Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Президент Ильхам Алиев призвал мир покончить с неоколониализмом
На дворе XXI век, однако до сих пор ряд стран проводят кабальную политику нео-
колониализма, под разными предлогами нарушая основополагающие принципы международного права о суверенном равенстве и невмешательстве во внутренние дела государств.
Выступление Президента Ильхама Алиева на успешно прошедшей министерской встрече Координационного бюро Движения неприсоединения четко очертило круг глобальных вызовов, среди которых отвратительные пережитки прошлого, с которыми борется все прогрессивное человечество, составляют большинство. Глава по историческим меркам молодого, по географическим меркам небольшого государства, каких-то три десятка лет назад освободившегося от довлеющих пут метрополии, имеет полное моральное право рассказать представительной аудитории глав внешнеполитических ведомств из 120 стран о собственном успешном опыте преодоления стереотипов «старшего брата» и «телефонного права», наглядно показав всем, кто до сих пор не может набраться смелости, методику избавления от колониализма.
«Движение неприсоединения, созданное в процессе деколонизации, должно решительно бороться с позорным наследием прошлого и способствовать его полному искоренению. Например, управляемые Францией за пределами Европы территории являются отвратительными остатками империи. Париж обязан уважать суверенитет Коморских островов над островом Майотта, а также права народа Новой Каледонии и других народов французских заморских общин и территорий. Почти полтора миллиона алжирцев были убиты во время геноцида при французском правлении, а черепа борцов за свободу до сих пор хранятся в парижском музее в качестве военных трофеев, что является верхом цинизма, и мы требуем от президента Франции Эмманюэля Макрона передать Алжиру останки его героев», - заявил Президент Ильхам Алиев перед уважаемой аудиторией.
Институциональная составляющая колониальной политики начала рушиться по ходу Второй мировой войны, после чего поставленный перед фактом распада империи первый президент Пятой республики Шарль де Голль разработал сентиментальную по форме и циничную по сути концепцию «новой африканской политики». Перед ним стояла задача вроде как формально уйти с Черного континента, в то же время сохранив в бывших колониях эксклюзивные экономические и политические преференции. Генерал согласился с суверенитетом бывших колоний, но официальная позиция «Франция любит Африку!» была всего лишь декларацией, и это понимали во всех столицах мира. Вывеска недолго принималась за чистую монету эксплуатируемыми народами, так как доступ к их природным ресурсам и контроль над властными структурами осуществлялись теми же компаниями.
Так родилась знаменитая схема «франсафрик», автором которой является Феликс Уфуэ-Буаньи, поверенный Шарля де Голля в иностранных делах (впоследствии президент Кот-д’Ивуара). Это особая система с механизмом латентных неформальных взаимоотношений политических, финансовых, дипломатических и военных элит метрополии и «освободившихся» государств. Если проще, то послушные Елисейскому дворцу местные управленцы за определенные преференции до сих пор получают право помощи из Парижа, например, во время революций или военных переворотов. Их можно называть как угодно - диктаторами, президентами, на деле же это обыкновенная сфера услуг на новый лад при старых хозяевах. Самое обидное, что усовершенствованную схему пара-
зитирования на африканцах разработал и обкатал на практике их же темнокожий земляк, который вознамерился стать «святее папы римского».
Создание в 1958 году французского Содружества должно было символизировать торжество политики Шарля де Голля, придав ей видимость отцовской заботы об африканских «детях». Все понимали, что это банальный геополитический спектакль, но он позволил Елисейскому дворцу привести к власти в большинстве стран своих ставленников без насилия, хотя в ряде случаев дорогу к власти марионеточным правителям прокладывали французские солдаты, а где надо, постарались спецслужбы, убирая слишком самостоятельных неугодных влиятельных политиков: так были убиты лидеры Союза народов Камеруна Рубен Ум Ниобе и Феликс Роланд Мумие, застрелен президент Того Сильванус Олимпио, в автокатастрофе погиб лидер ЦАР Бартелеми Боганда и т.д.
