Больное воображение

Политика
03 Февраль 2024
10:14
504
Больное воображение

Армяне преподносят памятники головорезам как часть культуры

Большинство народов умеют вводить нарративы в подсознание подрастающих поколений, но переворачивать реальность с ног на голову - в этом соседний народ не превзойден. 

Читателю ничего не говорит прозвище «Бекор Ашот», но это бывший бакинский армянин Ашот Гулян, портной и слесарь, который в 1970-е годы после переезда в Ханкенди вдруг «переобулся», став ненавистником всего тюркского, создал вооруженную группу «партизан», точнее, сепаратистов, руки которых по локоть в крови. Можно представить, чем он «прославился», но на его «родине» нет памятников куда более известным Монте Мелконяну или Роберту Кочаряну, Сержику Саргсяну и даже Зорию Балаяну, а вот Ашоту по прозвищу «Осколок» он установлен был, мало того, сепаратисты туда водили школьников не просто возлагать цветы, но и клясться в верности «идеям» в парке имени бывшего работяги. 
А какие могут быть мысли нацио­нального благоденствия у бывших пролетариев - вот он, пример удачливого слесаря по имени Сержик, который не то что одного тома, но даже две страницы старинных философских трудов не прочитал, вроде «Апологии Сократа» или «Государя», зато целых 10 лет был ручным «президентом» соседней страны, чуть не став соавтором «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. 
Но дело не в том, просто комендатура в Ханкенди накануне распорядилась демонтировать и Бекора, и прочие атрибуты сепаратизма, что вызвало шквал эмоций у озабоченных нацизмом реваншистов. Текст заштатного беспокойства такой: «Азербайджанцы приступили к демонтированию расположенных в «арцахе» памятников истории и культуры, в частности, памятников, символизирующих победу в первой «арцахской» освободительной войне и посвященных героям «арцаха». 
Но давайте будем далеки от заламывания рук: во-первых, и про парк, и про памятник бывшие «власти НКР» забыли уже в начале нулевых годов, и они пребывали в безвестности вплоть до вчерашнего дня, пока не подверглись плановому демонтажу, но самое главное, как армяне, если они серьезно нацелены на долгосрочный мир, представляют себе в суверенном Азербайджане статую человека, мягко говоря, активно воевавшего на стороне дашнаков? Для полноты картины представим памятник Патрику Пирсу в Дублине, поднявшему «пасхальное восстание» в 1916 году против британского правления, или памятник Чаби Эчебаррьете в Бильбао, убившему испанского полицейского и активизировавшему сепаратизм басков. Это невозможно в любой стране в принципе, но почему тогда армяне и их заступники хотят силой протолкнуть сюрреалистический сценарий у нас? Кроме того, речь идет не просто о сепаратизме на кухне, а о спланированном вооруженном восстании, в которое были вовлечены армянская армия и ряд советских воинских частей, со всеми атрибутами «миацума», до сих пор подогреваемого в армянском обществе. 
Кстати, во всех штатах США и во Франции, наиболее активно поддерживающих «национально-освободительное движение армян Карабаха», предусмотрено уголовное наказание за организацию (до 30 лет), либо участие (до 15 лет) в восстании, направленном на изменение конституции, которая провозглашает неделимость государства. В Индии за одни только призывы к сепаратизму положен срок до 7 лет, а в Китае эти действия приравнены к терроризму с вытекающими последствиями. В России чуть помягче, но если через Интернет призывать к делению федерации на более мелкие лоскутки, можно схлопотать пять лет, с лишением права занимать определенные должности. 
А потому официальный Баку имеет вполне легитимное право на то, чтобы выкорчевать из мозгов своих граждан понятие «генетическая несовместимость и невозможность совместного проживания», а это означает не только борьбу с памятниками вооруженным бандитам, но и законное уголовное преследование бывших «лидеров» сепаратистов, ждущих приговора в СИЗО Службы госбезопасности и обоснованно подозреваемых (им предъявлены обвинения, а суд пройдет в атмосфере абсолютной прозрачности и даже состязательности сторон) в терроризме, создании незаконных вооруженных формирований, минировании территорий Азербайджана и других преступлениях. 
Хотя непонятно, в чем могут состязаться стороны, если, с одной стороны, все доказательства, включая приказы Араика Арутюняна бомбить мирную Гянджу, - на поверхности, а с другой, с 1 января даже на мифической карте нет понятия «НКР», просуществовавшей чуть более 32 лет, - теперь она не бывшая и даже не сепаратистская, а никакая. Самое для армян грустное в данной истории: про это самопальное образование никто не споет песен, не скажет тостов и не замолвит доброе слово. Конечно, в каком-то французском Марселе и даже в Париже Макрон и его министры могут пообещать местной диаспоре мертвому припарки, но они так и останутся за пять тысяч миль отсюда, не получив материальной реализации. 
Причина проста - теперь уже ни одна Валери Пекресс не сможет под портянками российских миротворцев пробраться в Ханкенди, поскольку на реке Хаккари с 23 апреля прошлого года гордо реет Государственный флаг Азербайджана. Да и локальные антитеррористические мероприятия 19-20 сентября были проведены настолько успешно и профессионально, а наши военнослужащие проявили столь великий героизм, что французы туда точно ни ногой, а если и приедут, то только с визой и с отметкой в паспорте «добро пожаловать в Карабахский регион Азербайджана». 
Президент Ильхам Алиев, описывая агонию сепаратистов, в том числе, вооруженных формирований, дал объективную оценку: «Говорят, операция продлилась 23 часа и несколько минут, но на самом деле она была завершена за более короткое время, так как мы вышли на все намеченные нами позиции, у нас были все коммуникации, мы взяли все возвышенности, и фактически капитуляция сепаратистов была неизбежной и неминуемой - если бы эти 15 тыс. военнослужащих не сдались, они были бы уничтожены. Нашей целью было не уничтожение армянской армии, а вывод ее оттуда, и мы неоднократно обращались к ним с этим требованием, так как не намерены применять каких-либо санкций в отношении молодых военных, которые были невиновны в этнических чистках и убийствах мирных жителей. Однако наша позиция по отношению к главарям сепаратистов однозначна - они должны быть задержаны. Ход событий показал, что это должно послужить уроком не только для Армении, но и для тех, кто стоит за ней, - что говорить с нами на языке угроз или вести себя высокомерно невозможно».
 

Фидан САЛМАНЛЫ 

 

Новости