Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Грузинский майдан провалился, ограничившись фейерверками
Ситуация в Грузии постепенно нормализуется. Превентивные меры местных правоохранительных органов принесли свои плоды, и потому протестные акции в последние дни прошли спокойно, без каких-либо эксцессов.
Своим мнением о ситуации в Грузии, провале грузинского майдана, перспективам внутренней и внешней политики страны и вокруг нее в интервью газете «Бакинский рабочий» высказал историк, политолог Зураб Тодуа.
- Главной причиной провалившегося грузинского майдана, который превратился в унылое зрелище, является то, что победившая на парламентских выборах правящая партия «Грузинская мечта» действительно пользуется поддержкой большей части населения Грузии. На это указывали даже те социологические опросы, которые были проведены по заказу оппозиционных партий. Протесты в Тбилиси не носят массовый характер. Попытки сторонников оппозиции, как внутри страны, так и за ее пределами, представить дело так, будто протесты охватили всю Грузию, - не соответствуют действительности.
Другая причина кроется в отсутствии конкретной цели протестов. Кроме того, у оппозиции нет яркого лидера. Хождение по проспекту Шота Руставели в течение нескольких часов, запуск фейерверков, перемещение мусорных баков, использование «лазерных» лучей и поджоги картона и тряпок - все это можно назвать как угодно, только не революцией. Броские заголовки, вроде «Тбилиси в огне», «Жестокое подавление протестов», «Грузинский майдан наступает», можно увидеть в определенных СМИ и в новостных передачах на экранах ТВ стран, крайне заинтересованных в том, чтобы у оппозиции что-нибудь получилось.
На самом деле все уныло, скучно и маловыразительно. Спецназ и правоохранительные органы Грузии воздерживаются от масштабных и серьезных силовых мер для подавления протестов. В этом нет особой необходимости. Степень жесткости, которую временами проявляет спецназ по отношению к демонстрантам, намного ниже того уровня брутальности, который мы наблюдали при подавлении массовых беспорядков в США, Франции, Великобритании, Германии и других странах, которые принято считать образцом демократии. Тем не менее, властям Грузии ни в коем случае нельзя успокаиваться и расслабляться. Слишком много желающих по-настоящему поджечь страну и снова ввергнуть ее в состояние хаоса.
- Но сможет ли в итоге грузинская оппозиция при поддержке Запада добиться пересмотра результатов недавних парламентских выборов и прийти к власти?
- Пока нет никаких признаков того, что грузинская оппозиция сможет на чем-то настоять. И чем больше времени проходит, тем больше все происходящее напоминает не настоящие акции протеста, а их имитацию. Возможно, это связано с тем, что власти чувствуют поддержку основной части населения страны и потому уверены в своих силах. С другой стороны, у оппозиции нет никаких конкретных аргументов, которыми они могли бы подкрепить свои заявления о том, что выборы были сфальсифицированы. По требованию оппозиции вручную был проведен пересчет бюллетеней на тех избирательных участках, в отношении которых были сомнения. Никаких сенсаций по итогам не произошло. Результат выборов был подтвержден.
Что касается европейского курса Грузии, то Тбилиси всего лишь напоминает о том, что не рассматривает ЕС как бесплатную дойную корову, и, в то же время, рассчитывает на сохранение национальных интересов страны. На видеокадрах с проспекта Руставели, особенно с дронов, отлично видно, что в последние дни в акциях протеста принимают участие не более 2-3 тыс. человек. Такими силами революции не совершают. Важно не допустить, чтобы в ряды митингующих (и вообще - в страну) проникли те, кто желает кровопролития и повторения украинского сценария образца января-февраля 2014 года. Если власти, как и прежде, будут сохранять выдержку и самообладание и не будут поддаваться на провокации, протесты неизбежно пойдут на спад.
- Почему Запад заинтересован в смене власти в Грузии?
- Вероятно, с точки зрения Брюсселя, власти Грузии проявляют слишком много самостоятельности. Не прислушиваются к советам и рекомендациям. Ранее, как известно, парламент принял закон об иноагентах и закон «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних». А на днях премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил, что Грузия приостанавливает рассмотрение вопроса о вступлении в ЕС до 2028 года и даже, неслыханное дело, отказа от финансовой поддержки со стороны ЕС. И.Кобахидзе, в частности, сказал: «Мы приняли решение больше не ставить на повестку дня вопрос открытия переговоров до 2028 года. Также отказываемся от всех бюджетных грантов со стороны Евросоюза. Грузинская нация - гордая и самолюбивая, с богатой историей, поэтому для нее неприемлемо рассматривать интеграцию в ЕС как милостыню».
В Грузии с Брюсселем так никто не разговаривал. Все-таки сейчас не 90-е годы, когда Грузия лежала в руинах. За последние 10-15 лет накоплено немало достижений. Это дает основания премьер-министру говорить о том, что у страны есть национальные интересы и правительство намерено их отстаивать.
А обвинения со стороны оппозиции в том, что власти Грузии выполняют «заказ России» просто смешны. Хорошо известно, что сегодня наиболее распространенный метод бросить тень на оппонента во многих странах - это уличить его в «связях с Россией». Так, например, недоброжелатели Кэлина Джоджеску, который, вероятно, станет новым президентом Румынии, обвиняют его в том, что он «агент Путина». А его соперницу на выборах Елену Ласкони (второй тур президентских выборов состоится 8 декабря) уличили в том, что ее дочь (о ужас!) когда-то была в Москве и присылала своей маме (страшное преступление) фотографии из российской столицы. Про Трампа давно известно, что он «друг Путина» и т.д.