После затишья в 1961 году был создан экзотический Афро-малагасийский союз, что позволило разместить во всех бывших колониях почти два десятка военно-морских и военно-воздушных баз, а также военных поселений, понятно, с чьим присутствием. И только демарш президента Гвинеи Секу Туре, отказавшегося от участия в этом проекте, обозначил коррозию постановочного мифа, что принесло политическую, дипломатическую и моральную победу хоть и слабой, но поистине независимой стране на международной арене и в корне изменило ситуацию - президентом Франции стал Жорж Помпиду, так как его знаменитый предшественник получил вотум недоверия, в том числе, из-за неудач на данном направлении. При нем как-то все было относительно тихо, зато сменившие его друг за другом Валери Жискар д’Эстен и даже социалист Франсуа Миттеран очень даже отличились, в том числе, на наиболее кровавом алжирском направлении.
Кстати, начиная с 1830 года, сразу же после вступления на территорию этой страны, французы начали совершать преступления, которые не идут ни в какое сравнение даже с тем, что совершали гитлеровцы в Восточной Европе. Например, служащие колониальных войск соревновались между собой в том, кто больше насобирает отрезанных ушей или конечностей местного населения, для получения официального (!) вознаграждения. В рапортах, направленных представителями французских спецслужб в Париж в то время, говорилось: «Нами полностью разрушены мечети, дочиста ограблено население, которому мы обещали уважительное с ним обращение, путем безвозмездного изъятия их имущества. Всех тех, кто пользовался уважением и поддержкой населения, мы судили и умертвили, так как своей смелостью они представляли опасность».
Таким образом, «колыбель демократии» сделала все, что в ее силах для истребления как можно большего количества коренного населения, пытаясь стереть его национальную идентификацию путем беспощадного уничтожения. Была даже организована официальная охота на «аборигенов», так французы называли алжирцев, так что нормальному человеку весьма трудно вообразить, что вытворяли они там в течение почти полутора веков. Кстати, все факты задокументированы, однако правительство того же Эмманюэля Макрона, которое якобы развернуло борьбу с «исламским радикализмом и терроризмом» исключительно видит соринку в чужом глазу, предпочитая не замечать бревна в своем собственном.
Небесная администрация все видит, и Париж вместе с окрестностями последние несколько лет получает в изобилии песчаные бури из Сахары, окрашенные в оранжевый цвет из-за принесенного из пустыни песка, содержащего радиоактивный цезий-137, который образовался в результате ядерных испытаний, проведенных Францией на севере Черного континента. Обратите внимание - прошло более 63 лет со дня первого ядерного испытания Франции, произведенного на территории Алжира и получившего название «Голубой тушканчик» (мощность ядерной бомбы составляла 70 килотонн, что в 4 раза превышает ту, что была сброшена на Хиросиму). В общей сложности в 1960-1966 годах французы провели там
17 испытаний, хотя Алжир официально получил независимость от Парижа в 1962 году.
Президент Ильхам Алиев предельно четко обозначил причину столь неадекватного поведения: «В течение второй половины ХХ века Франция провела несколько испытаний ядерного оружия не только в Алжире, но и на своих заморских территориях в Тихом океане, вызвав тем самым глобальное ухудшение состояния окружающей среды и серьезные проблемы со здоровьем местного населения. Франция должна извиниться за свое колониальное прошлое и кровавые преступления, включая акты геноцида против государств - членов Движения неприсоединения в Африке, Юго-Восточной Азии и других местах. Несколько дней назад король Нидерландов официально извинился за колониальное прошлое своей страны и участие в работорговле. Мы призываем президента Макрона сделать то же самое - лучше поздно, чем никогда. Извинения перед миллионами людей, которых его предшественники колонизировали, использовали в качестве рабов, убивали, пытали и унижали, будут не только признанием исторической вины Франции, но и помогут ей преодолеть последствия глубокого политического, социального и гуманитарного кризиса, в котором она оказалась после недавнего жестокого убийства алжирского подростка».
Абсолютно точно подмечено - только через публичное покаяние (епитимию) возможно очищение в христианстве, но то было раньше, нынешние же безбожники, окопавшиеся в Елисейском дворце, лишь на вид выглядят защитниками религиозных ценностей, хотя на самом деле таковыми вряд ли являются. Так, правительство Буркина-Фасо денонсировало соглашение о военном присутствии страны пармезана и потребовало от Парижа в срочном порядке вывести войска с территории государства. Причина проста - спецслужбы Франции породили и хорошо финансируют радикальные исламистские группировки, контролирующие треть страны, а затем начинают «бороться» с ними. В результате периодически случаются государственные перевороты, экономика не может справиться с галопирующей инфляцией, население находится в глубокой депрессии. Французские войска находятся в стране якобы для борьбы с терроризмом и стабилизации обстановки «до того уровня, когда местные власти смогут сами обеспечивать безопасность», но это иллюзия, так как намерения Елисейского дворца совершенно обратные - держать страну в режиме ручного управления.
