Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Территория диалога

Политика
02 Июль 2025
10:11
876
Территория диалога

Возрождаемый Карабах - место «сборки» интересов Евразии 

Позитивным трендом последнего времени является проведение в освобожденных от оккупации городах международных мероприятий, и стартующее завтра в Ханкенди XVII заседание саммита Организации экономического сотрудничества (ОЭС) еще одно подтверждение общепризнанного тезиса «Карабах - Азербайджан!» 

Президент Ильхам Алиев, как всегда продемонстрировал не только геополитический, организаторский, но и дипломатический мастер-класс, позвонив на днях персонально иранскому коллеге Масуду Пезешкиану и пригласив его на региональный форум исламских стран. 
Причин тут несколько, включая тягу шиитской теократии к мистицизму и символизму, но главное - глава государства дал понять, что официальный Баку не может быть в стороне от ирано-израильского конфликта, в ходе которого пострадали и этнические азербайджанцы, проживающие по правую сторону Араза. Кроме того, нельзя долгое время держать двусторонние отношения почти в «подвешенном» состоянии, а потому буквально накануне иранское посольство, наконец, получило полновесного главу дипломатического представительства - Моджтабу Демирчили, который вручил верительные грамоты Президенту Ильхаму Алиеву. 
Официальный Тегеран, хоть и привержен «теории заговоров» (например, в их парламенте, несмотря на отсутствие доказательств, до сих пор нудно обсуждаются «удары сионистов через территорию соседа», имея в виду нас), тем не менее не совсем чужд здравому восприятию действительности. Да и политика взаимовыгодного сотрудничества, сформированная в регионе усилиями Организации тюркских государств, призвана раскрыть глаза отъявленных недоверчивых пессимистов на приоритеты новой реальности. Так, кроме Азербайджана и Ирана в ОЭС входит братская Турция, плюс все страны Центральной Азии, включая Таджикистан и Афганистан, а также Пакистан. Иными словами, завтра в возрождаемом городе Ханкенди (недавнем рассаднике сепаратизма и экстремизма), где полтора года назад глава государства гордо поднял национальный триколор, лидеры стран Организации экономического сотрудничества соберутся не только для обсуждения проблем с ростом товарооборота и диверсификацией экспортных возможностей, но и подпишутся под «актом приемки» новых реалий, за которым уже не скрываются тектонические сдвиги в постсоветской истинно интернациональной Евразии. 
Президент Ильхам Алиев 11 января прошлого года в интервью отечественным телеканалам так охарактеризовал значимость возвращения Ханкенди в лоно государственного суверенитета: «Сегодня Азербайджан - одна из сильнейших стран мира, могущих для многих стать примером, демонстрирующим правильность выбора приоритетов внутренней и внешней политики. Мы решаем задачи новой эпохи, полностью восстановив государственный суверенитет, пройдя на протяжении трех десятилетий тяжелый, но верный путь, рассчитанный на достижение цели. Итоги точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года с точки зрения совокупных процессов стали последним аккордом, ознаменовавшим всю проделанную до этого работу, и сегодня все мы вступили в новую эру современной истории, как полноправные хозяева собственной государственности». 
А потому выбор Ханкенди, как площадки обсуждений перспектив экономики исламского мира - не формальность или жест вежливости, а геополитический манифест, выраженный не в военной риторике, а на языке устойчивого развития, ведущего к взаимосвязанности и новому миропорядку. 
Иными словами, если Карабах раньше ассоциировался с долговременным и даже «вечным» этническим конфликтом (агрессор и его заступники полагали, что Армения - типа, «региональный Израиль», а мы, грубо говоря, обречены десятилетиями бросаться камнями в их солдат), сегодня регион превращается в платформу мирной интеграции и в политическое «сердце» евразийского диалога. И мир воспринимает новую парадигму: сила заключается не в контроле территорий, как это делали оккупанты, а в способности превращать их в зоны глобального притяжения. 
Стартующему завтра саммиту предстоит стать зеркалом эпохи, в котором в очередной раз отразится не только дипломатическая зрелость Баку, но и поиски новой идентичности самой ОЭС, где переплетены интересы нескольких регионов, независимо от их религиозной принадлежности (буддистский Китай и христианский Евросоюз точно не относятся к исламской умме). То есть нам предстоит наблюдать переход от декларативной интеграции к практическому взаимодействию, от архаичных альянсов к гибкой геоэкономике, от старых ментальных травм к новым горизонтам - вот в чем истинное значение встречи в Ханкенди. 
