Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Мугамный конкурс близится к финалу
Вот уже двадцать лет в Азербайджане проводится один из самых популярных и любимых народом конкурсов, - телевизионный мугамный конкурс, который поднял на еще большую высоту бесценное национальное достояние - азербайджанский мугам. Члены судейской коллегии со всех уголков страны ищут и находят самых талантливых детей и молодых исполнителей мугамов, которые вдохнут новую жизнь в древнее традиционное искусство, перенесут его в следующие века и подарят новым поколениям.
Не случайно, конкурс привлекает не только творческую молодежь, но и людей среднего и старшего возраста, потому что глубину, красоту и философию мугама человек постигает, приобретая определенный жизненный опыт, ибо глубинная генетическая память и духовная идентичность азербайджанцев со временем возрождает в них звуки, которыми заслушивались их предки, дает интуитивное постижение утерянных или позабытых сакральных знаний, заключенных в мугаме. Потому что именно на подсознательном уровне азербайджанцы ощущают свое кровное родство с мугамом, обретают способность растворяться в нем без остатка и приближаться к ощущениям абсолютного счастья и просветления.
Каждый член жюри конкурса – это люди, сказавшие свое слово в мугамном искусстве, воспитавшие целую плеяду талантливых мугаматистов и ознакомившие зарубежных слушателей с жемчужиной традиционной музыкальной культуры Азербайджана. Каждый из них представляет особую школу мугама, за плечами каждого из них, - свои заслуги, преимущества и особенности глубины постижения и выражения философии мугама. Осознавая ценность и своеобразие каждого участника, они стараются своими замечаниями улучшить их знания невидимых пластов мугамной музыки, углубить интерпретационные возможности, развить художественный вкус и голосовые способности, направить молодежь по пути осознанного постижения искусства, не имеющего конца и края. Не случайно они адресуют ребят к прослушиванию корифеев прошлого века, которые поставили свою печать совершенства исполнения того или иного мугама, какой-то его части или перехода. На этой неделе в судейской команде отсутствовала народная артистка Сакина Исмайлова.
В советский период истории бытовало мнение, что мугам – искусство, противоречащее коммунистической морали, поскольку он создает пессимистические настроения. В особенности не в чести были певцы, которые исполняли звонкие и долгие зангуле, издавали протяжные соловьиные трели, сохраняя бесконечное дыхание, словно пронзали глаза коммунистов. Потому что зиль-зангуле больше соответствовали духу нашего народа как символ героизма, воинственности и рыцарства. Гениальный Узеир бек при поддержке Джаббара Гаръягдыоглу видел выход из этой ситуации в продвижении певцов, исполнявших мугамы в низких – бям регистрах. Так, ханенде Зульфу Адыгезалов, искусный знаток мугамных дастгяхов, певший на низких и средних регистрах, был выдвинут на передний план, и наш мугам освободился от несправедливых нападок. Вскоре появились его последователи, - Агабала Абдуллаев, Сахиб Шукюров, Абульфат Алиев, Муталлим Муталлимов, Гаджибаба Гусейнов, Алибаба Мамедов, в более поздние периоды Агахан Абдуллаев, Талят Гасымов, Рази Шукюров и другие последователи и выпускники школы Зульфу. Интересно, что с середины 30-х до конца 50-х годов прошлого века певцам, исполнявшим в верхнем голосовом регистре зиль не давали сценических возможностей. Даже голоса уже известных до революции певцов Хана Шушинского и Сеида Шушинского редко записывались на пленку. С приходом на сцену Ягуба Мамедова «зильханам» частично дали возможность выхода. В последующие годы Джанали Акбаров, Сабир Мирзоев, Гадир Рустамов, Гарахан Бейбутов и Алим Гасымов смогли сказать свое слово. Однако неоднозначное отношение к «зильханам» не прекращалось, и печальные последствия этого наблюдаются и сегодня в том, что в некоторых частях мугамов, которые должны исполняться в верхних регистрах, и не каждому ханенде это под силу, многие певцы исполняют в нижних регистрах. Но вся красота мугама в том и состоит, что он исполняется и в верхнем регистре, и в нижнем, и только в таком сочетании проявляется мастерство ханенде, разнохарактерность и многогранность самого мугама.
Однако наступила 11-я неделя мугамного состязания, и программа первого прослушивания во вторник включала газели на слова средневекового азербайджанского поэта A.Хагани, 900-летие которого будет отмечаться в следующем году.
