Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Новый миропорядок под знаменем Азербайджана
Дипломатическая активность на южно-кавказском направлении вселила надежду во всех, кто стремится к миру и стабильности в одном из ключевых регионов Евразии. Многие приписывают лавры дипломатического прорыва главе американской администрации Дональду Трампу.
Действительно, он проявил завидную инициативу, выразив готовность найти ключ к решению одного из самых затяжных конфликтов планеты. Тем не менее, при любом развитии событий не стоит забывать: в процессе, именуемом мирным, азербайджанская дипломатия неизменно опережала остальных на шаг.
Что касается Армении, ее позиция отличалась стойким следованием линии бездействия. В отличие от этого, официальный Баку демонстрировал не только дипломатическую гибкость, но и настойчивость, убеждая мировые институты в своей приверженности достижению конкретного результата. Азербайджан последовательно раскрывал гуманистическую суть своих подходов и проявлял стратегическую дальновидность.
Смещение центра тяжести региональной политики за океан - во многом заслуга Президента Ильхама Алиева, который неизменно демонстрировал всесторонний и стратегически выверенный подход к одному из ключевых процессов - установлению экзистенциальной стабильности. Одним из главных активов азербайджанской дипломатии стало непрекращающееся стремление к поиску эффективных средств и форматов урегулирования. Баку последовательно опровергал надуманные предлоги и всевозможные отговорки Иревана, тем самым укрепляя свою позицию на международной арене.
Что касается прошедшей в Вашингтоне встречи и подписанного по ее итогам документа, то они по праву считаются одними из ключевых предпосылок, способных сыграть решающую роль в достижении окончательного результата. В то же время, искусственное форсирование событий и преждевременные выводы пока неуместны - процесс требует выдержки и точного расчета.
Дело даже не в том, что Иреван вновь может прибегнуть к неожиданным маневрам, погрузившись в очередную фазу затяжных раздумий. После вашингтонской встречи пространство для маневра армянской дипломатии заметно сократилось. Ключевым же остается то, что стороны конфликта подтвердили свои намерения - и теперь им предстоит подкрепить подписи реальными действиями.
Очевидно, что каждый из участников мирного процесса, включая США, стремится адаптировать складывающуюся конъюнктуру под собственные интересы и стратегические расчеты. Для американского президента дивиденды успешного посредничества важны не только с точки зрения укрепления международных позиций, но и как возможный аргумент в его стремлении быть номинированным на Нобелевскую премию мира.
Для Никола Пашиняна миротворческий прогресс также имеет внутреннюю ценность - он надеется пополнить политический капитал накануне парламентских выборов, которые пройдут в начале следующего лета.
И лишь Президент Ильхам Алиев заметно выделяется на фоне остальных участников своей масштабностью мышления и выходом за рамки как региональной повестки, так и узкогрупповых интересов. Его подход можно охарактеризовать как стратегически дальновидный шаг, направленный на расширение горизонтов мировой дипломатии в условиях ее предстоящих испытаний.
На кону - рождение нового мирового порядка в условиях острого дефицита стабилизирующих трендов. Их не просто не хватает - в эпоху глобального турбулентного сдвига они зачастую мешают тем силам, которые стремятся определить новые опорные точки для будущей геополитической архитектуры.
Успех миротворческих усилий на Кавказе может стать отправной точкой для преодоления кризисных тенденций в глобальной системе международных отношений. Человечество уже не первое десятилетие пытается найти принципиально новые алгоритмы, способные отвести мир от апокалиптических сценариев. Эти тревожные тренды явно проступают на фоне десятков нерешенных острых конфликтов и противоречий. Разве можно игнорировать все более громкие разговоры о возможности применения тактического ядерного оружия? Здесь не до политических игр, шуток или стратегических экспериментов.
Даже один, пусть и локальный по географическим масштабам, дипломатический прорыв способен сыграть спасительную роль для всего человечества. В данном случае значение Южного Кавказа далеко выходит за рамки его физической карты. Важно понимать: если не обуздать растущую турбулентность в этом регионе, она может стать спусковым крючком для куда более масштабного и разрушительного глобального кризиса.
Не случайно ведущие политологические институты и аналитические центры, перечисляя наиболее опасные точки напряженности - от Балкан и Ближнего Востока до Тайваня и других нестабильных регионов, - все чаще включают в этот перечень и Южный Кавказ, где пересекаются интересы многих влиятельных держав.
Незавершенные конфликты, независимо от их географии, становятся объектом пристального внимания реакционных сил, которые стремятся использовать их в своих мрачных замыслах. Для них зоны нестабильности - это возможность проникнуть в охваченные огнем территории, чтобы в топке хаоса сгорели не только добрые намерения, но и те, кто их воплощает. Эти разрушительные планы не имеют ничего общего с программами развития, направленными на индустриальный прогресс или гуманитарное обновление. Варварство нового времени готово стереть с лица земли все, что может послужить благу человечества. В их циничной логике люди - лишь ресурс, товар, а не ценность, способная спасти планету от надвигающихся бедствий.
