Раковая опухоль межправа

Политика
29 Ноябрь 2023
10:30
822
Раковая опухоль межправа

Азербайджан создал новый прецедент, искоренив сепаратизм на своей территории

События 90-х гг. прошлого века позволяют нам предположить, что тот или иной этнический конфликт как феномен, а затем и как прецедент быстро распространяется от группы к группе, от государства к государству. 

На фоне одновременного распада Югославии, Советского Союза и Чехословакии в 1991 и 1992 годах конфликты в Косово, Грузии и канувший в Лету карабахский конфликт показали, что существует некая модель заражения, когда сепаратизм в одном государстве каким-то образом вызывает рост сепаратизма в других странах. Аналитики утверждают, что этнический конфликт в целом и этнический сепаратизм в частности имеют склонность распространяться за пределы государственных границ. 
Эти аргументы предполагают, что сепаратизм больше похож на раковую опухоль. Поэтому данный вопрос имеет важное значение не только для теоретических дебатов, но и для политического анализа, особенно когда в данный исторический момент Азербайджан создал новый прецедент, искоренив сепаратизм на своей собственной территории.

Баку подал миру сигнал о том, что сепаратизм является пагубным явлением и заразен, поэтому государства и международные организации должны стараться бороться с сепаратистскими конфликтами по мере их возникновения, предотвращая успех любого сепаратистского движения во избежание его распространения.
Сепаратисты в своих действиях обычно выдвигают на первый план «право на самоопределение», которое считается одним из самых спорных принципов международного права. Он был предметом многочисленных споров на протяжении XX и XXI веков и определял значительную часть меняющихся государственных отношений в тот период, особенно во время деколонизации. В наши дни это право по-прежнему остается весьма актуальным и часто обсуждаемым элементом международного права. 
Впервые эта фраза была использована президентом Вильсоном на Версальской мирной конференции, в отношении которой его госсекретарь Роберт Лансинг предупредил: «Эта фраза заряжена динамитом. Это породит надежды, которые никогда не смогут осуществиться». 
В этой связи вспоминается первое международно-правовое дело, которое рассматривалось в отношении самоопределения Аландских островов в 1920 году. Тогда архипелаг передал дело в Совет Лиги наций, чтобы выяснить, могут ли граждане Аландских островов отстоять свое самоопределение и вернуться из Финляндии в Королевство Швеция. Совет постановил, что «позитивное международное право не признает права национальных групп как таковых отделять себя от государства, частью которого они являются, путем простого выражения желания». Таким образом, право на самоопределение не рассматривалось как право на отделение. 
Этот простой пример еще раз демонстрирует несостоятельность и бесперспективность сепаратизма на постсоветском пространстве, и вызывает уверенность в том, что рано или поздно все страны, страдающие от него, смогут решить свои многолетние проблемы в рамках международного права, которым руководствовался Азербайджан на протяжении последних 30 лет и на деле доказал торжество исторической справедливости. 
Сегодняшний разговор о сепаратизме не случаен. В регионе Южного Кавказа остается еще одно государство, верный сосед, друг, стратегический партнер Азербайджана - Грузия, страдающая от сепаратизма. Недавнее заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о признании Южной Осетии и Абхазии территориями Грузии приятно удивило. Слышать подобное заявление из уст руководителя страны, которая на протяжении 30 лет из-за своих сепаратистских амбиций держала под оккупацией 20% территории Азербайджана, дает надежду на долгосрочный и устойчивый мир на Южном Кавказе.
Однако заявление руководителя армянского истеблишмента вызвало гнев у так называемых «лидеров» этих регионов Грузии, почему-то напомнивших Пашиняну о Карабахе, и при этом называющих его «предателем».
Никто не собирается обсуждать правдивость и искренность слов армянского премьера, однако факт остается фактом. Он нашел в себе мужество и подтвердил давно устоявшийся тезис о том, что Абхазия и Южная Осетия являются неотъемлемыми частями единой Грузии. 
Можно допустить, что сегодня, в постконфликтный период, пожиная плоды своего же армянского сепаратизма, Никол Воваевич «кусает локти» и знает, чем закончится, например, сепаратизм в Абхазии, где 80% «госструктур» в руках армян. Он отчетливо предвидит также то, что «руководителей» этих непризнанных псевдогосударств ждет та же участь, что и «руководителей» карабахского режима, в данный момент содержащихся в бакинских изоляторах. 
Не исключено, что перед глазами Пашиняна ожили события недавнего прошлого, когда он так усердно и материально-технически снабжал карабахских сепаратистов, добывал соросовские гранты для их жизнедеятельности, рукоплескал заключению «двусторонних договоров о сотрудничестве» между погребенным навеки «арцахом» с той же Абхазией и Южной Осетией.
Справедливости ради нужно отметить, что официальный Иреван никогда не ставил под сомнение территориальную целостность Грузии, при этом действуя исключительно в собственных интересах. 
Но момент истины все же наступил, когда на заданный Пашиняну в формате «прямого общения с народом» вопрос: «Готова ли Армения назвать Южную Осетию и Абхазию территориями, оккупированными Россией?», армянский премьер заявил: «Армения полностью и однозначно поддерживает территориальную целостность Грузии. Голосование Армении в ООН до 2019 года и после фиксировало очень видимые и определенные различия, в связи с чем представители нашего братского государства, Грузии, выразили свое удовлетворение. Мы полностью и однозначно поддерживаем единство, суверенитет, территориальную целостность, независимость и демократию Грузии».
Пашинян прекрасно понимает, что ему не нужна еще одна проблема, причем с верным союзником Запада - Грузией, с тем Западом, который вслепую потакает армянским капризам и мастерски использует в своих коварных целях армянский фактор. Поэтому если даже в своем заявлении Пашинян и слукавил, в любом случае слово не воробей, оно уже запротоколировано. 
В своей гневной реакции на заявление Пашиняна так называемый «президент» Южной Осетии Алан Гаглоев подчеркнул: «Мы с уважением относимся к армянскому народу, с которым нас связывают многовековые дружественные отношения, но нам неинтересно мнение премьер-министра Армении, который оставил «Нагорный Карабах» в тяжелейшем положении. Он предал свой же народ, в большинстве своем армян по национальности, которые ждали помощи от Армении».
А самопровозглашенный «президент» Абхазии Аслан Бжания свое возмущение на заявление Пашиняна выразил призывом к нему отказаться от «прогрузинской политики и начать считаться с фактическим положением дел на международной арене». 
После таких утверждений мир, в котором живет Бжания, международная арена, о которой он так уверенно говорит, наводят нас на мысль, что он все же представляет некую внеземную, инопланетную цивилизацию, так как весь цивилизованный мир признает Грузию единой, нерушимой, в состав которой входят и Южная Осетия, и Абхазия. Благо, в одном прав Бжания: «Армяне в Абхазии имеют все, чего не смог гарантировать Никол Пашинян армянам Карабаха». 
Действительно, ни в Карабахе, а теперь ни в самой Армении, куда вопреки гарантиям безопасности азербайджанских властей карабахские армяне поспешили по указке своих никудышных «лидеров», Пашинян не смог обеспечить ни права, ни свободы своих граждан, да именно граждан, тридцать лет живущих в Карабахе с паспортами 
Республики Армения. 
Потому раз и навсегда представители международного сообщества должны знать и запомнить, что сепаратизм ни к чему хорошему не приводит. Лучше вовремя опомниться и строить свою жизнь в мире и согласии со всеми соседями без исключения.

Экономика
Новости