В случае общего понимания XVII саммит ОЭС может войти в историю как момент, когда центр тяжести Евразии окончательно будет смещен в сторону Карабаха и Восточного Зангезура, как бы много ни было противников такой перспективы. Понятно, ряд столиц, что отчетливо просматривается по их хамскому поведению, на Южном Кавказе хочет видеть тлеющие угольки не этнического, так религиозного противостояния, однако забывают, что реально суверенный Азербайджан, возглавляемый многоопытным Президентом  Ильхамом Алиевым, не выпуская из рук рычагов объединительных процессов, становится главным архитектором региональной сопричастности и модернизации. 
Азербайджан, как и исламские республики постсоветского пространства, присоединился к ОЭС в 1992 году, когда организации только предстояла трансформация из формально малозаметного объединения Турции, Пакистана и Ирана с массой противоречий в полноценную платформу сотрудничества между десятком государств, объединенных общей историей, географией и культурной матрицей. По сложившейся традиции, официальный Баку с самого начала не ограничился ролью «рядового» участника, а начал выдвигать инициативы по созданию транспортной связки самого обжитого материка. И пока в Тегеране строили планы по «противостоянию врагам», Баку с Анкарой, подключив к тому же дружественный Тбилиси, в июне 2006 года сдали в эксплуатацию нефтепровод в направлении Джейхана, в октябре 2017-го запустили стальную магистраль до Карса, а в конце 2020 года провели до Италии, Греции и ряда других стран Евросоюза Южный газовый коридор. Все это стало прямым воплощением принципов ОЭС: развитие торговли, транспорта и энергетики между государствами Востока (с небольшим дополнением - «и Запада»). 
Как искусно подметил в своей программной речи в итальянском Черноббио 2 сентября 2022 года Президент Ильхам Алиев, «Азербайджан не просто участник интеграционных процессов, он - их катализатор». Эта позиция проявилась и в формировании оси межрегионального (Южный Кавказ - Центральная Азия) развития, в которую по ту сторону органично встроены не только Ташкент, Астана и Бишкек, но и слишком долго «соображавший» Ашхабад. Кстати, о предстоящем успехе дипломатической школы единства интересов говорит и тот факт, что талибы тоже направили в Ханкенди высокопоставленную делегацию, а это значит, что выбор бывшего рассадника сепаратизма в качестве места проведения саммита ОЭС в учебниках будет обозначен, как политическое и даже цивилизационное событие, значение которого трудно переоценить. 
Во-первых, теперь этот город не только на карте, но и в международном мироощущении будет восприниматься как символ полной интеграции Карабаха и Восточного Зангезура в единую административно-правовую систему Страны огней. Во-вторых, это послание неуемным заказчикам противостояния о том, что зона конфликта благодаря национальному правительству стала платформой для продвижения идей мира, устойчивого развития и экономической кооперации всех без исключения стран, которые питают искренние намерения. 
В этом плане хотелось бы привести еще одно послание главы государства: «Ханкенди становится не только политическим, но и экономическим сердцем новой региональной архитектуры - здесь будут рождаться решения, влияющие на будущее миллионов людей». Иными словами, проведение саммита ОЭС в Карабахе - триумф модели восстановления через развитие и интеграцию, ставшие единственно приемлемым «методическим пособием» послевоенного мироустройства. 
Кстати, основная повестка XVII саммита ОЭС выстроена вокруг трех взаимосвязанных векторов: устойчивого экономического роста, климатической безопасности и развития региональной инфраструктуры, которые определяют и новую философию самой организации, навеянную ошеломительно успешными итогами СОР29, и растущую международную значимость официального Баку, которая сегодня уверенно превращает территорию Азербайджана в платформу сопряжения интересов между глобальным Югом и коллективным Западом. Причем это та модель, где невозможно схлестнуться военно-политическим «баранам», так как национальное правительство дает заработать всем участникам на равных условиях, без монопольного преимущества