Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Без малого два года проходит со дня окончания второй Карабахской войны, завершившейся триумфальной Победой Азербайджана. Все это время между сторонами шли трудные переговоры, которые в последнее время стали сопровождаться оптимистическими заявлениями армянской стороны о возможности подписания мирного договора до конца текущего года.
Азербайджан, несмотря на оккупационную политику Армении, был сторонником и инициатором нормализации отношений между двумя государствами после освобождения своих территорий. Именно глава Азербайджанского государства выступил с предложением о подписании мирного договора на постконфликтном этапе на основе строгого соблюдения принципов международного права. Более того, Азербайджан представил противоположной стороне базовые принципы, на которые должно опираться соглашение. Если бы Азербайджан, как утверждает Пашинян, хотел войны, то, вероятно, в этих шагах не было бы необходимости. Если бы Азербайджан хотел войны, он не прилагал бы больших усилий для реконструкции и восстановления территорий, разрушенных Арменией в течение 30 лет, не проводил бы колоссальных работ.
На протяжении многих лет именно азербайджанская сторона говорила, что налаживание нормальных отношений в регионе и открытие всех коммуникаций будут выгодны Армении. Тот факт, что армянская сторона наконец осознала это и премьер-министр заявил, что «открытие коммуникаций выгодно Армении», привлекает внимание как новый подход армянского руководства.
О том насколько реально подписание мирного договора к концу года в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился своим мнением экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров.
- Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время встречи с премьер-министром Ираклием Гарибашвили в ходе недавнего рабочего визита в Грузию заявил, что они обменялись мнениями о начале консультаций Грузия-Азербайджан-Армения. Насколько эти консультации способны внести значимый вклад в налаживание армяно-азербайджанских отношений?
- Прежде всего мы должны понимать, что помимо проблемы формата, существует проблема того, что Армения не хочет менять свою политику в отношении аннексии Карабаха. На словах мы слышим различные заявления, но практические дела говорят о том, что армянская правящая верхушка намерена продолжать прежнюю политику в новых условиях. В частности, хорошо известно, что официальный Иреван не желает выполнять некоторые положения трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, а также другие наработки Брюссельского формата, касающиеся коммуникаций.
Безусловно, формат прямых переговоров при добрых услугах Грузии (речь идет именно о добрых услугах, а не посредничестве - Т.З.), которая готова предоставить место встречи, лучше, чем прежний формат, где внешние силы, заинтересованные в продолжении конфликта, воздействуют на ситуацию, исходя из собственных интересов. Но для того, чтобы грузинский или еще какой-либо формат дал какой-то эффект, необходимо четкое понимание политической элитой Армении, что продолжение или даже попытки продолжения аннексии территории Азербайджана заведут ситуацию в тупик, и в итоге все это может привести к очередному возобновлению военных действий.
- Спикер парламента Армении Ален Симонян, отвечая на вопросы журналистов, выразил надежду на то, что до конца текущего года будет подписан мирный договор, но при этом заметил, что Азербайджан должен незамедлительно покинуть все «международно признанные территории Армении». Что значит данное заявление?
- Подобные заявления озвучиваются не впервые, но практические действия говорят сами за себя. К примеру, накануне недавней встречи в Праге с нашим Президентом Пашинян одобрил закон о бюджете Армении на новый год, в котором предусмотрено увеличение оборонных расходов на 47%. Там же предусмотрено выделение примерно $340 млн на деятельность самопровозглашенных структур на территории Азербайджана в Карабахе. Таким образом, с одной стороны мы слышим заявления Иревана о мире, адресованные сообществу, а с другой - сталкиваемся с действительностью, где Армения всячески пытается замаскировать свою непрекращающуюся экспансионистскую деятельность по отторжению части территории нашей страны. Но Азербайджан обмануть такими заявлениями, конечно же, невозможно.
- Как известно, после окончания Отечественной войны в проигравшей Армении стали все громче раздаваться обвинения в поражении в адрес России и ОДКБ - организации, куда входит Армения, и которая, якобы, должна была ее защищать, но не сделала этого. В связи с этим есть мнение, что уже в следующем году Армения может покинуть ОДКБ. Насколько это вероятно?
- Это вполне возможно. Но тут армяне опять лукавят, и это выражается в том, что Россия и ОДКБ не намерены, так же как раньше, поддерживать политические амбиции Иревана по оккупации территории соседнего государства. На это указывают многие страны - члены ОДКБ, говоря о том, что военные действия велись на азербайджанской территории и Азербайджан освобождал свои земли, некоторые из этих стран даже наградили нашего Президента своими высшими национальными наградами как освободителя оккупированных земель. Ведь позиция стран - членов ОДКБ в том и заключается, что все они придерживаются основополагающих норм международного права о незыблемости территориальной целостности и суверенитета государств.
Что касается попыток представить столкновения на условной границе в качестве акта агрессии Азербайджана - они безосновательны по той простой причине, что Иреван сам никак не может ответить на вопрос о том, какие границы он признает. Вроде бы они склоняются к мысли о том, что надо придерживаться границ советского периода. Но сразу же возникает вопрос: о границах какого года идет речь? Дело в том, что имеются большие различия в этом вопросе именно по времени. Страны ОДКБ демонстрируют конструктивную позицию и в этом вопросе, учитывая, что граница условная и пока она точно еще не определена.
