Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Иран является соседним государством для Азербайджана, где проживают более тридцати миллионов азербайджанцев, которые уже на протяжении нескольких десятилетий находятся в заточении у собственного правительства, будучи лишенными самых элементарных прав.
На протяжении 30 лет это соседнее «мусульманское» государство ведет открытую проармянскую политику, направленную против Азербайджана, поддерживая армян в их геноцидальной и оккупационной политике. Под предлогом «Азербайджан крепко дружит с Израилем» Иран всячески, даже вопреки принципам исламской религии, с одной стороны, поддерживает армян, с другой - открыто угрожает Азербайджану. Но шовинистический и клерикальный режим в Иране не понимает, что сила государства не в его размерах, а в духе его народа. Дух азербайджанского народа сегодня силен и находится на вершине своего могущества. В данный момент дух каждого азербайджанца и есть самое сильное оружие массового вражеского поражения.
В то же время сегодня дух иранского народа также воспрял из пепла и, видя все беззаконие и террористическую сущность своего государства, пытается одолеть многолетнее зло, в котором пребывал он до недавнего времени.
Поэтому нам, азербайджанцам, небезразличны общественно-политические процессы, происходящие в данный момент в Иране, и мы усердно продолжаем следить за последовательностью политических сценариев, и в первую очередь за судьбой наших соплеменников в этой стране.
Тем временем 8 января люди вышли на улицы многих иранских городов, чтобы осудить казнь еще двоих протестующих и отметить годовщину крушения самолета рейса PS752. «Мы клянемся кровью наших товарищей, мы будем стоять твердо до конца», - скандировали участники акции протеста, имея в виду казнь 22-летнего Мохаммада-Мехди Карами и 39-летнего Сейеда Мохаммада Хоссейни, которые были повешены в субботу в Карадже, столице провинции Альборз к западу от Тегерана, за предполагаемое убийство Рухуллы Аджамиана, агента ополчения Басидж, во время ноябрьских протестов.
Семья Карами посетила его могилу, а также зажгла свечи и возложила цветы на могилу Хоссейни, который также был повешен. Хоссейни, у которого не было ближайших родственников, кроме брата, был похоронен недалеко от Карами на том же кладбище.
В тот же день протесты начались и в Наджафабаде, небольшом консервативном городе в центральной провинции Исфахан. В Тегеране студенты университетов Сурех и Бехешти протестовали и требовали освобождения задержанных студентов, выкрикивающих лозунги против правительства, Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и его ополчения Басидж.
Семьи жертв украинского авиалайнера, сбитого двумя ракетами КСИР в январе 2020 года, собрались также на месте крушения в Шахриаре к юго-западу от столицы Тегерана, в то время как другие протестовали на кладбищах в других городах, включая Саккез в провинции Курдистан, Махабад в провинции Западный Азербайджан, и Бандар-Энзели на севере страны в ознаменование годовщины трагедии, унесшей жизни всех 176 человек на борту.
В Бандар-Энзели силы безопасности закрыли ворота местного кладбища, где похоронена одна из жертв недавних протестов, Мехран Саммак, и применили слезоточивый газ, чтобы разогнать людей. «Долой республику палачей! - скандировали люди на улицах Бандар-Энзели. - Клянемся кровью Мехрана, мы не сдадимся до конца режима».
В нескольких городах, таких как Саккез, Букан и Керманшах, магазины в знак солидарности с протестным движением также не открылись. А в Тегеране те, кто вышел на улицу во второй половине дня в нескольких кварталах, скандировали лозунги против КСИР и его ополчения Басидж, называя их «нашим ДАИШ» (арабская аббревиатура от ИГИЛ. - Ред.). Они являются ответом на заявления официальных лиц о том, что ДАИШ достигло бы Ирана из Ирака, если бы не КСИР и его экстерриториальное подразделение «Годс», возглавлявшееся Касимом Сулеймани.
