Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

«Зеленой зоне» быть!

Политика
20 Июль 2022
09:41
436
«Зеленой зоне» быть!

Азербайджан может себе позволить развитие ВИЭ

Казалось, не так давно, всего несколько месяцев назад, были заложены фундаменты и началось строительство первых в Азербайджане крупных электростанций по получению электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) - солнечных и ветряных, общей мощностью 470 МВт.

Президент Ильхам Алиев в своих выступлениях на церемониях закладки фундаментов этих станций и на других мероприятиях неоднократно повторял тезис о необходимости развития в Азербайджане «зеленой» энергетики за счет ВИЭ и доведения ее доли в общем энергобалансе страны до 30% к 2030 году. При этом особый упор делался на развитие ВИЭ на освобожденных от оккупации территориях, назывались планы по их превращению в «зеленую зону».

Но все это нередко воспринималось с долей скептицизма, так как чиновники, по своему обыкновению, привыкли откладывать в долгий ящик даже важные дела. Однако президентское поручение по созданию «зеленой зоны» на освобожденных землях - не то задание, которое можно быстро упрятать под сукно. Тут требуется действовать быстро и решительно. Примером стало недавнее утверждение Кабинетом Министров Азербайджанской Республики «Плана мероприятий по созданию зоны «зеленой» энергии на освобожденных территориях Азербайджана в 2022-2026 годах». Согласно документу, Министерство энергетики совместно с ОАО «Азерэнержи» должно обеспечить строительство ветровых электростанций в Лачинском и Кяльбаджарском районах. Стало быть, обеспечить подготовительные работы по проекту, т.е. подписание контрактов по строительству станций (мощностью 400 МВт) в 2022-2026 годах.

Таким образом, фактически Кабмин постановил, что «зеленой зоне» в Азербайджане быть. И хотя на сегодняшний день мощности в сфере ВИЭ республики, включая гидроэнергетику, составляют всего лишь 1 312 МВт, то уже в ближайшей перспективе готовится ввод в эксплуатацию ветряных, солнечных и гидроэлектростанций суммарной установленной мощностью 1 000 МВт (1 ГВт), а в далекой перспективе велика вероятность реализации новых проектов на 4 ГВт. Имплементация всех этих проектов способна довести долю ВИЭ в общем энергобалансе Азербайджана к 2030 году не только до запланированных Президентом Ильхамом Алиевым 30%, но и выше.

Свою точку зрения по развитию ВИЭ в Азербайджане, перспективам ее развития в Европе и во всем мире в интервью газете «Бакинский рабочий» представил эксперт Финансового университета при правительстве РФ и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

- У Азербайджана есть амбициозные планы по повышению доли выработки электроэнергии за счет ВИЭ с нынешних 5,8% до 30 и даже 40% к 2030 году.

- Развитие возобновляемых источников энергии определяется двумя направлениями. С одной стороны, это сокращение вредных выбросов с целью защиты окружающей среды, тут каждая страна должна решать данный вопрос для себя сама:  а что у нее есть взамен? То есть, допустим, некая страна обладает возможностью вырабатывать огромное количество электроэнергии за счет гидроэлектростанций, что огромный плюс для нее в плане защиты окружающей среды и повышения качества жизни населения.

С другой стороны, многие страны развивают ВИЭ с целью снизить потребление углеводородов, включая продукцию нефтегазовой промышленности, как это странно ни звучит.  

- Основная проблема всего мира - борьба с глобальным изменением климата, для чего необходимо сокращать выбросы парниковых газов. В связи с этим европейцы придумали такой инструмент, как трансграничный углеродный налог.

- Тем самым они хотят отслеживать углеродный след товара: количество энергии, используемой на производство и доставку в ЕС того или иного товара, происхождение этой энергии и объемы выброса парниковых газов. И в зависимости от полученных данных европейцы должны решать: взимать или, наоборот, не взимать (если не было выбросов) углеродный налог. В таком случае всем производителям логично сокращать углеродный след при производстве собственной продукции. То есть, чем меньше использовано углеродов, тем более конкурентоспособной становится та или иная продукция на рынке Европы.

С этой точки зрения Азербайджану, как и другим странам, есть смысл сокращать выбросы парниковых газов и развивать ВИЭ, поскольку тем самым можно сократить  углеродный след своей продукции и повысить ее конкурентоспособность на европейском рынке. Но вопрос, насколько экономически целесообразно для Азербайджана повышать долю ВИЭ до 30 и даже 40% к 2030 году?