По традиции первыми на сцену выходят маленькие участники. Они как настоящие ханенде исполняли полный дястгях с незначительными сокращениями. Обаятельный Ахад Агаев с Qatar muğamı представил хорошее мугамное пение, обогащенное своеобразным детским артистизмом и высоким эмоциональным подъемом. Чувствовалось, что с каждым выходом на сцену ему открываются все более широкие горизонты мугамного искусства, от постижения которых и реакции публики он сам получает несравнимое наслаждение. Его малолетний коллега по мугамному соревнованию Мурад Набизаде с Şahnaz muğamı покорил всех с потрясающе звонкими зангуле и настоящими соловьиными трелями. Малыши пели один лучше другого, заставив и судей превратиться в очарованных зрителей. В итоге оба участника получили максимальные оценки в 60 баллов.
Малолетние участники нынешнего конкурса являются учениками региональных музыкальных школ Зангилана, Кяльбаджара, Агджабеди, Физули, именно там, в сельских и районных школах они постигали азы мугамного искусства, проявив к нему серьезный интерес с самых малых лет. Это свидетельствует о великолепной работе педагогов региональных музшкол, которые с большой ответственностью прививают детям любовь к мугаму, выставляя на общенациональный конкурс отлично подготовленных маленьких ханенде 9-11 лет, представляющих будущее азербайджанского мугама.
Что касается взрослых конкурсантов, на этот раз ни один из них не порадовал публику и все, к сожалению, представили несколько блеклое и однообразное пение. Даже всегда яркая и безупречная Айджан Шукюрлю с Mahur muğamı и более опытный Юсиф Джафарзаде с Bayatı-Şiraz не смогли проявить себя с лучшей стороны, и получили соответственно 59 и 58 баллов. Постепенно сказывается усталость участников, вызванная еженедельной усложненностью программы, когда газели средневековых поэтов представляют трудность для заучивания, и участникам во время исполнения приходится, отвлекаясь от мугама, то и дело заглядывать в пюпитр, на котором установлены слова газелей. Этот момент неустанно подчеркивают судьи, поскольку ханенде должен настолько хорошо знать слова газелей и их смысл, чтобы произносить их автоматически, не задумываясь, не говоря уже о том, чтобы придать словам соответствующий смысловой акцент и донести их до слушателя. Работа над газелями не менее серьезна и важна для мугаматистов, чем само исполнение мугама, а их выбор характеризует ханенде с самой лучшей стороны.
Однако в четверг участники порадовали всех зрелым и осмысленным исполнением. Раис Нифталиев с Segah muğamı, который требует максимально эмоциональной отдачи, заслужил максимальные 60 баллов. Нармин Мирзаева с Şahnaz muğamı отлично проявила свои голосовые возможности, одинаково хорошо звучащие во всех трех регистрах, и широкий диапазон. Ее дястгях был лучшим за все время ее выступления на конкурсе, и тоже получил 60 баллов. Иранский участник Али Рашиди заметно подтянулся к финалу конкурса и представил отлично проработанный до мелких деталей Rast muğamı, заслужив благодарные аплодисменты публики и максимальную оценку. Несомненная фаворитка конкурса Айтадж Бейбалаева с мугамом Zabul-Segah представила филигранно отточенное и глубоко прочувствованное исполнение, которое зал слушал, не дыша. По словам судей, этот мугам поют, в основном мужчины из-за его сложности, но Айтадж своим глубоко наполненным и выразительным голосом словно нарисовала восточную миниатюру, все детали которой были безупречно содержательными и эмоционально впечатляющими. Однако на удивление всех, судьи-ханенде обрушили на нее свои далеко не объективные и надуманные замечания, обосновав заниженные оценки. Как всегда справедливый и рассматривающий мугам со многих, порой, неизвестных самим ханенде, академических позиций композитор Сардар Фараджев подчеркнул все неоспоримые достоинства исполнения Айтадж, выставив ей 10 баллов, что было одобрено немедленной реакцией и аплодисментами зала. Ту же оценку дал Ильгар Фахми, и в итоге А.Бейбалаева, впервые за последние недели, получила 57 баллов. Удивляться не приходится, борьба ожесточается, и в ход пускаются не самые благородные средства…
По итогам этой недели с наименьшими баллами из конкурсной гонки выбыла Захра Мамедова.
Следующая конкурсная неделя – последняя. Финальное прослушивание состоится в Лачине 26 августа в Международный день мугама.