Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

На повестке  - план «Б»

Политика
05 Сентябрь 2023
11:24
1128
На повестке  - план «Б»

Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время выступления на «правительственном часе» 31 августа в очередной раз обвинил Азербайджан в осуществлении «геноцида» карабахских армян, отметив, что Баку «держит армянских жителей Карабаха голодными». 

При этом армянский премьер специально не упомянул, что уже который день грузовики Азербайджанского Общества Красного Полумесяца с гуманитарным грузом в виде 40 тонн муки, направленным в сторону Ханкенди из Агдама, и что не пропускают гумпомощь «голодающим» армянам именно карабахские сепаратисты. 
Комментируя сложившуюся ситуацию на своей странице в соцсети «X» (Twitter), помощник Президента Азербайджана - заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев заявил: «Отказ от пшеничной муки, поставляемой Азербайджанским Обществом Красного Полумесяца, по причине ее происхождения (Азербайджан) является проявлением расизма, поддерживаемого незаконным марионеточным режимом. Азербайджан больше не может терпеть наличие «серой» неконтролируемой зоны на своей территории. Незаконный режим должен быть распущен и разоружен».
Своим мнением по поводу происходящего в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился руководитель Аналитического центра 3view, востоковед Рауф Раджабов.
- Вот уже восьмой день отправленная Азербайджаном гуманитарная  помощь карабахским армянам - 40 тонн муки - простаивает на дороге Агдам-Ханкенди. Армянские сепаратисты в Карабахском регионе не пропускают машины, отказываясь от гуманитарного груза. Почему армяне не хотят принимать продовольственную помощь, хотя на весь мир кричат о нехватке продовольствия в Карабахе?
- Причина того не в социально-­экономической или гуманитарной составляющей, а в политической. Дело в том, что дорога Агдам-Ханкенди - это дорога мирной реинтеграции армян Карабахского экономического района Азербайджанской Республики в полноценную азербайджанскую государственность. Однако сепаратистский режим Карабаха абсолютно не заинтересован в ней и предпочитает дорогу Ханкенди-Лачин-Иреван, напрямую связывающую Карабах с Арменией. Разница между упомянутыми дорогами заключается в том, что одна из них нацелена на вражду, сохранение конфронтации и дестабилизации, причем не только на треке Азербайджан-Армения, но также Азербайджан-­Иран, Азербайджан-Россия, Армения-Турция и Турция-Россия. Цель - испортить отношения Баку с Тегераном и Москвой, Анкары с Москвой, не допустить налаживания связей между Иреваном и Анкарой. 
В этих условиях у Азербайджана два сценария развития ситуации. Над первым из них Баку сейчас как раз работает - это проект мирной реинтеграции армянской общины Карабахского региона в состав Азербайджана. Но при всем при этом никто не может отобрать у Баку право решить вопрос реинтеграции иным способом, если провалится первый вариант. Нельзя забывать, что на дворе не сентябрь 2020-го, а сентябрь 2023 года, и расклад сил в регионе за прошедшие три года сильно изменился, в новых условиях ничто и никто не в силах помешать Баку применить второй вариант, то есть реализовать силовой сценарий решения вопроса. 
- Помощник главы государства Хикмет Гаджиев, комментируя происходящее вокруг отказа сепаратистов принять гумпомощь из Азербайджана, заявил, что «Баку больше не может терпеть наличие «серой» неконтролируемой зоны на своей территории».
- Будучи профессиональным дипломатом, Хикмет Гаджиев четко обозначил реалии и расставил акценты. Тут даже несведущему человеку ясно, что «серые» зоны присущи только тем государствам, где все еще продолжаются боевые действия. Однако Азербайджан сегодня сильный игрок на мировой арене и не позволит существованию на своей территории «серой» зоны. Тем более, когда в этой самой «серой» зоне в Карабахском регионе происходят важные события, которые могут привести к столкновениям борющихся за власть группировок сепаратистов и человеческим жертвам. Ведь помимо боевиков там находится несколько тысяч мирных граждан, которые нуждаются в первую очередь в обеспечении собственной безопасности. Кстати, о безопасности карабахских армян говорят повсюду в мире, но в упор не хотят слышать доводы Азербайджана, который как раз в состоянии эту самую безопасность обеспечить. Тем более что это отвечает национальным интересам нашей страны, ведь ликвидация «серой» зоны означает наведение конституционного порядка, что в равной степени относится к любому государству в мире. Согласитесь, что ни одна страна никогда не смирится с существованием на своей территории «серой» зоны. Не секрет, что воду в «серой» зоне мутят сепаратисты, которые держат в заложниках своих манипуляций мирных жителей. 
- Означает ли отставка Араика Арутюняна конец сепаратистского режима в Карабахе?