Дело в том, что Европа развивает ВИЭ, потому как там не хватает своих углеводородов. Добыча здесь с каждым годом падает и оттого растет импорт углеводородов. И когда возникает дефицит, как сейчас, то получается, что импортные энергоносители становятся очень дорогими. В связи с этим в настоящее время ВИЭ довольно конкурентоспособна с газовой и угольной энергией. Но сколько это продлится, сказать сложно.

В этом смысле Азербайджан, как и любая другая страна, должен оценить - приведет ли увеличение доли ВИЭ в энергобалансе республики к радикальному подорожанию электроэнергии для населения и промышленности на внутреннем рынке? Будет ли эта цена приемлема для бизнеса и населения? Вполне возможно, что все будет нормально и никакого повышения цен и не будет. Но как показывает недавняя история, при низких ценах на газ, которые были в 2019 году, до пандемии, ВИЭ была неконкурентоспособна из-за высокой себестоимости.  Азербайджан очень даже может себе позволить ее развитие. Более того, выгода развития ВИЭ для Азербайджана в настоящее время заключается в том, что позволит ему высвобождать дополнительные объемы газа, которые пойдут на экспорт. При условии, когда даже в долгосрочной перспективе европейцы будут стараться покупать газ у кого угодно, только не у России, то азербайджанский газ будет востребован в Европе и европейцы будут готовы увеличивать объемы закупаемого газа из Азербайджана. Соответственно, получаемая Баку экспортная выручка от реализованного таким способом газа могла бы покрывать расходы на развитие ВИЭ. В принципе, азербайджанский газ может быть востребован в Европе и после 2040 года.

- Каковы перспективы развития в мире «зеленой» энергетики в условиях нынешнего энергетического кризиса и стремления Запада к безуглеродной экономике?

- С одной стороны, именно ставка на ускоренный энергопереход, запугивание инвесторов не вкладывать в традиционную энергетику привели к недофинансированию и ее дефициту. С другой стороны, многие в Европе сейчас, хоть и не публично, но говорят о том, что ничего делать сейчас и не надо, пусть энергокризис и далее развивается. Дело в том, что в условиях существующего энергокризиса нефть и газ по ценам ничуть не уступают ВИЭ. Таким образом, именно энергетический кризис дает импульс развитию ВИЭ. Поэтому, как с экономической, так и с политической точки зрения, сторонники ВИЭ в ЕС сейчас приобретают все больший вес. Более того, сторонники этого направления развития уверены, что для выхода из существующего энергокризиса нет нужды в развитии традиционной энергетики, вложения в добычу углеводородов дополнительных инвестиций. Вместо этого все имеющиеся средства необходимо вкладывать в дальнейшее развитие ВИЭ. Таким образом, именно ВИЭ должна будет в конечном счете покрыть возникший дефицит.

Но лукавство в подобных заявлениях заключается в том, что дальнейшее развитие ВИЭ не приведет к удешевлению энергии для населения и промышленности. Ее стоимость будет примерно такой же, только теперь потребитель будет платить не за дорогой газ, а за дорогие ВИЭ, а газ будет снижаться в потреблении и, соответственно, в цене. Поэтому в определенный момент люди вернутся в состояние условного 2019 года, когда традиционные источники энергии были значительно дешевле возобновляемых. Зато доля ВИЭ к этому времени в Европе должна значительно вырасти.

- Однако чем больше становится доля ВИЭ в энергобалансе той же Европы, тем больше минусов...

- Совершенно верно. Достаточно взять статистику рынка краткосрочной электроэнергии и посмотреть, как меняется цена на электроэнергию каждый день. Как только ветер становится слабее, цена на электричество вырастает, так как ВЭС вырабатывают меньше энергии. Таким образом, заточенность страны только под ВИЭ приводит к тому, что, скажем, электроэнергия в Азербайджане будет дорогая и непостоянная. Конечно, если в Азербайджане хоть и имеется небольшое количество традиционной энергии в энергобалансе страны, но физической нехватки электроэнергии не будет наблюдаться и сразу будет замечена нехватка по росту цен. Данные изменения цен происходят постоянно, потому как постоянно меняется баланс спроса и предложения.

В мире все это видят и потому крепко задумываются: а надо ли им это? В итоге ближайшее будущее многих государств мира - это максимально диверсифицированный энергобаланс: газовые и угольные ТЭС, ГЭС, АЭС и, конечно же, различные виды ВИЭ (СЭС, ВЭС и др).

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости