Увидеть своими глазами

Политика
23 Май 2023
09:53
2570
Увидеть своими глазами

Французские гости прикоснулись к реальной истории Карабаха 

На днях глава французской общины Гюржи-ле-Шато Лу Бомье и главный редактор журнала Danser Мишель Оден при поддержке Государственного комитета по работе с диаспорой и организационной поддержке Ассоциации друзей Азербайджана побывали с ознакомительной поездкой в городе Шуша. 

Правды ради, это не первые представители страны Лазурного берега, побывавшие в самом сердце возрождаемой жемчужины Кавказа. Бывали французы и в Шуше, и в Ханкенди, но раньше организаторы тайных поездок предпочитали, чтобы ничего не подозревающие гости были втянуты в международные скандалы, а потому при оккупационном режиме делали из таких поездок сенсацию. А одна дамочка (Валери Пекресс, в бытность кандидатом в президенты накануне прошлогодних выборов) и вовсе попала туда в багажнике автомобиля российских миротворцев. По ее признанию, тем самым она выразила протест против исторической Победы Азербайджана в Отечественной войне 2020 года, на самом же деле хотела повысить проценты проголосовавших за ее партию. И ей это удалось - за «смелого политика» отдали голоса 4,7% электората, и все потому, что французский избиратель давно не верит ни в искренность душевного порыва этой мадам, ни тем более в возрождение традиций «колыбели демократии». 
Примечательно, что, будучи в юные и молодые годы активным агентом КГБ, она вместо того, чтобы притаиться после откровенного фиаско, связанного с посещением Ханкенди без разрешения властей Азербайджана, начала старательно раздувать скандал имени себя любимой, весьма бурно и эмоционально отреагировав на интервью Президента Ильхама Алиева местным телеканалам, где глава государства напомнил о ее поездке в Карабахский регион и особо отметил: «Это была организованная поездка, так как Валери Пекресс не смогла поехать в желаемом сопровождении, они поехали ограниченным числом, вместе с экс-министром иностранных дел Франции, еврокомиссаром Барнье и одним из депутатов. Они тайно въехали туда, о чем стало известно после их возвращения, так как они опасались, что мы остановим их в Лачинском коридоре, который находится под нашим контролем. Вы были в Шуше, видели. Мы можем остановить там любую машину, и никто ничего не может нам сказать. Так что такие случаи происходят, но этому должен быть положен конец». 
Как должен был повести себя в такой ситуации дальновидный политик? Для начала - люди, которые имеют хоть малейшее представление о международном праве и признанных границах, в такие ситуации не попадают. Вряд ли госпожа Пекресс так «перебрала» накануне поездки, что не понимала, куда и зачем ее везут. Но если и не поняла (не разобралась, бес попутал или принимающая сторона ввела в заблуждение), то надо бы по мере сил погасить скандал. Но у прирожденных приверженцев эпатажа есть свое видение - политик не должен отставать от представителей шоу-бизнеса (все равно, как вместо Жака Ширака президентом Франции был бы Луи де Фюнес). И вот она на встрече с журналистами заявила по поводу отповеди главы государства: «Вы понимаете, насколько серьезна эта угроза в адрес меня, кандидата в президенты Франции, которoй говорят, что она не может ехать куда захочет? Но эти угрозы меня не запугивают, и хотелось бы услышать реакцию нашего правительства на эту угрозу со стороны главы иностранного государства. Я считаю, что оглушительное молчание правительства очень шокирует». 
Да, бывали и такие выпады со стороны официальных французских политиков на справедливое замечание о том, что ради всех святых приезжай хоть жить к любимым карабахским армянам, но реши проблему через пограничный контроль. Это очень похоже на то, как если бы глава одной из многочисленных оппозиционных партий Азербайджана поехал на Корсику и начал бы укреплять боевой сепаратистский дух местного населения, чтобы набрать пару процентов голосов у себя на родине.  
Мы помним, как ответственно повели себя в том скандале МИД и правительство Франции в целом, которое доступно объяснило нарушительнице спокойствия и ее подпевалам, что признанных границ никто не отменял, международного права и национального законодательства - тоже, равно как и ответственности за раздувание скандала (в футболе, например, за преступную инициативу игрока судьи давно дисквалифицировали бы его за неспортивное поведение). Кстати, после выборов, хоть и с опозданием, госпоже Пекрес и сопровождавшим ее лицам прозрачно напомнили, что негоже впадать в истерику, топать ножками и требовать немедленной сатисфакции, особенно если сами виноваты. 
Приезд нынешних гостей можно считать извинением французского истеблишмента за излишний эпатаж даже лично президента Эмманюэля Макрона, который (вспомним события с 6 по 14 октября прошлого года) сначала встречается с Президентом Ильхамом Алиевым в Праге в качестве «старшей сестрички» Никола Пашиняна, а когда видит проигрышную диспозицию на геополитической доске, пытается кричать в телевизионном эфире о совместной агрессии Баку и Москвы против Иревана и потом вдруг замолкает после четкой отповеди со стороны азербайджанского коллеги. 
Столь ущербная модель подросткового поведения сформировалась у французов не сегодня и далеко не вчера, а при Людовике XIV, когда «король-солнце» строил по ранжиру всех католиков и почти всех европейцев, а его правящие наследники следовали заветам влиятельного самодура. В глазах политической элиты этой страны Азербайджан долгое время был придатком к советской системе, которому можно «прополоскать мозги», «поставить в угол» - посредники Минской группы ОБСЕ даже удивились, когда Национальная армия сама восстановила принципы международного права, освободив земли от оккупации. 
Теперь все встало на свои места, и французы, если и приезжают в Карабах, то никак не по серой схеме, а по линии государственных организаций. Нынешние гости - не исключение. Выразив желание посмотреть нашумевшую на континенте Шушу, они получили возможность увидеть все, причем не только с помощью гида, а по собственной инициативе. 
По итогам поездки французов в Шушу в довольно популярном журнале Danser выйдет репортаж главного редактора Мишеля Одена о личных впечатлениях, где, надеемся, объективно будет рассказано и показано все, что не попало в поле зрения публики. Раньше во французской практике было модным давать однобокую информацию о «зверствах турок», и никто при этом не задавался вопросом, почему тогда армяне оккупировали пятую часть азербайджанских земель, а не наоборот, почему в Сумгайыте «вырезали армян», а в то же время в Баку, что в паре десятков километров от города-спутника, многие тысячи армян по этому поводу и в ус не дули, живя припеваючи вплоть до кануна январской трагедии, пока их не посадили на пароходы и не вывезли в Россию? 
Нераскрытых проблем по-прежнему хватает, и регулярные поездки на освобожденные земли французских журналистов и официальных лиц растопят лед отчуждения местной общественности, дав ей немало документальных подтверждений о правде в регионе.