Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Затягивание Иреваном переговорного процесса негативно сказывается на безопасности Армении
В интервью немецкой газете Berliner Zeitung помощник Президента Азербайджанской Республики - заведующий отделом Администрации Президента по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев рассказал о том, что достигнут значительный прогресс по тексту мирного договора с Арменией, однако остается еще несколько нерешенных вопросов.
Надо сказать, что после окончания второй Карабахской войны в 2020 году именно Азербайджан инициировал мирные переговоры с Арменией, представив пять основных принципов в соответствии с известными нормами международного права, которые, в частности, включают в себя взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное подтверждение отсутствия каких-либо территориальных претензий друг к другу и установление дипломатических отношений. При этом Баку добросовестно ведет переговоры с Иреваном на различных площадках для достижения долгожданного мира в регионе.
О том, какие это несколько нерешенных вопросов и в целом о перспективах переговорного процесса с Арменией, в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал руководитель Аналитического центра 3-rd View, востоковед Рауф Раджабов.
- Одним из этих вопросов является стремление официального Иревана добиться отвода ВС Азербайджана от линии условной границы между двумя государствами с целью размещения на этой «нейтральной» полосе наблюдательной миссии ЕС. Разумеется, азербайджанская сторона никогда не пойдет на то, чтобы допустить ущемление суверенитета Азербайджана хоть в какой-то части и размещение иностранных военных, пусть и скрывающихся под видом мирных, наблюдателей на своей территории.
Второй вопрос - это пристрастие армянской стороны к топографическим картам определенного года, на основании которых Иреван собирается осуществлять процесс делимитации и демаркации с азербайджанской стороной. Здесь Баку тоже не может пойти навстречу пожеланиям армянской стороны, так как в международной практике вообще отсутствует принцип проведения делимитации и демаркации на основании только одной карты. Как правило, в процессе разграничения территорий используется множество различных карт. Этот вопрос должен обсуждаться на заседаниях совместной комиссии по делимитации и демаркации. Тем более что регламент ее работы уже согласован.
Таким образом мы видим, что Армения все еще пытается увязывать подписание мирного договора с какими-то предусловиями. А самое главное, затягивают переговорный процесс, все еще питая надежду на помощь третьей стороны. Это и является главным препятствием на пути к заключению мирного договора.
- Почему Армения увязывает два процесса - подписание мирного договора и делимитацию, демаркацию границы с Азербайджаном?
- Дело в том, что международная практика явно демонстрирует, что процесс делимитации и демаркации границы занимает большое количество времени - может растянуться на многие годы, в то время как сам мирный договор может быть подписан намного раньше. К примеру, с Грузией у нас, несмотря на долгие годы переговоров, до сих пор делимитировано только 70% всей границы. С Россией относительно недавно завершили процесс делимитации границы.
Поэтому Баку предлагает Иревану вначале подписать мирный договор, а уже потом сосредоточиться на делимитации и демаркации границы. Но армянская сторона этого не хочет, так как обеспокоена тем, что в ходе процесса делимитации и демаркации границы могут всплыть некоторые моменты из прошлого, которые способны побудить их вернуть часть территории Армении ее исконному владельцу - Азербайджану. К примеру, речь идет о восьми азербайджанских селах, до сих пор остающихся под армянской оккупацией. Но это из недавней истории.
Также можно вспомнить про 20-30-е годы прошлого века, когда советская власть передала Армянской ССР часть территории Азербайджанской ССР для «нужд сельского хозяйства». А еще был Карсский договор между Турцией - с одной стороны и Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР - с другой при участии РСФСР. В нарушение этого договора советская власть так и не вернула Азербайджану часть территорий, переданных Армении.
Разумеется, Иреван опасается того, что данные факты всплывут на поверхность, ведь тогда придется это все объяснять в первую очередь армянской общественности и возвращать незаконно захваченные земли исконному владельцу.
Соответственно Иреван пытается заручиться поддержкой третьей стороны, а именно некоторых стран - членов ЕС в лице Франции и Германии, а также США, желая видеть их в качестве международных гарантов мирного договора с Азербайджаном. Но это вообще нонсенс, так как договор, исходя из международной практики, должны подписать только Баку и Иреван, которые и являются гарантами выполнения условий совместного документа.
Но Азербайджан никогда не пойдет на это. Более того, даже из числа гипотетических подписантов и гарантов: Шарль Мишель уходит со своего поста - главы Евросовета, американцы заняты своими делами - у них в этом году президентские выборы и скоро начнутся праймериз, сложное положение у канцлера Германии Олафа Шольца - он может не удержаться у власти, аналогичная ситуация складывается у президента Франции Макрона. В итоге Армения остается одна, и она просто обречена на работу тет-а-тет с Азербайджаном над мирным договором.
- Спустя более чем три года после подписания трехстороннего Заявления Армения так и не выполнила 9-й пункт о разблокировании сухопутной связи между Нахчыванской Автономной Республикой и основной территорией Азербайджана. Так, может быть, Иреван вообще не заинтересован в реализации проекта Зангезурского коридора?
