Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Зрелая и конструктивная дипломатия

Политика
22 Август 2025
13:49
126
Зрелая и конструктивная дипломатия

 

Баку и Ашгабад наращивают сотрудничество

Президент Ильхам Алиев по приглашению председателя Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова находится с рабочим визитом в Туркменистане.

Глава государства не каждого визави называет дорогим братом - редкое обращение к фактическому лидеру страны огузов однозначно означает намерение придать ощутимый импульс двусторонним отношениям. Так оно и есть.

Помнится, во время пребывания в Азербайджане в середине июля туркменский высокий гость также определил растущий уровень взаимопонимания, как братство, добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество. А это значит, что двусторонние связи переросли рамки внешнеполитической добрососедской повестки, начав развиваться в логике близких партнеров с общей культурной памятью и едиными этническими корнями, что постепенно сказывается, как на дипломатии, так на экономике, культуре и даже экологии (обмеление Каспия - общая проблема прибрежных государств, и ее надо решать сообща не на словах, а на деле). 

Закаспийские соседи, похоже, уже определились с размытыми ранее приоритетами после череды исторических событий, подчеркнувших приоритет официального Баку в качестве модератора в диалоге между глобальными Югом и Севером. Эта роль особенно стала ощутимой по итогам всемирной Климатической конференции СОР29, после чего кратно усилился поток «крупнокалиберных гонцов» коллективного Запада.

Так, 1 апреля в Баку побывал президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, вслед за чем последовал визит комиссара Евросоюза по энергетике и жилищному хозяйству Дэна Йоргенсена, принявшего участие в 11-м министерском заседании консультативного совета Южного газового коридора. Потом были конструктивные встречи главы государства с новой главой европейской дипломатии Каей Каллас: первая - 25 апреля в Баку, вторая - в мае в столице Албании Тиране в ходе VI саммита Европейского политического сообщества. Много чего было обсуждено на этих рандеву, но прежде всего европейцев интересует вопрос увеличения поставок каспийского (прежде всего, азербайджанского) газа на западном направлении. Как Брюссель, так и Берлин, другие столицы ЕС тоже ищут ответ на вопрос, кто из потенциальных источников мог бы заменить российский газ, который под санкциями, а также пока непомерно дорогое сжиженное «голубое топливо» из Катара и США.

Дело даже не в цифрах, хотя Баку ежегодно наращивает объемы поставок без расширения пропускной способности Южного газового коридора. Глава государства не раз критиковал Евросоюз за медлительность в принятии решений и за двойственную политику (с одной стороны, представители Брюсселя «бомбардируют» национальное правительство просьбами увеличить экспорт еще почти на 8 млрд куб. м к 2030 году, однако для этого необходимы инвестиции и долгосрочные контракты, в отношении которых существует неопределенность из-за объявленного Еврокомиссией перехода на «зеленую» энергетику). С другой стороны, без привлечения дополнительного объема из других источников официальный Баку не сможет выполнить «три желания» европейцев, поскольку весь добываемый газ уже распределен действующими контрактами. Согласно официальной статистике, по итогам прошлого года Азербайджан произвел 50,3 млрд куб. м товарного газа, половина которого была экспортирована в 12 стран, включая Грузию, Турцию и 10 членов ЕС, а недавно на горизонте появилась и 13-я страна - Сирия. Так что в сухом остатке задачей национального правительства является объединение транспортных и энергетических интересов разных игроков не только от Каспия до берегов Италии, но и на гораздо более обширной географии, с учетом растущих транзитных возможностей Страны огней.

Недавно председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов в интервью Евроньюс заявил: «Ашгабад готов к взаимодействию с европейскими партнерами по вопросу экспорта газа в страны Евросоюза, и одним из наиболее перспективных путей поставок является Транскаспийский маршрут».

Тот факт, что туркменский лидер привел этот маршрут в качестве примера, свидетельствует об уверенном превращении суверенного Азербайджана в ключевой транспортный и энергетический узел между Востоком и Западом, причем за этой стратегической трансформацией стоит личная стратегия Президента Ильхама Алиева. Благодаря его видению, настойчивости и системной работе страна смогла превратить транспортные и энергетические возможности в мощный инструмент регионального влияния. Сегодня Баку является не просто связующим звеном, но и надежным мостом, соединяющим Южный Кавказ и Центральную Азию, и обеспечивает новую модель сотрудничества, выгодную всем сторонам. Вспомним в этой связи недавнее выступление главы Узбекистана Шавката Мирзиёева в Ашгабаде, который подчеркнул, что именно Азербайджан стал стратегическим мостом в регионе, при этом подчеркнув, что «личный вклад Президента Ильхама Алиева в сближение Южного Кавказа и Центральной Азии трудно переоценить».

Между тем, буквально позавчера в Вашингтоне прошла «примерочная» встреча Госсекретаря США Марко Рубио с главой МИД Туркменистана Рашидом Мередовым, в ходе которой, говоря сухим языком, «было обсуждено нынешнее состояние и развитие двустороннего сотрудничества, а также рассмотрены вопросы, представляющие взаимный интерес». На деле же это продолжение диалога 5+1 (страны Центральной Азии плюс по отдельности США, Китай, Евросоюз и сами по себе ФРГ, Италия с Францией, Великобритания, Япония), в котором, как ни странно, ощутимы национальные интересы Азербайджана, особенно на треке коллективного Запада. Понятно, что важнейшим направлением этих отношений служит экономическое партнерство, а в контексте туркменско-американских связей это прежде всего транспорт, логистика и опять же поставки газа, где главными компонентами являются инвестиции и технологии.