кого бы то ни было. Это касается и трубопровода из Баку в Джейхан и Южного газового коридора. Последний стал не просто масштабным энергетическим проектом, а фундаментом стратегической автономии Европы от традиционных поставщиков. Так, по итогам минувшего года объем поставок азербайджанского газа на данном направлении составил 12,1 млрд кубометров, что на 20% превышает показатели предыдущего финансового цикла, с тенденцией к дальнейшему росту (Минэнерго АР намерено довести через два сезона поставки до 20 млрд кубометров, причем до трети экспорта будет происходить за счет альтернативных источников). Кстати, и Еврокомиссия поддержала продление Соглашения о стратегическом энергетическом сотрудничестве с официальным Баку до 2035 года, а Греция, Болгария, Румыния и Венгрия изыскивают возможности подключения к SGC через так называемые интерконнекторы (переходники), строящиеся при финансовом содействии Европейского инвестиционного банка. 
Но и это не все - параллельно с энергетикой надежная команда экономических помощников Президента Ильхама Алиева начала реализацию амбициозной логистической стратегии, центром которой становится Средний коридор, объединяющий Китай, Казахстан, через Каспий Азербайджан, Грузию и Европу. По итогам прошлого года, по официальным данным, объем транзита по этому маршруту вырос наполовину, достигнув рекордных 8,2 млн тонн. При этом транзитное время доставки грузов из китайского Сианя в Стамбул сократилось с 28 до 16 суток, что уже делает маршрут экономически конкурентоспособным альтернативе через Россию. 
И еще один момент: накануне правительство КНР ободрило еще один маршрут на данном направлении, но уже из пригорода Пекина для дозагрузки путей и с учетом инвестиций, озвученных главой государства. По его данным, только в рамках Среднего коридора на Каспии построен и модернизирован международный морской торговый порт Алят - крупнейший на Каспии логистический центр, мощностью более 25 млн тонн грузов в год, с возможностью увеличения вдвое. 
Есть и Зангиланский хаб логистики - мультифункциональный транспортно-индустриальный узел, связывающий Восточный Зангезур с Нахчыванской автономией и Турцией плюс начатое строительство автомобильной и железнодорожной магистрали из Горадиза в Агбенд, и далее - к иранскому Салам Мелику, принимая во внимание опять же турецкое продолжение с выходом на рынки ЕС. 
По мнению генсека ОЭС Хоссейна Эмир-Абдоллахиана (глава МИД Ирана в 2021-2024 годах), «Азербайджан превратил географию в стратегию. Его инфраструктурная политика - основа для новой Евразии». 
И это не просто дипломатическая метафора, так как официальный Баку за последние 20 с лишним лет доказал, что может изолированные маршруты и энергоносители превратить в целостную систему, в которой сопряжены интересы огромного региона от юго-востока Азии до оконечностей Ближнего Востока. 
Примечательно, что помимо транспорта и энергетики, особое внимание на саммите в Ханкенди будет уделено вопросам устойчивого развития и климатической трансформации экономики. Вам это ничего не напоминает? Направление хоть и новое, но быстро набирающее стратегический вес в работе международных экономических структур, включая ОЭС, что перекликается с актуальными выводами по итогам СОР29. И вновь вполне ожидаемо официальный Баку оказался в авангарде - как инициатор и площадка для продвижения позитивных тенденций на практике. В данном контексте ключевым событием прошлого года стало открытие Центра чистой энергии ОЭС в столице нашей страны - первого специализированного института Организации, предназначенного для координации «зеленой» энергетики, климатических проектов и экологической устойчивости среди государств-членов. 
В работе саммита в Ханкенди ожидается личное присутствие президентов всех основных стран-участниц, а это означает, что Баку закрепит за собой статус модератора и координатора кооперации в обширном регионе, причем сама ОЭС превратится из периферийной площадки исламской дипломатии в многофункциональный евразийский альянс, в котором Страна огней займет нишу системообразующего объединителя. 
Азербайджан не просто вписывает Карабах в карту мира, но целенаправленно делает из него платформу межрегионального будущего, что является важным прецедентом для будущих стратегий долгосрочного мира, региональной интеграции, глобального диалога, процветания и ответственности за жизнеспособность общечеловеческих ценностей. 
 

Экономика
Новости