Мракобесам и варварам нет дела ни до мягкой силы, ни до шансов на всеобщее спасение. Их деструктивные, почти сатанинские устремления направлены на скорейшее порабощение сознания масс. В их извращенной системе координат человек - не высшее творение природы и высших сил, а всего лишь расходный материал, средство для достижения целей, лишенных морали и смысла.
Мировоззрение азербайджанского лидера и его личный опыт направлены на создание надежного заслона против угрозы глобальной катастрофы, которая ставит под вопрос само существование человечества. Расширение фронта сопротивления на фоне усиливающейся агрессии деструктивных сил сегодня является задачей исторического масштаба. Поле борьбы нельзя отдавать тем, кто олицетворяет неукротимое зло. Президент Ильхам Алиев обозначил судьбоносную линию фронта, где столкнулись противоборствующие силы, и его инициативы ясно свидетельствуют о решимости идти до конца ради защиты интересов большинства.
Продолжение диалога после встречи в Абу-Даби и Вашингтоне свидетельствует о накоплении значительного политического ресурса, необходимого для доведения начатого процесса до логического завершения. Президент Ильхам Алиев демонстрирует высокий уровень изобретательности и прагматизма, постоянно ищет новые возможности для продвижения миротворческих инициатив. И вполне естественно, что влиятельные игроки признают эти возможности и выражают солидарность с азербайджанским лидером в его востребованных усилиях. Очевидная креативность официального Баку и его неформальные инициативы не только заставляют считаться с его позицией, но и превращаются в стратегический ресурс, формирующий основу нового мирового порядка.
Выступление Президента Ильхама Алиева на III Шушинском Глобальном медиафоруме напомнило, что современное время требует новых инициатив. Поделившись своими взглядами на складывающуюся ситуацию, азербайджанский лидер подчеркнул, что сохранение стабильности остается главной заботой человечества. Как всегда, он был конкретен, напомнив, что судьба будущего зависит от всех участников глобального процесса.
Указав на достойную позицию американского Президента Дональда Трампа в деле защиты мира, Ильхам Алиев дал понять, что линия борьбы за спокойствие и стабильность пролегает через все пространства и широты. «Он - единственный президент США, который не начинал войн. И видно, что он человек, который их заканчивает. Несмотря на более глобальные вызовы, он держит Южный Кавказ в поле зрения. Мы благодарны ему за стремление помочь Азербайджану и Армении. Надеемся, он доведет дело до конца», - этот выдержанный в духе конструктивизма фрагмент выступления уже стал настоящим воззванием времени.
Американский лидер высоко оценил позицию Ильхама Алиева и выразил готовность продолжать усилия на судьбоносном треке. Белый дом без колебаний подтвердил поддержку проекта мирного соглашения, выдвинутого азербайджанским руководством. В столь ключевой момент важно, чтобы армянское руководство, не уходя в новую волну обструкции и не теряя времени, поддержало позицию Баку. Вашингтон намерен поддерживать усилия обеих сторон на пути к ожидаемому результату.
Большой отрезок пути пройден, оставшаяся дистанция, несмотря на свою сложность, не должна вызывать страх, а, напротив, настраивать на конструктивный и деловой лад. Предстоит согласование самых принципиальных вопросов, которые по-прежнему остаются яблоком раздора. Речь идет о судьбе Зангезурского коридора, ключевых требованиях Баку по расформированию Минской группы, а также о пересмотре спорных положений законодательных актов Армении, в которых по-прежнему отражаются территориальные притязания к Азербайджану.
Иреван не может уклониться от ответственности в рамках двустороннего соглашения. Зангезурский коридор, предназначенный для соединения основной территории Азербайджана с Нахчываном, рано или поздно будет реализован по азербайджанскому сценарию. Армения, стремясь защититься от предполагаемых угроз, указывает на наличие мотива ирредентизма в части маршрута коридора, проходящего по ее территории.
Если Иреван продолжит упрямиться, ссылаясь на неприкосновенность своих территорий, это будет означать лишь поиск новых поводов для саботажа и подрыва мирного процесса. Ирредентизм всегда был неотъемлемой частью армянской региональной политики и остается таковым по сей день. В то же время Баку не только заявил, но и доказал, что для него территориальной проблемы не существует - она отчетливо присутствует исключительно в политике армянского государства.
Что касается предложения об аренде небольшого участка территории Армении на сто лет частной американской компанией, эта инициатива не исходит от Баку. Наиболее приемлемым форматом для обсуждения данного вопроса могло бы стать двустороннее взаимодействие без привлечения третьих сторон. Пока же Иреван не дает четких ответов относительно своих предпочтений.
Дорога к долгожданному и всеобъемлющему миру открыта. Несмотря на существующие разногласия, необходима полная концентрация усилий, чтобы наконец перевернуть страницу многолетнего конфликта. Предпосылки для согласования всех пунктов мирного соглашения более чем очевидны. Остается сделать последние практические шаги, чтобы освободить процесс от риторической шелухи армянской дипломатии.
Баку предпринял больше, чем требовалось, чтобы преодолеть кризисные препятствия на этом пути. Мир и стабильность в регионе не должны оставаться роскошью - они имеют все шансы стать нормой, создавая условия для достойного позиционирования двух народов в одном из самых перспективных и привлекательных регионов мира.