Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

От демократии к плутократии

Политика
29 Февраль 2024
09:20
526
От демократии к плутократии

Эмманюэль Макрон инициирует девальвацию общечеловеческих ценностей

Президент Франции Эмманюэль Макрон выиграл свой первый срок благодаря идее, что он молод и прогрессивен, но эти пять лет стали явной демонстрацией того, что в его политике не было ничего нового и прогрессивного. 

Второй его срок стал возможен только благодаря его риторике о том, что он единственный, кто может помешать Марин Ле Пен и крайне правым получить президентское кресло. Хотя его первые шесть лет у власти были отмечены явно неолиберальной политикой, отраженной в реформах в сферах пенсий и социального обеспечения, общественного транспорта и здравоохранения. Во время своего второго срока он прибавил ко всему прочему все больше и больше крайне правой политики, с которой он лишь делает вид, что борется.
Успехи Макрона на территории крайне правых стали еще более очевидными после принятия последнего закона - закона об иммиграции, который содержит несколько требований, выдвинутых крайне правой партией «Национальное объединение» (RN - бывший Национальный фронт или FN. - Ред.). 
Действительно, «Закон от 26 января 2024 года о контроле над иммиграцией и улучшении интеграции» был инициирован министром внутренних дел Джеральдом Дарманином (парадоксально, но алжирского и мальтийского происхождения) в феврале 2023 года и является одним из самых ограничительных и ксенофобских иммиграционных законов за последние 40 лет.
30-й иммиграционный закон с 1980 года (и второй Макрона) изначально включал положения, которые затрудняли бы людям переезд членов их семьи во Францию, доступ к социальным пособиям, а дети, рожденные во Франции от родителей-иностранцев, больше не будут автоматически становиться французскими гражданами. Таковы были все требования крайне правой партии RN,  создавшей доктрину под названием «Национальные предпочтения», которая гласит, что «коренные» французы должны иметь приоритет в доступе к государственным услугам и социальным пособиям. Из определения «коренных» французов можно ясно сделать вывод, что оно означает «белых» французов.
Хотя Конституционный совет, состоящий из бывших президентов и консервативных политиков, отменил некоторые из наиболее ксенофобских положений, он сделал это не на том основании, что они неконституционны, а просто потому, что они были сочтены слишком далекими от закона, предположительно призванного «контролировать иммиграцию и улучшать интеграцию». Это означает, что эти ксенофобские поправки могут вернуться в любой момент в другом законе и они не будут считаться неконституционными, хотя явно нарушают права человека.
Тем не менее правительство, похоже, сосредоточено на идее прекращения любыми необходимыми средствами действия jus soli, принципа приобретения гражданства, согласно которому гражданство обусловлено местом рождения и не связано с гражданством родителей, и 11 февраля объявило, что в связи с этим оно готовит новый закон для одного из своих заморских департаментов. Майотта - остров, расположенный в Индийском океане между Мадагаскаром и побережьем Мозамбика, в настоящее время переживает «миграционный кризис», и хотя он является департаментом Франции, на нем действует особый режим и там разрешено применение некоторых неконституционных законов. 
Право на землю было частью французского законодательства с 1515 года, однако правительство Макрона решило игнорировать эту давнюю традицию во имя «борьбы с нелегальной иммиграцией».
В декабре 2023 года несколько групп активистов вышли на улицы в знак протеста против закона. Первоначально протестовали всего около тысячи человек, но 21 января профсоюзы и другие группы активистов мобилизовали от 75 тыс. до 150 тыс. человек по всей стране. Еще одна акция протеста состоялась 3 февраля, но участвовали всего несколько сотен человек, последняя прошла 12 февраля. Даже международная неправительственная организация Human Rights Watch, а также UNICEF раскритиковали его как нарушение прав человека.
Споры вокруг этого закона, а также последующие дебаты и внимание средств массовой информации, которое он привлек, следует противопоставить тому факту, что правительство Макрона рассматривает принятие этого закона как политическую победу, и, что наиболее важно, крайне правые видят в этом свою важнейшую идеологическую победу. 
После принятия закона в парламенте Марин Ле Пен, дочь Жана-Мари Ле Пена, бывшего президента крайне правой французской партии «Национальный фронт» - FN, заявила: «Можно радоваться идеологической победе… национальное предпочтение теперь прописано в законе, а это означает, что французы будут иметь преимущество перед иностранцами в доступе к определенным социальным льготам».
Создание электорального барьера для ультраправых путем принятия их идеологии, похоже, является стратегией, принятой Макроном и его правительством.
Никто на самом деле не знает, какой идеологии придерживается Макрон и что думает его новый премьер-министр - молодой Габриэль Атталь. Макрон известен тем, что в 2017 году он заявил, что не является ни правым, ни левым, но недавно в средствах массовой информации стал использоваться термин «крайний центр», чтобы охарактеризовать свой подход к политике. Но эта концепция очень опасна, поскольку она скрывает истинную сущность политики Макрона, которая носит консервативный и даже крайне правый характер.
С экономической точки зрения политика Макрона была явно неолиберальной - некоторые критики даже указывали на ее сходство с подходом Маргарет Тэтчер. Все его реформы (пенсии, здравоохранение, социальное обеспечение, образование и т.д.) были направлены на приватизацию и роспуск государственного сектора. На социальном фронте - иммиграция, репродуктивные права, религиозная свобода, защита окружающей среды. А сейчас его политика указывает лишь на консервативный, крайне правый путь.
Назначение премьер-министром Франции открытого гея рекламируется как символ прогрессивных ценностей, которые отстаивают Макрон и его политическое движение. Между тем ведущие французские СМИ, которые в основном контролируются Винсентом Боллоре, французским бизнесменом-миллиардером и католическим фанатиком, ежедневно критикуют движение пробуждения и призывают своих зрителей дать отпор прогрессивным идеям, используя классическую тактику запугивания, которой известны неоконсерваторы в США.
Многие заметили, что после пандемии язык и речь президента Франции стали воинственными, он использует такие термины, как «военная экономика» или «демографическое перевооружение». И это неспроста, т.к. именно Макрон лидирует в списке европейских лидеров, стоящих за новой волной милитаризации Армении, направленной против Азербайджана. Но об этом в другой раз… 
 

Экономика
Новости