Что касается нашей выгоды, в направлении тюркского мира она измеряется не столько экономикой, сколько всем спектром общественно-политических, социально-экономических, военных, дипломатических и цивилизационных связей в комплексном видении перспектив. Деловые связи тоже никто не отменял - в послевоенные (2021-2025) годы Азербайджан форсировал их со странами Центральной Азии и на многосторонней, и на двухсторонней основе. При этом стержнем интеграционного вектора остаются энергетические и транспортно-логистические проекты, в том числе охватывающие азербайджано-туркменское экономическое сотрудничество. 

Сегодня тесное партнерство между Баку и Ашгабадом динамично развивается, прежде всего опираясь на высокий уровень взаимопонимания и доверия между руководством двух стран. Правда, энергетика до сих пор остается главной движущей силой: совместная работа по месторождению «Достлуг», газовые свопы через Иран и прямые закупки - только с начала года мы приобрели более 155 млн куб. м газа на сумму $23,3 млн. Плюс логистика, политическая координация, гуманитарные проекты - все эти направления постепенно превращают двусторонние связи в прочную и взаимовыгодную систему.

Кстати, привлекательность во все времена была в почете, особенно если учесть, что благодаря продуманной стратегии Президента Ильхама Алиева кратно выросли транзитные возможности Страны огней. Так, за последние 20 с небольшим лет национальное правительство построило и реконструировало свыше 22 тыс. км автомобильных, более 1,5 тыс. км железных дорог, сотни мостов и тоннелей. Реализация же масштабных проектов (железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс, «Север-Юг» и Средний коридор, плюс Бакинский международный морской торговый порт и 10 международных воздушных гаваней) открывает новые горизонты для грузопотоков через Каспий и далее в сторону состоятельного коллективного Запада. Наша страна является второй после Поднебесной по уровню инвестиций, вложенных в инициативу «Пояс и путь», а финансовая поддержка официальным Баку железнодорожной ветки Китай-Кыргызстан-Узбекистан только усиливает этот потенциал.

Важнейшей долгосрочной инициативой является Зангезурский коридор («маршрут Трампа во имя международного мира и процветания») - данный стратегический проект стал возможен именно благодаря настойчивости и политической воле Президента Ильхама Алиева. То, что раньше было концепцией, по итогам встречи 8 августа в Вашингтоне превращается в реальность: железная дорога на азербайджанской стороне почти готова, а уже к середине следующего года ее начальная пропускная способность составит 15 млн тонн грузов в год. Этот проект не только укрепит транспортную связанность Центральной Азии, Южного Кавказа, Турции и Евросоюза, но и постепенно становится символом роли нашей страны в качестве надежного центра экономической и энергетической стабильности. Личная роль главы государства в комплексных процессах очевидна: его стратегическое видение, активная дипломатия и способность реализовывать масштабные проекты делают географически небольшой Азербайджан не просто участником региональных процессов, а движущей силой, задающей новые стандарты интеграции.

Сегодня Азербайджан выступает ключевым мостом для стран Центральной Азии, предоставляя им надежные маршруты выхода на европейские и мировые рынки, а также доступ к современным транспортным и энергетическим цепочкам. Проекты, реализуемые под руководством главы государства - от Среднего коридора и Зангезурского маршрута до совместных энергетических и инфраструктурных инициатив - создают прочную основу для комплексной межрегиональной интеграции, и братский огузский Туркменистан в данном контексте отнюдь не выпадает из игры, а превращается в ключевое звено интеграционных процессов.

Наши страны объединяет не только Каспий, транспорт и энергетика, но и тюркская идентичность, общие этнические корни, язык, культурное наследие, фольклор и классическая литература, религия и традиции, уходящие корнями в тысячелетия. Внимания заслуживает и активизация взаимопонимания и сотрудничества в культурной сфере. Вспомним недавние Дни туркменской культуры в Азербайджане, мероприятия, посвященные азербайджанскому культурному наследию, проводимые в Туркменистане, контакты между музеями и архивами. Знаковое посещение Гурбангулы Бердымухамедовым в Шуше расстрелянных армянами памятников Натаван, Узеира Гаджибейли, Бюльбюля, а также дома-музея Бюльбюля - это также братская дань уважения к культуному наследию азербайджанского народа.

Касательно дипломатии - Туркменистан неизменно даже в годы оккупации поддерживал территориальную целостность Азербайджана, и лично туркменский лидер одним из первых проявил интерес к восстановительным работам на освобожденных от оккупации землях Карабахского и Восточно-Зангезурского регионов нашей страны. Незабываемым, в то же время символическим событием во время июльского визита Гурбангулы Бердымухамедова стало преподнесение ему лично Президентом Ильхамом Алиевым в дар карабахского скакуна по кличке «Достлуг» на Джыдыр дюзю в Шуше (напоминание о достигнутом эпохальном соглашении о совместной разработке одноименного месторождения на Каспии, ставшем поворотным моментом в энергетическом сотрудничестве двух стран). В то же время ведутся переговоры по совместным проектам в области промышленности, сельского хозяйства, цифровых технологий. Обе страны конструктивно и тесно, на единой волне сотрудничают как в рамках ООН, так и таких структур, как Движение неприсоединения, Организация исламского сотрудничества и Организация тюркских государств.

А это значит, что глубина всесторонних связей позволит вскоре достигнуть планку стратегического партнерства между Баку и Ашгабадом, которые и впредь будут двигаться к еще более тесной интеграции с совместными проектами.

 

 

Экономика
Новости