаний. Однако каким бы ни было несовершенным пение участников, высокое наслаждение звуками классического мугама в интерпретации юных и свежих голосов доставляет неописуемое наслаждение, проникая в самые затаенные уголки человеческой души.

Сильное впечатление произвела Нармин Мирзаева с Xaric segah. Ее голосовой диапазон и потенциал были раскрыты как никогда ранее - она заслуженно получила 60 баллов и благодарные овации публики. Такую же оценку получил иранский участник Али Рашиди с мугамом Rast, однако пение единоличного лидера конкурса Айтадж Бейбалаевой с мугамом Şur произвело ошеломляющее впечатление и на судей, и на публику, которая слушала ее, буквально, затаив дыхание. Эмоциональное и художественное воздействие ее голоса было настолько сильным, что невольно подумалось, - судьи-женщины-ханенде в возрасте Айтадж (еще студентки) не блистали столь совершенным и идеальным по всем показателям исполнением. Можно с уверенностью говорить о том, что А.Бейбалаева - будущая звезда мугамного исполнительства.

По итогам девятой недели из конкурса выбыла участница из Ирана Насрин Шафии с минимальными 49 баллами.

Анализируя выступления участников, мы не забываем представлять читателям кого-либо из конкурсантов или членов жюри. На этот раз мы предлагаем беседу с отцом маленького и не по годам серьезного Ахада, - Мехти Агаевым.

- С самого раннего детства Ахад проявлял интерес к музыке и обладал сильным голосом, - рассказывает Мехти муаллим. - Потому мы обратились в сельскую музыкальную школу в знаменитом селе Гюлаблы Агдамского района, подарившем стране немало талантливых ханенде. Педагоги отметили музыкальность и слух мальчика, и уже в шесть лет он начал обучение в классе мугамного пения.

Мы предоставили сыну полную свободу в выборе музыкальных специальностей, он сам очень тяготел и выбрал мугамное пение. Учился хорошо, ответственно подходил к занятиям, подолгу слушал записи известных ханенде прошлого и современных исполнителей. Пока его сверстники играли в футбол во дворе, Ахад искал в интернете записи конкретных мугамов, вслушиваясь в их тонкости и детали исполнения. Педагоги, видя его увлеченность, старались разучивать с ним все больше теснифов, народных песен и мугамов.

Ахад изучает музыкальную грамоту, читает по нотам. Когда дома допускает неточности, он сразу понимает, что взял не ту ноту, и отрабатывает каждый звук.

- К столь серьезному конкурсу нужно готовиться задолго и с утроенными силами. С кем Ахад занимался, чтобы не отставать от своих более старших товарищей по мугамному состязанию?

- К конкурсу его готовил заслуженный артист ханенде Тайар Байрамов. Ахад выполняет все советы и рекомендации своего знаменитого наставника, мы очень благодарны Тайару муаллиму за его труды и искреннее отношение к нашему мальчику.

- Сложно ли Ахаду заучивать за короткий период времени новые стихи газелей и новые мугамы, как он готовится к прослушиваниям, переживает ли?

- К счастью, у него нет и тени волнения или страха перед сценой или публикой, хотя, признаюсь, я сам, входя в зал Центра мугама, невольно начинаю испытывать беспокойство. Ахад очень серьезно относится к своим выступлениям. Заучивать газели, конечно же, ребенку нелегко. Он внимательно смотрит повторы прослушиваний, обращает внимание на свои промахи и замечания судей, анализирует их. Ахад понимает, что во имя большой цели он должен отказаться от многих детских радостей, поэтому работает над собой.

Мехти муаллим напомнил, что 10 мая на открытии Центра мугама в Агдаме Ахад вместе с другими детьми исполнил «Гарабаг шикестеси» перед президентами Азербайджана и Турции - Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Пакистана Шахбазом Шарифом. Также ему довелось выступить перед зарубежными гостями в День независимости 28 мая. После этого события мальчик признался отцу, что очень волновался на сцене перед столь высокопоставленными гостями.


Pənbeyi-daği-cünun içrə nihandır bədənim,
Diri olduqca libasım budur, ölsəm, kəfənim.

Edəməm tərk, Füzuli, səri-kuyin yarın,
Vətənimdir, vətənimdir, vətənimdir, vətənim!!

 

 

Экономика
Новости