И дело не ограничивается одной только Буркина-Фасо: с 2014 года Франция восемь лет проводила во всем регионе Сахеля, включая Нигер, Мали, Мавританию и Чад, так называемую антитеррористическую операцию «Бархан». Кстати, в ноябре прошлого года Макрон заявил о завершении операции, но добавил при этом, что «мы продолжим поддерживать африканские страны по новым принципам». По каким именно, он не уточнил, однако провал французской операции был очевиден давно не только по иезуитской гуманитарной составляющей, но и по чисто техническим признакам - в ней участвовали вертолеты с давно отработанным сроком эксплуатации, плохо адаптированные к песчаным бурям и имевшие неудовлетворительную броневую защиту. Были даже столкновения винтокрылых машин, солдаты при огневом контакте с боевиками тут же отступали на свои базы, имея приказ не уничтожать массово террористов. То есть эта операция не дала региону ничего: не снизила активность боевиков и не повысила безопасность граждан, а число жертв неуклонно росло.
В прошлом году французских военных также выставили из Мали, где произошел очередной военный переворот, следом хваленые вояки окончательно покинули Центральноафриканскую Республику. После позорного ухода Париж сообщил о передислокации своих военных в Нигер, но как долго французы там пробудут, неизвестно, так как местные власти тоже понимают, в какую сторону дует ветер и что французское военное присутствие становится токсичным.
Президент Ильхам Алиев дал определение и этому процессу: «Франция, лживо позиционирующая себя защитницей свобод человека и международного права, по-прежнему вмешивается во внутренние дела других стран. Недавний вывод французских войск из Мали и Буркина-Фасо еще раз продемонстрировал, что возмутительная политика неоколониализма Франции в Африке обречена на провал. К сожалению, Франция пытается навязать ту же порочную практику в регионе Южного Кавказа, поддерживая армянский сепаратизм в Карабахском регионе Азербайджана и используя геополитическое соперничество, иностранное военное присутствие и колониальную политику ориентализма».
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы объяснить очевидность заявления главы государства. Вспомним, как в начале октября в Евросоюзе было принято решение направить мониторинговую миссию в Армению, чтобы «помочь республике делимитировать ее границу с Азербайджаном». Сначала туда были направлены 40 наблюдателей, по истечении срока их число выросло до сотни, и в обоих случаях французские «жандармы» составляли ровно половину персонала. А создание повторного мониторинга и вовсе подорвало атмосферу доверия, так как на пражской встрече было заявлено, что продления миссии не планируется, хотя глава государства, предвидя «дары данайцев», еще в столице Чехии отметил, что наша страна не намеревалась и не будет сотрудничать в вопросе мониторинга. Правда, он не раскрыл скобки, но понятно, что Франция, безусловно, видит в этом возможность расшириться в регионе и развернуть на границе свой военный контингент, с тем чтобы потом его под каким-то «благовидным» предлогом втиснуть в Карабахский регион. Именно это стало одной из причин того, что официальный Баку не позволил миссии приехать на свою территорию.
Режим прекращения огня нарушается чуть ли не каждый день именно Арменией, которая держит хрупкий мир в регионе под риском, но западные наблюдатели успешно игнорируют факты. В таком случае напрашивается вопрос: в чем смысл продления мандата миссии ЕС, если она не способствует стабильности, и почему руководство Франции, предвзятым отношением превращающей любой работающий механизм в нерабочий, так заинтересовано в продлении мандата? Ответ простой: Париж рассматривает напряженность на границе между Азербайджаном и Арменией как возможность закрепиться в регионе, как в политическом, так и в военном отношении, ведя двойную игру на Южном Кавказе.
Глупые ходы Макрона и его советников до добра не доведут, просто им надо свыкнуться с мыслью, что мир изменился, что кардинально усилившуюся и авторитетную в глобальном масштабе Страну огней уже не следует искать на карте, а стоит прислушаться к программному выступлению Президента Ильхама Алиева на эхом отозвавшейся повсюду министерской встрече Координационного бюро Движения неприсоединения, чтобы посмотреться в зеркало и вытащить бревно из собственного глаза.
Хюгуг САЛМАНОВ,
«Бакинский рабочий»