Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Азербайджану по силам разносторонняя умная дипломатия
Ожидаемый визит в Баку с Президента Сирийской Арабской Республики на переходный период Ахмеда аш-Шараа, кроме прочего, стал сигналом «созревания» Ближнего Востока для переформатирования, с усилением позиций исламского мира и принципов международного права.
Не случайно Президент Ильхам Алиев беседу с коллегой начал с обнадеживающей фразы о том, что грядет новая эра развития отношений. Причем практика показывает, что официальный Баку предпочитает всесторонние связи внутри исламского мира, как завещано общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, и неукоснительно претворяется в жизнь высшим политическим руководством Азербайджана.
Президент Ильхам Алиев данный постулат повторил и в знаковом интервью отечественным телеканалам 7 января этого года. «Мы оказываем помощь многим мусульманским странам, хотя и не особо освещаем ее. Но даже той информации, которая идет в печать, достаточно, чтобы сказать, что мы были в первых рядах и в период COVID-19, и в преодолении катастрофы, с которой столкнулся палестинский народ, и с оказанием весомой гуманитарной помощи сирийскому народу после падения режима Асада и формирования нового правительства в ближневосточной стране. Делегация МИД также недавно посетила Сирию, чтобы более полно узнать о нуждах и чаяниях древней многострадальной страны», - сказал Президент Ильхам Алиев.
В дипломатии широко используется фигура умолчания, когда тот или иной вопрос не нуждается в комментариях, однако, будучи впечатленным высочайшим уровнем общечеловеческих ценностей принимающей стороны, Ахмед аш-Шараа все же особо остановился на несправедливости тиранической деспотии бывшего режима Башара Асада, который будучи номинальным мусульманином, на протяжении долгих лет по указке своих спонсоров проводил, мягко говоря, не совсем адекватную политику по отношению к исламу в том же Азербайджане, в интересах его врагов. Впрочем, у Асада не было множества вариантов для маневра, так как его власть какое-то время простиралась не далее трех кварталов Дамаска до тех пор, пока российские ВКС в небе и иранский КСИР на земле не «отутюжили» вооруженную оппозицию.
Однако надо быть недалеким до такой степени, чтобы не понять демографической арифметики - недовольное засильем алевитского меньшинства арабское большинство составляет до 80% населения. Как бы то ни было, после свержения ненавистного режима для всего Ближнего Востока наступили новые времена, при широких горизонтах возможностей (есть там, понятно, серьезные вызовы, но они были и у нас, пока не был решен карабахский вопрос и восстановлен реальный суверенитет). И каждая столица, держащая руку на пульсе мировой геополитики, особенно Баку, старается оперативно и плодотворно проработать с основными игроками на данном поле свои национальные интересы, что уже прослеживалось 10 декабря минувшего года, буквально на второй день освобождения Сирии от тирании.
Отечественная дипломатия опередила во многом усилия даже таких стран, как Саудовская Аравия, которая на тот период всего лишь предостерегала от «хаоса и раскола», а МИД Азербайджана уверенно заявил о переходе от политических консультаций к началу двусторонних связей (тогда между Баку и Дамаском в силу ряда причин был настоящий вакуум) и обсуждению перспектив общественно-политического, в том числе, гуманитарного, экономического, в частности, энергетического сотрудничества.