- К сожалению, это не конец депрессивного, маргинального и деклассированного режима. Наступил всего лишь конец связки Иреван-Ханкенди, говоря точнее, Пашинян-Арутюнян. Ведь известно, что Арутюнян был креатурой и марионеткой Пашиняна, с помощью которого он пытался влиять на карабахских армян и Азербайджан. К моменту своей отставки Арутюнян полностью лишился всех рычагов влияния на реваншистские группировки. Теперь же к власти в «серой» зоне скорее всего придут реваншисты, которые находят полную поддержку в лице экс-президентов, бывших карабахских полевых командиров - Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Также в «серой» зоне активизировались дашнаки. То есть налицо смычка реваншистских сил Армении и Карабахского региона. Окончательная же цель объединенных реваншистских сил, конечно же, не власть в «серой» зоне в Карабахе, а во всей Армении. Они намерены перенести борьбу из Ханкенди в Иреван и свергнуть Пашиняна. Понятное дело, что в этих условиях Иреван не заинтересован в поддержке враждебных ему сил в Карабахском регионе.
Однако в этой самой «серой» зоне остается около 12 тыс. вооруженных людей. И тут возникает вопрос: кому будут они подчиняться, чьи приказы выполнять - официального Иревана или сепаратистов в Ханкенди? Не исключено, что вся эта вооруженная группировка может перейти на сторону реваншистов. Все это и побуждает Азербайджан ликвидировать «серую» зону. 
В этой связи вызывает интерес то, как на все это будет реагировать Россия, так как именно в этой «серой» зоне размещены российские миротворцы? А реагировать они просто обязаны, ибо сепаратисты ежедневно нарушают режим прекращения огня, обстреливая наши позиции. В противном случае Баку будет вынужден начать антитеррористическую операцию по восстановлению конституционного строя и покончить с «серой» зоной.       
- Какую роль в происходящем играет Никол Пашинян?
- Он ведет собственную игру. Надо понимать, что заявления армянского премьера о «блокаде» и «геноциде» карабахских армян рассчитаны, прежде всего, на внутреннюю аудиторию, то есть на избирателей в самой Армении. Дело в том, что 17 сентября предстоят выборы мэра Иревана и ради победы на этих выборах кандидата от своей партии Пашинян применяет в своих выступлениях агрессивную лексику. Тем самым армянский премьер хочет выглядеть в глазах армянских обывателей большим радикалом и реваншистом, чем Саргсян и Кочарян.   
Однако у всякой монеты есть оборотная сторона. Своими выступлениями Пашинян только множит число реваншистов в Армении, число которых за прошедшее со времени окончания второй Карабахской войны неуклонно растет. После поражения в войне простые армяне надеялись на мирное разрешение всех имеющихся проблем с Азербайджаном и Турцией. Однако при попустительстве властей в стране резко ухудшилась социально-экономическая и внутриполитическая ситуация, наблюдается отток населения, рост числа смертности, наркомании, коррупции... Дошло до того, что отмыванием денег в Канаде занимается супруга нынешнего премьера - Анна Акопян. 
- Франция в очередной раз прибегла к провокации против Азербайджана, направив в Карабах «гуманитарный груз». Этот шаг, не согласованный с азербайджанской стороной, был пресечен на ПКПП «Лачин». Чего добивается своими действиями Париж?
- Франция и некоторые другие страны - члены ЕС не хотят подписывать с Азербайджаном стратегический договор, который, по словам самих же еврочиновников, согласован на 95%, остаются детали. Причина в том, что они не хотят видеть в лице Азербайджана сильного игрока на европейском пространстве, не говоря уже о влиянии азербайджано-турецкого альянса. В частности, некоторые европейцы очень не хотят, чтобы азербайджано-турецкий альянс обеспечивал энергетическую безопасность Евросоюза, и открыто выступают против этого. Они всячески пытаются превратить Азербайджан в своего сателлита. 
Кроме этого, своими действиями ЕС показал, что в вопросах обеспечения безопасности Старого Света он не выступает единым монолитом и по ряду вопросов наблюдается серьезный диссонанс между различными его членами. В частности, это видно на примере урегулирования отношений между Азербайджаном и Арменией. Так, различаются позиции Шарля Мишеля, Жозепа Борреля и главы МИД ФРГ Анналены Бербок. 
Что касается непосредственно Франции и ее президента Макрона, то он играет дестабилизирующую роль в нашем регионе, причем не без помощи Пашиняна. Понятное дело, что отправка «гуманитарного груза» в сопровождении мэра Парижа и ряда других французских политиков не была сиюминутным решением. В унисон с этим прозвучали заявления Пашиняна на «правительственном часе». Однако поезд давно ушел…
Потому я считаю, что вынесение Парижем на обсуждение в СБ ООН очередной антиазербайджанской резолюции лишено всякой перспективы. Не получится!

Экономика
Новости