Протестующие выступают против верховного лидера Али Хаменеи в нескольких городах, в том числе в различных районах Тегерана, Бандар-Энзели, Бандар-Аббаса, Исфахана, Санандаджа, Махабада, Казвина, Мешхеда и Караджа, называя его диктатором, а его правительство - «детоубийцей». «Бедность, коррупция, недоступные цены - мы будем продолжать до свержения режима», - скандировали люди в Мешхеде.
Протесты в Тегеране и некоторых других городах продолжились скандированием из окон и с крыш до наступления ночи.
Со слов протестующих, отмечено большое количество на улицах агентов органов безопасности и спецслужб в штатском, которые, как обычно, произвели много арестов. Министр внутренних дел Ахмад Вахиди, однако, опроверг появление на улицах людей в штатском и заявил, что все полицейские, КСИР и силы Басидж на улицах носят спецформу.
Между тем в Исфахане, как и везде, силовики в штатском и в форме нападали на «всех, кто ходил», чтобы не допустить скопления людей. «Они вошли в торговый пассаж Марьям и избили охранника, всех, кто выходил вперед, также избивали», - сообщил Седа-йе Исфахан («Голос Исфахана») в Twitter.
Протестующие в Тегеране и других городах также сообщили о широком применении слезоточивого газа и особого оружия, выстрелы из которого приводят к серьезным травмам. Многие люди были ослеплены и даже убиты за последние четыре месяца этими ружейными снарядами.
Новая неделя также началась неспокойно. Десятки иранцев собрались рано утром в понедельник возле тюрьмы недалеко от столицы Тегерана, где власти, как сообщается, готовятся казнить двух протестующих, это показывают видеоролики, размещенные в социальных сетях.
Правозащитники предупредили в социальных сетях, что власти планируют казнить Мохаммада Гобадлу и Мохаммада Боругани рано утром в понедельник. Поэтому протестующие провели акции протеста возле тюрьмы Раджаи Шахр в городе Карадж к западу от Тегерана, где содержатся двое мужчин. Сообщается, что 22-летний Гобадлу и 19-летний Боругани признаны виновными в нападении на сотрудников сил безопасности в ходе судебных процессов, которые правозащитные организации назвали «фиктивными». Смертный приговор мужчинам был недавно оставлен в силе Верховным судом Ирана, что является последним шагом перед тем, как власти приведут приговор в исполнение. На видео, опубликованном в Twitter группой активистов, видно, как толпа возле тюрьмы обнимает мать Гобадлу, которая присутствовала на месте происшествия вместе с отцом парня.
Толпа также скандировала антирежимные лозунги и призвала других иранцев присоединиться к акции протеста. Звуки выстрелов можно было услышать и в других видеороликах, опубликованных в Twitter.
Если казнь все же будет проведена, то после 7 января, когда в Иране казнили еще двоих протестующих, общее число казней, связанных с демонстрациями, спровоцированными смертью Махсы Амини под стражей в сентябре, достигнет 6. Четыре предыдущие казни уже вызвали серию осуждений со стороны западных держав, но не помешали Исламской Республике в намерении и решении казнить новых протестующих.
Активисты призвали западные правительства дать политическую оценку казней для режима, приняв такие меры, как высылка иранских дипломатов на Западе и отзыв своих послов из Ирана.
После смерти Амини протестующие по всему Ирану требуют свержения режима, что создает одну из самых серьезных проблем для Исламской Республики с момента ее основания в 1979 году. Режим рассматривает протесты как «беспорядки», поддерживаемые иностранными державами.
По данным базирующейся в Осло Группы по правам человека Ирана, по меньшей мере 510 человек, в том числе 64 ребенка и 34 женщины, были убиты силами безопасности во время протестов.
Подобные события в XXI веке заставляют нас задуматься о том, насколько цивилизационные процессы и тенденции преобладают над культурными. Мы понимаем, что сегодня каждый человек, каждый живой организм борется за свою свободную жизнь и независимое существование. К сожалению, на планете еще остаются страны, где народы порабощены своим политическим истеблишментом и подчинены нелепым догмам. Остается надеяться, что в скором времени иранский народ добьется своего полного освобождения от оков, которыми приковала его муллократия от имени Бога.
Абульфаз БАБАЗАДЕ,
«Бакинский рабочий»