Грузинскому олигарху Бедзине Иванишвили, который в свое время основал партию «Грузинская мечта», оппозиция постоянно напоминает о том, что он начинал свой бизнес в России. Не будет преувеличением сказать, что в России бывал и работал, учился, стажировался, начинал свой бизнес и просто как турист каждый третий, если не каждый второй взрослый житель Грузии. И сегодня в России проживают, по официальным данным, более 200 тыс. грузин. Тем не менее, факты на сегодня таковы - у Грузии по-прежнему нет дипломатических отношений с Россией. После начала военных действий в Украине правительство Грузии осудило «агрессию», выразило дипломатическую поддержку Украине, предоставило ей гуманитарную помощь, приняло украинских беженцев. Правда, отказалась присоединиться к санкциям против России, потому что это противоречило интересам людей, экономики и бизнеса. Глава правительства Кобахидзе учился и стажировался на Западе, в свое время работал в структурах Сороса и, разумеется, является таким же сторонникам европейской интеграции, как и любой лидер оппозиционной партии.
- Можно провести какие-либо параллели ситуации в Грузии с обстановкой в Молдове? Ведь там тоже мы наблюдали противостояние власти и оппозиции, которое было вызвано президентским выборами. И также оппозиция говорила о фальсификациях…
- Да, определенные параллели провести можно. Но в целом суть разная. В Грузии правящая партия пользуется поддержкой большинства населения страны, о чем я говорил выше. В Молдове, наоборот, правящая партия внутри страны провалила и выборы, и референдум «о евроинтеграции». Обеспечить необходимое число голосов в поддержку М.Санду и референдума удалось только за счет голосов диаспоры - граждан РМ, проживающих в странах ЕС. При этом молдавскую диаспору в России лишили права голоса, открыв всего два избирательных участка в Москве (в странах ЕС их было 234). Рейтинг партии PAS и М.Санду продолжает неуклонно снижаться, что было зафиксировано в последнем социологическом опросе, который провела кампания IMAS. Между тем в будущем году предстоят парламентские выборы и есть основания полагать, что партия PAS в отличие от партии «Грузинская мечта» утратит большинство. И здесь им даже диаспора не поможет. Тем более что по голосованию диаспоры у оппозиции были серьезные подозрения в фальсификациях. Но, в отличие от Грузии, в Молдове оппозиция не сумела настоять на пересчете голосов на спорных с ее точки зрения избирательных участках в Италии, Франции, Португалии, Великобритании и других странах. Это при том, что там примерно на половине избирательных участков оппозиционные партии не сумели обеспечить присутствие своих наблюдателей.
- Чем возможная смена власти в Грузии может грозить всему региону Южного Кавказа?
- Если мы гипотетически рассмотрим вариант смены власти в Грузии, то это, скорее, всего, приведет к самым серьезным изменениям в регионе. Во-первых, новые власти, несомненно, пойдут на обострение отношений с Россией. Что неизбежно снова приведет к свертыванию экономических связей, автомобильного и авиационного сообщения Грузии с Россией, ограничению российского бизнеса в стране, который в последние годы весьма активен.
Во-вторых, будут поставлены под угрозу интересы Азербайджана. В частности, находясь под внешним влиянием, новое грузинское руководство в той или иной форме может шантажировать Баку угрозой воздействия на трубопроводы из Азербайджана, которые проходят по территории Грузии на побережье Черного моря и в Турцию. Полагаю, ни для кого не секрет, что в мире есть страны, которые недовольны тем, что Азербайджан проводит самостоятельную и суверенную внутреннюю и внешнюю политику. И особенно тем, что Баку сумел быстро решить свои территориальные проблемы.
В-третьих, появится угроза возобновления военных действий против Абхазии и Южной Осетии. Это вполне реально. Достаточно послушать то, что говорят отдельные соратники Саакашвили, которые, к слову, несут ответственность за массовые нарушения законов и репрессии против мирного населения Грузии в период с 2005 по 2012 гг.
- Изменится ли ситуация в регионе после вступления в должность нового президента США в январе будущего года?
- Я полагаю, что можно рассчитывать на то, что новая администрация США начнет проводить прагматичную линию. Причем не только в отношении Грузии, но и в отношении всего постсоветского пространства. Если трезво взглянуть на происходящие в Грузии события, то очевидно, что нынешнее руководство страны на самом деле не враг Западу. Просто Грузия хочет, чтобы реально учитывались ее национальные интересы. Вряд ли это можно расценивать, как завышенные требования. За 34 года независимости Грузия прошла через гражданскую войну 90-х годов, хаос и нестабильность в период пребывания у власти Эдуарда Шеварднадзе, через авторитарный режим Михаил Саакашвили, через войну 2008 года… Полагаю, всего этого более чем достаточно для небольшой страны. Теперь Грузия имеет полное право на спокойствие, мир и стабильность. И желание официального Тбилиси не превращать страну в пешку в чужой политической игре более чем оправдано.
Москва