Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Баку и Пекин объединяет приверженность международному праву
Государственный визит Президента Ильхама Алиева в Китай стал прорывным в плане достижения ожидаемого статуса всестороннего стратегического партнерства, обязывающего идти дальше - по направлению к полномасштабному союзничеству.
Все к этому шло по объективным причинам. Ведь в Основном законе Азербайджана обязательным условием считается следование идеалам общечеловеческих ценностей, в том числе взаимное сотрудничество с другими народами, а это предполагает приоритет, как минимум, региональной дружбы, мира, безопасности и предсказуемости, а Поднебесная с некоторых пор провозгласила в качестве девиза «сообщество человечества с единой судьбой».
Перекличка с естественной толерантностью азербайджанцев налицо, и похожие призывы вскоре станут трендом, так как им нет альтернативы (мы все прошли через противостояние разномастных «истинных праведников», «высших» и прочих рас, бледнолицых и краснокожих…) Правда, коллективный Запад по-прежнему предпочитает разделительные линии, но мы перевернули страницу вражды, так как «досыта наелись» искусственно навязанного «противостояния цивилизаций», за которым маячили лишь территориальные претензии «заступников христиан» к тюркскому миру на «шахматной доске» геополитики.
И тут прежде всего вспоминается, как еще в 1994 году общенациональный лидер Гейдар Алиев конкретизировал, что Азербайджан в качестве независимого государства «строит свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из национальных интересов». По словам Президента Ильхама Алиева, именно признанный патриарх фундаментальной государственности «непосредственно разработал приоритеты внешней и внутренней политики, которым мы сейчас следуем. Конечно, за 30 лет мир изменился, но наши основные цели не изменились. Это - укрепление нашей государственности, проведение активной внешней политики, основанной на наших национальных интересах, и социально-экономическое развитие наряду с очень активной региональной политикой».
Весьма симптоматично, что высказал эту мысль глава государства два года назад в интервью китайской корпорации China Media Group, добавив, что «общенациональный лидер Гейдар Алиев сыграл очень важную роль в развитии отношений между Китаем и Азербайджаном, а его визит в КНР и встречи с китайскими лидерами фактически заложили основы нашего сотрудничества. В то время наша страна не была достаточно хорошо известна в мире, а потому это был настоящий фундамент».
Церемония подписания большого портфеля азербайджано-китайских документов с участием лидеров нового поколения: Президента Ильхама Алиева и Председателя КНР Си Цзиньпина тоже символически подчеркивает внушительный диаметр кругов взаимопонимания. Это, конечно же, взаимные инвестиции, безвизовый режим для владельцев общегражданских паспортов, разминирование, дальнейшее сближение культур, решение прочих гуманитарных вопросов, взаимной правовой помощи по уголовным делам, сотрудничества в сфере науки и технологий, включая исследование космоса. Особой строкой прописано совместное продвижение инициативы «Один пояс - один путь», в том числе международные мультимодальные перевозки по Среднему коридору, экологические инициативы, где особняком видна перспектива «зеленой» энергетики, цифровая экономика и т.д.
Не осталась в стороне и тема этнического родства - город Нахчыван (административный центр одноименной автономной республики) и город Урумчи (центр Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР) заявили о намерениях стать побратимами.
Тут уместна важная ремарка - чуть ли не весь цивилизованный мир обвиняет коммунистический режим Поднебесной в сегрегации уйгуров. Зато официальный Баку, демонстрируя правильную методику, в несколько этапов сумел довести до ума расширение и углубление гуманитарных связей с одним из ближайших нам несправедливо пострадавших тюркских этносов.
Обращая внимание на комплексный подход национального правительства даже к неизбежным бюрократическим процедурам, необходимо особо подчеркнуть, что государственный визит Президента Ильхама Алиева в Пекин также отражает то особое внимание, которое Китай, одна из самых могущественных стран мира, уделяет отношениям с Баку. А это в свою очередь стало результатом усилий высшего политического руководства и национального правительства по объективному повышению роли и места нашей страны в мире, укреплению ее суверенитета и повышению статуса в качестве самостоятельного субъекта международного права. Фундаментальные достижения в свою очередь позволили создать фундамент для тех связей, к которым изначально обуславливает обширная география Евразии. Заметьте - нам на западных берегах Каспия принадлежит небольшая кромка земли, но при нынешней конъюнктуре мировой экономики и геополитики ее вряд ли кто объедет. Кроме того, Китай является крупнейшим глобальным производителем и экспортером самой разнообразной продукции, а Азербайджан - ключевой страной, соединяющей одну из главных дорог из Поднебесной и далее, Центральной Азии в Европу.
Несмотря на видимую разницу в «габаритах», обе наши страны считаются локомотивом межрегионального процветания, так как кровно заинтересованы в мире и стабильности на всех пяти обжитых континентах планеты, и именно данный основополагающий фактор стал цементирующим в формировании основательной совместной повестки сотрудничества.
Эта повестка создавалась поступательно и впервые оформилась 3 июля прошлого года в рамках проходившего в Астане Саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), когда была принята «Совместная декларация об установлении стратегического партнерства между Азербайджанской Республикой и Китайской Народной Республикой». Однако развитие двусторонних отношений, с одной стороны, и события, происходящие в мире, с другой, требуют от обеих столиц, включая законодательную и исполнительную ветви власти, четкого анализа уже наработанного опыта общения и закрепления, а уже затем, на основе теоретических изысканий, новых, более глубоких принципов сотрудничества.
Иными словами, наступило время поставить очередной, если не самый главный, верстовой столб двусторонних взаимовыгодных отношений, а в центре внимания нового формата должен быть заложен высочайший уровень политического доверия. Так оно и есть на практике, поскольку азербайджано-китайское всестороннее партнерство базируется на взаимной поддержке суверенитета, безопасности и территориальной целостности.
