Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Шалва Папуашвили: Экстремистские группировки - не оппоненты
Политическая стабильность и верховенство закона являются фундаментальными условиями для развития демократического государства. Именно эту задачу сегодня решает Грузия - страна, сделавшая твердый выбор в пользу европейского пути и укрепления демократических институтов.
В этом контексте важнейшей инициативой последних месяцев стало решение правящей партии «Грузинская мечта» обратиться в Конституционный суд с требованием запрета деятельности ряда политических объединений, действия которых, как установлено, подрывают основы конституционного порядка.
Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили четко обозначил суть происходящего: «Экстремистские группировки не являются оппонентами, им нет места в демократическом пространстве. Враги демократии не должны иметь возможности использовать демократический процесс против самой демократии».
Это не о политических разногласиях. Это - о безопасности, законности и защите демократических институтов от тех, кто стремится разрушить их изнутри. Концепция «защищенной демократии», которой придерживается Грузия, широко применяется и в других европейских странах, где действуют аналогичные нормы: любая организация, нарушающая конституцию и подрывающая государственный строй, может быть запрещена, вне зависимости от политической риторики, которую она использует.
Принятые поправки в закон «О Конституционном суде» и другие нормативные акты обеспечивают правовой механизм ограничения политической деятельности антиконституционных сил. Согласно последним изменениям, лица, связанные с запрещенными партиями, лишаются права участвовать в политической жизни, занимать государственные должности или возглавлять политические объединения.
Это - не преследование, а защита, прямое продолжение конституционного принципа, изложенного в статье 1 Конституции Грузии, где четко указано, что государство строится на принципах правового порядка и демократии.
Решение о запрете ряда партий, включая «Единое национальное движение», «Ахали», «Лело», «За Грузию», «Стратегия Агмашенебели» и других, основано не на политической конъюнктуре, а, как утверждают в правящей партии, на выводах парламентской следственной комиссии. Эта комиссия выявила факты, свидетельствующие о систематической подрывной деятельности, координации с внешними деструктивными силами, отказе подчиняться законам страны и участии в актах, нарушающих общественный порядок и конституционные принципы.
На этом фоне особое внимание вызывает партия бывшего премьера Георгия Гахария, заявившая 20 октября о завершении бойкота и возвращении в парламент.
«Сегодня мы, партия «За Грузию», приняли обдуманное и принципиальное решение использовать свои мандаты в местных органах власти по всей стране, а также в парламенте, чтобы вернуть себе политическое пространство и бороться за общественное мнение», - написал Гахария в сети Х, подчеркнув, что партия должна завоевать сердца и умы грузинского народа, чтобы защитить цивилизационный выбор нашей страны, быть частью европейской семьи и подтвердить 78-ю статью Конституции Грузии как краеугольный камень этого выбора.
К слову, по итогам парламентских выборов 26 октября 2024 года партия «За Грузию» имеет 12 мест в законодательном органе, и, соответственно, войдет в парламент с таким же количеством депутатов. По итогам выборов в органы местной власти 4 октября, партия набрала 3,67% голосов.
Но, как подчеркнул Папуашвили, деятельность партии в парламенте не влияет на юридическую оценку ее предыдущих шагов: «В Молдове, например, была запрещена партия, члены которой состояли в парламенте. Это не взаимосвязанные вопросы. Наш иск основан на работе следственной комиссии».
Риторика, которую используют некоторые оппозиционные силы, стремящиеся представить законные действия государства как «авторитаризм» или «диктатуру», не выдерживает правовой критики. Напротив - именно отказ участвовать в заседаниях парламента, игнорирование запросов следственной комиссии, а также организация протестов с признаками деструкции свидетельствуют о нежелании играть по правилам демократического процесса. Такая оппозиция - это не альтернатива, это угроза.
Грузия сегодня стоит перед историческим выбором: либо дать оппозиционным силам и далее злоупотреблять демократическими механизмами, подрывая государственные устои, либо - решительно встать на путь защищенной демократии.
И выбор сделан - «Грузинская мечта», опираясь на международный опыт, правовую основу и поддержку значительной части общества, продолжает действовать в интересах всего грузинского народа - чтобы выбор 78-й статьи Конституции о европейском пути страны стал не декларацией, а реальностью.
Сегодняшние меры - это не исключение из демократии. Это - ее проявление в зрелой форме. Свобода - не вседозволенность, а ответственность. И именно такую свободу строит Грузия.