Азербайджан очень своевременно и оперативно развивает отношения с государством, где пересекаются интересы двух наиболее близких столиц: Анкары и Иерусалима, для которых события в Сирии важны хотя бы потому, что она расположена по соседству. И они, как никто другой, хотели бы предсказуемого мира и устойчивого развития в интернациональном сообществе, где издревле сосредоточены все мировые религии. Официальный Баку тоже предпочитает делом способствовать смягчению острого энергетического кризиса в переходный период, и хотя неподалеку есть такие «газовые гиганты», как Катар и Иран, в силу разных причин новое правительство этой страны решила импортировать в начальной стадии «голубое топливо» с берегов Каспия. Соответствующая договоренность была достигнута 12 июля (в ходе официального визита в Баку Президента Ахмеда аш-Шараа был подписан меморандум о взаимопонимании между правительством Сирии и Государственной нефтяной компанией SOCAR). В документе особо подчеркивается, что долгосрочная акция, предусматривающая поставку отечественного газа в объеме 1,5 - 2 млрд кубометров в год, а также содействие SOCAR в разработке нефтяных месторождений на северо-востоке Сирии поспособствует восстановлению местной энергетики и повышению уровня энергетической безопасности этой страны. А это особенно важно в контексте завершившегося в мае строительства газопровода из турецкого Килиса в Алеппо мощностью до 2 млрд кубометров в год, и уже рассматривается вопрос его продления до Хомса - центра сирийской промышленности. Вдобавок Турция поставляет в Алеппо до 200 МВт электроэнергии - вот вам пример того, как две братские страны плотно заняты восстановлением энергетической инфраструктуры ранее разрушенного государства.
Пока праздные «эксперты и аналитики» рассуждают о том, сколько времени понадобится на возрождение родины древнейших цивилизаций, Баку и Анкара, засучив рукава заняты проработкой и созданием всеобъемлющей программы поддержки и развития сирийской экономики, в которой Страна огней выступает не только, как региональный партнер, но и как центр координации международных финансов. Не лишне отметить в этой связи, что начиная с 1 мая текущего года, Азербайджан возглавляет Совет управляющих группы Исламского банка развития (ИБР) - стратегически важной институции, аккумулирующей финансовые ресурсы исламского мира и уже получил возможность предлагать инициативы в отношении, например, Сирии и Афганистана, причем делает это на уровне Совета доноров состоятельной финансовой структуры. Более того, нашей столице в следующем году предстоит принять сразу несколько ключевых мероприятий (заседание Совета управляющих ИБР, генассамблею Международной исламской корпорации по торговле и финансированию - ITFC) и прочие площадки по консолидации исламской солидарности. Причем во всех этих мероприятиях запрограммировано участие сирийских официальных лиц, что создаст возможность не только получить доступ к международным финансовым потокам, но и заново интегрироваться в инфраструктуру исламского инвестиционного сообщества.
Объявленное снятие санкций со стороны США, Великобритании и Евросоюза открывает перед Дамаском окно дополнительных возможностей. В число потенциальных доноров восстановления этой страны входят также Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Китай, Франция и Германия, тем не менее, пионерами веры в возрождение Сирии являются Азербайджан и Турция, что особенно ценно в дипломатической практике.
В этих условиях инициатива официального Баку воспринимается, как дополнительный гарантийный механизм, поскольку в глазах международных игроков лидеры тюркского мира воспринимаются не столько как источник ресурсов, сколько как политически стабильная платформа для трансформации сирийской экономики в рамках исламских интеграционных проектов. И потом, экономика страны, пережившей разрушительную гражданскую войну с марта 2011 по декабрь 2024 года, действительно нуждается в радикальной реабилитации - по оценкам Всемирного банка, за указанный период совокупный ущерб валовому внутреннему продукту превысил $250 млрд (примерно пятикратное ВВП довоенной Сирии). Причем три четверти ее населения буквально выживает, а бывшие беженцы (за исключением тех, кто проживал в палаточных городках в приграничье Турции), вернувшиеся из-за рубежа и вовсе по линии гуманитарных организаций получают ежесуточно меньше $2,15, да и то не наличными, а продуктами первой необходимости.
Словом, Сирии еще предстоит пройти тот путь, который прошел Азербайджан 30 лет назад - когда с ведущими глобальными корпорациями был заключен «Контракт века», при возвращении контроля над ключевыми источниками национального дохода (прежде всего, над нефтегазовыми месторождениями на востоке страны).
Нельзя забывать и о сложных отношениях Сирии с Израилем, и как бы это ни хотелось дипломатам, от внимания глобального телеканала Al Arabiya, базирующегося в Дубае, не ускользнула информация о том, что вместе с Президентом Аш-Шараа в Баку прибыла группа высокопоставленных переговорщиков, уполномоченных вести диалог с израильскими коллегами. «В кулуарах визита состоялась важная встреча доверенных лиц без личного участия сирийского лидера, которая была посвящена недавнему военному присутствию Израиля в Сирии» - передает телеканал Al Arabiya.