Так, официальный Баку не раз выступал на международных площадках, включая Совбез и Генассамблею ООН, твердо подтвердив приверженность политике «одного Китая», заявив о полной поддержке его незыблемой позиции в тайваньском вопросе. В ответ Пекин также выразил поддержку мирной повестке Страны огней, демонстрируя солидарность в региональной политике Южного Кавказа. Можно с определенной долей уверенности предположить, что твердая поддержка Пекина в этом вопросе отобьет охоту у некоторых стран коллективного Запада продвигать собственную реваншистскую повестку мирного процесса между Азербайджаном и Арменией, нацеленную на реанимацию «карабахского кейса».
Есть еще один немаловажный момент - в заявлении о всестороннем стратегическом партнерстве особо указывается, что Азербайджан поддерживает председательство Китая в ШОС и высоко оценивает практические усилия китайской стороны по дальнейшему продвижению качественного развития организации, а Китай в свою очередь поддерживает повышение юридического статуса нашей страны в институционально углубляющейся и усиливающейся структуре. Это особенно необходимый пункт, который подчеркивает значение, придаваемое Поднебесной Стране огней в рамках организации, являющейся одним из самых развитых институциональных полюсов Глобального Юга. С данного же ракурса стоит рассматривать и пункт, согласно которому Китай поддерживает председательство Азербайджана в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Особое внимание стороны уделили и взаимопониманию правящих партий. Так, заявление о всестороннем стратегическом партнерстве подчеркивает усиление диалога на уровне партии «Ени Азербайджан» и Коммунистической партии Китая, а также между законодательными органами, что расширяет не только двусторонние каналы коммуникации, но и координацию в международных и региональных организациях, таких как ШОС и СВМДА. Самый ожидаемый момент в заявлении - Азербайджан и Китай заявили о приверженности многостороннему миропорядку, основанному на принципах действующего Устава ООН.
Иными словами, обе страны призвали человечество «не изобретать велосипед», напрочь осудив гегемонию, односторонние действия и протекционизм, дружно выразив поддержку более справедливой системе глобального управления, а также реформе международной финансовой архитектуры. Кроме того, Баку выразил готовность участвовать в китайских международных инициативах - по глобальному развитию, безопасности и цивилизации. Это сигнализирует об идеологическом сближении на фоне усиливающейся поляризации мировой политики, где растет значение альтернативных центров силы.
На этом фоне никак нельзя обойти вниманием тот факт, что стороны в упомянутом заявлении выразили готовность начать переговоры относительно соглашения о свободной торговле «в целях обеспечения высокого уровня институциональных гарантий для углубления сотрудничества в сферах торговли и инвестиций». В переводе это означает, что для взаимопонимания вполне достаточно наличия двусторонних договоров, так что нет смысла вступать во Всемирную торговую организацию с ее превентивными мерами по протекционизму.
Весьма продуктивной оказалась и повестка визита, охватывающая перспективную область альтернативной энергетики, о которой так сильно кричали некоторые «заступники экологии» во время СОР29, включая теперь уже бывшую главу МИД ФРГ Анна-Лену Бербок и пару-тройку тоже бывших конгрессменов из США.
Примечательно, что те, кто рвет голосовые связки, ничего не делает для здоровья климата на планете, при этом льет грязь на инициативы официального Баку. Так вот, им на заметку: между отечественным Минэнерго и китайскими компаниями подписан ряд документов и соглашений, касающихся инвестиций для реализации строительства Гобустанской солнечной электростанции мощностью
100 МВт, плюс проведение комплексной оценки, развитие и реализация проекта ветроэнергетики в национальном секторе Каспия. Стороны также договорились о строительстве плавучей солнечной электростанции мощностью 100 МВт и системы накопления энергии на батареях мощностью 30 МВт на столичном озере Беюкшор, а также по ряду других проектов, причем все они касаются краткосрочных инициатив.
Здесь необходимо отметить еще один момент - в настоящее время между Азербайджаном и Китаем ведутся переговоры о перспективах совместного сотрудничества в ненефтяном секторе. В частности, предполагается привлечение прямых инвестиций в сферы высоких технологий и инноваций, в первую очередь в области возобновляемых источников энергии, развития эффективности использования мощностей в транспортном секторе как столицы, так и ряда крупных городов нашей страны.
Отрадно, что Баку и Пекин планируют реализовать совместные проекты в сфере возобновляемой энергетики общей мощностью в 2 ГВт (примерно равно выработке 10 Мингячевирских станций), и эта работа уже активно осуществляется, кроме того, китайские компании участвуют в проекте строительства солнечной электростанции в Физули общей мощностью 160 МВт. Не менее успешно развивается совместное сотрудничество в области ветроэнергетики: практически все поставляемое в нашу страну в последние годы профильное оборудование - китайского производства. Только в январе-феврале этого года Азербайджан импортировал из Китая 33 ветровых генератора на $39,9 млн, и это не полная картина крепнущего сотрудничества.
Резюмируя сказанное, надо отметить, что подписание совместного заявления о стратегическом партнерстве, ряда других соглашений, равно как и сам государственный визит Президента Ильхама Алиева в КНР, проходящий в теплой и доверительной обстановке, стали, с одной стороны, маркером глобальных изменений. Есть еще одна сторона, которая вскоре предстанет взору экспертного сообщества, а затем - и всех людей, заиграв всеми красками ожидаемого развития - знаковый исторический визит главы государства уже стал стимулом для процесса экономической интеграции огромных регионов Евразийского пространства и, в частности, Южного Кавказа, причем без разницы, нравится это кому-то или нет.