- Я уверен, что Армения заинтересована в реализации проекта Зангезурского коридора, так как в Иреване прекрасно понимают, что если они сейчас не согласятся участвовать в этом проекте, являющемся по сути частью глобального транспортного маршрута - Среднего коридора, протянувшегося от Китая до Европы, то останутся в коммуникационном тупике. Но проблема заключается в том, что против участия Армении в этом проекте выступает Евросоюз. Дело в том, что в случае, если Иреван соглашается на свое участие в строительстве Зангезурского коридора, то в соответствии с 9-м пунктом трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года контроль над 42-километровым участком коридора, проходящим по территории Армении, будет осуществлять Россия в лице Пограничной службы ФСБ. Разумеется, против этого категорически выступает ЕС, особенно на фоне обострившихся в последние годы отношений из-за конфликта в Украине. То есть тут нет вины Азербайджана. Это чисто проблема взаимоотношений Москвы и Иревана, а также Москвы и Брюсселя. Как следствие возникшей проблемы, ЕС не выделяет Армении обещанные 2,6 млрд евро, как минимум 600 млн из которых были предусмотрены на инфраструктурные проекты, включая армянский участок Зангезурского коридора. ЕС не желает выделять деньги на проект, который будет контролировать Россия.
В итоге армянская сторона уже заявляла о том, что сама собирается контролировать свой участок Зангезурского коридора и никаких российских пограничников там не будет. Москва может ответить, и достаточно жестко, так как контролирует всю железную дорогу Армении. Налицо конфликт интересов двух стран.
Но Азербайджан далек от этого, так как у нас в запасе Аразский маршрут - через Иран, тем более что разница по протяженности между ними маленькая - всего 18-19 км. То есть Аразский маршрут будет порядка 60 км. Небольшая разница в расстоянии никак не скажется на рентабельности альтернативного проекта. Более того, иранский вариант даже более выгодный для перевозки грузов, чем армянский. А все из-за рельефа местности. Армянский вариант - горный, где высоты будут доходить до 3 тыс. метров над уровнем моря. В то время как в иранском варианте маршрут пройдет по более низким участкам местности, где высоты вряд ли превысят 300 метров над уровнем моря.
Таким образом, в вопросе Зангезурского коридора Армения оказалась на перепутье: участвовать хочется, да не пускают. Но я все же полагаю, что, принимая во внимание складывающуюся сейчас ситуацию вокруг гипотетических подписантов и гарантов мирного договора, о чем я уже говорил выше, Иреван все же согласится на участие в проекте Зангезурский коридор и договорится с Москвой. А если вдруг между этими странами возникнут серьезные разногласия по поводу контроля над армянским участком Зангезурского коридора, то посредниками в споре могут выступить Азербайджан и Турция.
- Каков ваш прогноз на 2024 год? Будет ли подписан мирный договор между Азербайджаном и Арменией?
- Думаю, это вполне реально. Гранадская «бумажка» уже канула в Лету, и ее удел теперь - стать предметом изучения для специалистов и студентов. Попытка Иревана надавить на Баку провалилась. Армянские власти тешили себя иллюзиями, что коллективный Запад сможет заставить Азербайджан уступить и подписать упомянутую выше Гранадскую «бумажку». Но эта попытка не увенчалась успехом.
А складывающаяся сейчас ситуация в странах коллективного Запада, симпатизирующих Армении, когда Иреван может лишиться своих защитников во власти некоторых стран, приводит к резкому ограничению поля для маневра Иревана.
Более того, проармянские действия ЕС и США привели к тому, что из списка возможных мест подписания мирного договора навсегда вычеркнуты такие города, как Брюссель, Вашингтон, Париж и Берлин. Также очевидно, что и Москва не может стать местом подписания мирного договора в силу имеющегося противостояния РФ с Западом. Да и российские власти уже осознают, что Баку четко обозначил территорию подписания мирного договора с Иреваном - Южный Кавказ. Самым лучшим вариантом стало бы заключение мира на условной армяно-азербайджанской границе. Это был бы наиболее оптимальный вариант, чтобы избежать в будущем различных разночтений и инсинуаций вокруг мирного договора, которые могут возникнуть, если договор будет подписан на Западе или в России.
Таким образом, мирный договор должен быть подписан в этом году. В противном случае чем больше Армения будет затягивать подписание мирного договора, тем сильнее это будет сказываться на мерах доверия и на мирном сосуществовании.
Хочу напомнить, что в ноябре 2025 года территорию Азербайджана должны будут покинуть российские миротворцы и подойдет к концу действие трехстороннего Заявления. На чем тогда будет основываться безопасность Армении? Ведь сегодня она зиждется только лишь на трехстороннем Заявлении. Полагаю, что в Иреване осознают всю опасность ситуации.
К тому же от урегулирования армяно-азербайджанских отношений зависит и нормализация армяно-турецких отношений. В противном случае Турция не откроет сухопутные границы с Арменией. Таким образом, у Иревана нет выбора - надо подписывать мирный договор с Баку, и как можно скорее.