Как ожидается, это лишь первая серия диалога, которая по мере кульминации перейдет от уровня официального представителя по вопросам безопасности в отношениях с Израилем Ахмед ад-Далати и главы МИД Сирии Асада аш-Шайбани до высшего руководства. А обсуждать новому правительству с израильтянами есть что, особенно с учетом прозвища Ахмеда аш-Шараа («Джулани» - уроженец аннексированных Голанских высот).
Кроме соглашения о взаимной безопасности предметом переговоров была также угроза шиитской теократии, оружие «Хезболлы» и палестинских формирований, в том числе, в Ливане. Основная головная боль официального Дамаска перед подписанием договора о нормализации отношений с Израилем является вывод сил ЦАХАЛ с юга страны, после чего может быть обсуждена последовательная возможность открытия израильского координационного офиса в Дамаске - сначала без консульства или посольства, а там - как получится.
Один из важнейших моментов заключается в том, что братский тандем Баку - Анкара предстал не только в суннитском, но и во всем исламском мире спасителем мусульман, хоть это, естественно, вызывает ревность и беспокойство других влиятельных сил в регионе. Но пусть никто на сей счет не переживает, исходя из опыта возрождения Карабаха и Восточного Зангезура - братские равноправные отношения не претерпели изменений, а работы по существенному улучшению условий жизни национальное правительство проводит в рамках государственной программы «Великое возвращение».
Откроем небольшой «секрет» - причина отсутствия синдрома гегемона кроется в ментальности тюркских народов, так как помогая своим ближним, они рассчитывают на добрососедские отношения, а не на расширение влияние за счет местных ресурсов, следуя логике «аппетит приходит во время еды». Более того, привлечение третьих стран арабского мира (Иордании, Саудовской Аравии, Катара и Египта) к восстановительным процессам также возможно, чтобы гарантировать нераспространение нестабильности на соседние страны.
После 14 мучительных лет войны победу в Сирии одержал ее многострадальный народ, опирающийся на надежных друзей в лице Азербайджана и Турции, и теперь всем вместе предстоит пройти самый главный постконфликтный этап, обеспечив предсказуемый и долгосрочный мир, предотвратив любые вооруженные конфликты. Впрочем, думается, триумвирату: Баку - Анкара - Дамаск это как раз-таки под силу. Не зря ведь высокий сирийский гость выразил Президенту Ильхаму Алиеву признательность за братскую поддержку, заявив, что его страна заинтересована в нарастающем сотрудничестве с Азербайджаном во всех без исключения областях, где энергетика станет только началом большого плодотворного пути, с широкими горизонтами. Поздравив Азербайджан с достигнутыми военными успехами, освобождением земель от оккупации и полным восстановлением государственного суверенитета, Ахмед аш-Шараа выразил уверенность в том, что его страна, хоть и столкнулась с казалось бы непреодолимыми трудностями, все же достойно преодолеет их и благодаря поддержке братьев из Баку начнет этап неуклонного последовательного развития.
Об искренней всесторонней заботе и заинтересованности свидетельствует еще один факт - во время обсуждения двустороннего сотрудничества в гуманитарной, образовательной и культурной сферах Президент Ильхам Алиев выступил с поистине братской инициативой, связанной не только с предоставлением стипендий сирийским студентам в Азербайджане, но и с реставрацией разрушенных памятников культуры.
Как видно, Азербайджан начинает играть на треке сближения и сопричастности самую непосредственную роль, так как в той или иной степени речь идет не только о перспективах сотрудничества с Дамаском, но и о пересечении интересов братской Турции, Израиля и основных стран Ближнего Востока, с которыми выстроены доверительные отношения, вплоть до статуса стратегического партнерства.
В любом случае, налицо совершенно адекватная упреждающая активность официального Баку на самом важном глобальном направлении, и это не удивительно. Ведь Президент Азербайджана Ильхам Алиев, а именно он формирует внешнюю политику нашей страны, не раз подчеркивал: он точно знает, что, как и когда нужно делать.