Кстати говоря, основу этой неопределенности заложили сами армяне, которые в разное время на уровне того же Пашиняна говорили, что «Арцах» -это Армения, считая таким образом, что бывшая НКАО и оккупированные вокруг нее территории, являются частью Армении. Из этого следует, что армяне признали границу по линии соприкосновения, которая была до сентября 2020 года. Армяне сегодня пожинают плоды своей собственной политической близорукости и пытаются возложить вину за провал этой самой политики на третью сторону.
- Президент Ильхам Алиев не так давно выразил надежду на подписание мирного договора с Арменией до конца этого года. На днях с аналогичным заявлением выступил и премьер-министр Армении Никол Пашинян...
- В упомянутом вами заявлении нашего Президента мы должны обратить внимание на главное - Азербайджан и его лидер показывают, что мы как государство стремимся к миру и готовы предпринять все усилия для достижения мира с Арменией. Но, безусловно, этот мир не может быть достигнут за счет каких-то основополагающих интересов Азербайджанского государства и в противоречие нормам и принципам международного права. Исходя из этого, данный посыл необходимо воспринимать в качестве некоего месседжа мировому сообществу. При этом мы не должны забывать, что для достижения мира необходимо желание обеих сторон. С сожалением приходится констатировать тот факт, что Армения, несмотря на все заявления о стремлении к миру и уважении норм и принципов международного права, в практической деятельности поступает ровно наоборот. Заявление Пашиняна как раз и показывает, насколько Иреван пользуется миролюбивой лексикой с целью замаскировать свою агрессивную аннексионистскую политику.
- Что имел в виду Президент Ильхам Алиев под «адекватными действиями» Азербайджана в ответ на продолжение Арменией прежней политики по отказу от выполнения всех пунктов трехстороннего Заявления?
- Полагаю, что сегодня Баку такими заявлениями показывает два компонента своей позиции: наше стремление к миру и неукоснительное выполнение тех обязательств, которые были зафиксированы в трехстороннем Заявлении по итогам Отечественной войны в ноябре 2020 года. В 2020 году Азербайджан нанес военное поражение Армении, предпринявшей ранее против нас вооруженную агрессию и удерживавшей под оккупацией часть нашей территории в течение 30 лет. Вследствие поражения армянская сторона фактически подписала акт о капитуляции. Посредником и гарантом выполнения положений трехстороннего Заявления выступает Российская Федерация. В связи с этим Азербайджан требует выполнения всех взятых на себя сторонами-подписантами обязательств. Мы заплатили за победу гибелью наших солдат и потому должны полностью устранить все последствия вооруженной агрессии Армении против Азербайджана. В том числе, если надо будет, то вновь прибегнем к использованию силы. В этом вопросе международное право полностью на нашей стороне - статья №51 Устава ООН гласит о праве на самооборону. В соответствии с этой статьей мы имеем право воспользоваться силой для обуздания агрессора, что мы и сделали в 2020 году. После окончания войны мы надеялись, что нам не придется снова прибегнуть к силе, чтобы устранить все последствия вооруженной армянской агрессии против нашей страны. А это означает, что с нашей территории должны быть полностью выведены армянские вооруженные формирования. Также должен быть открыт Мегринский коридор (так он обозначен в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года - Т.З.), который перейдет под полный контроль российских миротворцев. Оба эти обязательства зафиксированы в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года, но армяне почему-то не выполняют их. Азербайджан в свою очередь выполнил все обязательства и предоставил Лачинский коридор для того, чтобы процесс реинтеграции тех районов, где проживает армянское население, проходил без всяких инцидентов и эксцессов. Кстати говоря, наши обязательства взяты на пять лет, и мы их выполняем. Но армяне не хотят выполнять свои обязательства, они у них «бессрочные».
- Как известно, 31 октября предстоит очередная встреча на высшем уровне по подготовке мирного договора между Азербайджаном и Арменией, на этот раз в Сочи с участием российского президента Владимира Путина. Стоит ли ожидать от этой встречи прорывных решений?
- К сожалению, уже два года как мы ждем от России выполнения ее функций гаранта в части выполнения всех пунктов Заявления от 10 ноября 2020 года. Но этого не происходит. Тактика «и нашим, и вашим», которую применяет Армения то к Москве, то к Брюсселю, то появляются какие-то французские гарантии безопасности, то иранские - все это не более чем попытки уйти от исполнения пунктов трехстороннего Заявления. Поэтому сложно сейчас говорить о каких-то итогах предстоящей сочинской встречи. Если, конечно, Москва предпримет какие-то действия для обеспечения выполнения вышеуказанных пунктов, то встреча в Сочи имеет шансы на успех. Однако, к сожалению, Россия сейчас сама находится в глубочайшем политическом кризисе, и ожидать от нее каких-либо решительных действий, в частности, давления на армян с целью принудить тех выполнить обязательства, заложенные в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года, не приходится.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»