Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Контртеррористическая операция реальна

Политика
11 Август 2023
09:46
1038
Контртеррористическая операция реальна

Бездействие РМК в деле разоружения армянских боевиков создает опасность дестабилизации ситуации в Карабахском регионе

К сожалению, происходящие в Армении события говорят о том, что определенные силы в этой стране, исповедующие реваншизм, продолжают играть с огнем, сидя на бочке с порохом. Последний пример - на днях активисты всеармянского движения неповиновения «Хачакир» («Крестоносцы») и их сторонники провели акцию протеста в центре Иревана, требуя предпринять шаги для так называемого «разблокирования Лачинского коридора». 

Так, некий Саргис Погосян, полковник запаса, называющий себя командиром вооруженного формирования под названием «Крестоносцы», выступая на акции, заявил, что «если дорога в Карабах не будет открыта и население не будет обеспечено продовольствием, мы откроем дорогу силой». В то же время некоторые из протестующих требовали выдать им оружие, чтобы воевать с Азербайджаном. На следующий день группа реваншистов-«крестоносцев» численностью около 150 человек действительно пыталась проехать к Лачинской дороге, но на подступах была остановлена армянской полицией. Таким образом, на этот раз провокации удалось избежать. 
На большее эта кучка самозванцев, прикрывающихся красивым названием «крестоносцы», и не способна. Понятное дело, что ни о каком реальном прорыве дороги и речи быть не может, так как эти «крестоносцы» разбежались бы при первых выстрелах, причем холостых и в воздух. Если уж «многотысячная армянская армия» не смогла противостоять Азербайджанской армии и в течение 44 дней была разгромлена и разбежалась, то на эту жалкую кучку реваншистов хватило бы и 44 минут, потраченных нашими пограничниками на Лачинском ПКПП. 
Свою точку зрения на происходящее в интервью газете «Бакинский рабочий» высказал аналитик, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ», доктор философии по экономике Ильгар Велизаде.
- Следует ли теперь ожидать вооруженной провокации с армянской стороны?
- К сожалению, армянская сторона до сих пор продолжает демонстрировать нежелание признавать посткофликтные реалии. Несмотря на то, что официальный Иреван в своих заявлениях признает территориальную целостность Азербайджана, но по факту - это больше риторика, чем реальное осознание того, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, и вмешательство во внутренние дела нашей страны недопустимо. 
С другой стороны, мы видим, как различные политические и общественные группы в Армении пытаются дестабилизировать ситуацию. При этом у каждой свои интересы и цели. В частности, реваншистски настроенные группы стараются своими действиями вызвать дестабилизацию ситуации в Армении и на этом фоне усилить свои электоральные позиции с тем, чтобы вернуться к власти. Но тут следует заметить, что реваншисты достаточно разношерстны и представлены не только бывшими руководителями страны, но и различными общественными организациями. «Союз крестоносцев» является как раз одной из таких организаций. Они используют искусственную напряженность вокруг Лачинского ПКПП с целью повышения своего реноме в самой Армении. Для них важнее всего привлечь к себе внимание в обществе и прессе, возможно и заработать на этом - повысить материальное обеспечение.     

- Если армяне действительно пойдут на очередную провокацию против Азербайджана, будет ли это означать, что они не захотели услышать и понять недавнее послание Президента Ильхама Алиева, адресованное в том числе и карабахским армянам?
- Конечно, для претворения в жизнь своих целей они пойдут на любые провокации, в том числе и на вооруженные. Не исключено, что в районе Лачинского ПКПП могут быть предприняты попытки организовать столкновения с тем, чтобы вызвать ответные действия азербайджанской стороны и тем самым использовать возникшую напряженность в своих целях. Как известно, «крестоносцы» попытались проникнуть на территорию, непосредственно примыкающую к Лачинскому ПКПП, но силы безо­пасности Армении этому воспрепятствовали, по-видимому, понимая, чем грозит эскалация напряженности. Происходящее говорит о том, что внутриполитическое поле Армении достаточно разобщено, официальный Иреван не в состоянии консолидировать общественные настроения, не способен объяс­нить им реалии, да и просто боится это сделать. Вот на этом фоне различные группы промышляют провокациями ради реализации собственных интересов. 
- Каким тогда должен быть ответный шаг с нашей стороны - контртеррористическая операция в Карабахском регионе против остатков сепаратистского режима или что-то иное?
- Естественно, если такая напряженность сохранится, то Азербайджан не останется безучастным и предпримет все необходимые действия, чтобы купировать возникшие риски. С другой стороны, мы видим, что в зоне ответственности российских миротворцев также нарастают тенденции, связанные с провокацией азербайджанской стороны на какие-то ответные жесткие меры. Имеются прямые попытки спрятаться за спинами миротворцев, сделать их крайними в этой ситуации. То есть создать напряженность таким образом, чтобы миротворцы выступили на стороне сепаратистов, и произошел бы не просто конфликт интересов между РМК и азербайджанской стороной, но, если шире взять, между Азербайджаном и Россией. Именно такого исхода и добиваются все еще остающиеся в Карабахском регионе сепаратисты. Также интересантом в таком исходе выступает и официальный Иреван. 
Более того, само наличие в зоне ответственности РМК незаконных вооруженных формирований создает опасность дестабилизации ситуации и бездействия в какой-то степени российских миротворцев, которые могли бы разоружить эти бандформирования. Все это не оставляет Азербайджану другого выхода, кроме как разоружить или нейтрализовать их собственными силами. Пока мы этого не делаем, так как есть надежда на организацию диалога между карабахскими армянами и официальным Баку. Кроме того, Азербайджану не хотелось бы идти по пути силового решения вопроса, так как напряженность может негативно отразиться на общерегиональной обстановке. 
С другой стороны, совершенно ясно, что до бесконечности официальный Баку ждать не будет. И если незаконные вооруженные формирования так и не будут разоружены, то азербайджанская сторона обязательно прибегнет к контртеррористической операции с целью ликвидации угрозы.     
- В настоящее время ведется работа по организации в Евлахе встречи между представителями правительства Азербайджана и армянского меньшинства, проживающего в Карабахском регионе. Каковы перспективы такого рода встреч, принимая во внимание, что до сих пор состоялась всего одна встреча?
- Официальный Баку не принимает на сегодняшний день никаких жестких мер только в силу своей доброй воли и исходя из желания организовать конструктивный диалог с представителями армянского населения Карабахского региона. В этом вопросе имеется целый ряд сложностей. Одной из них является то, что так называемое руководство сепаратистского режима, все еще остающееся в той части Карабаха, который находится в зоне ответственности российских миротворцев, хотело бы встроиться в этот диалог и вести его. Но для Баку совершенно неприемлемо вести диалог с сепаратистами, военными преступниками. Такое развитие событий дискредитирует саму идею диалога, направленного в первую очередь на реинтеграцию карабахских армян в азербайджанское общество, против которого выступают главари сепаратистов. В таком случае возникает вполне естественный вопрос: а с кем тогда вести диалог в Карабахском регионе? Разумеется, там есть представители отдельных общественных организаций, не связанных с сепаратистами напрямую, есть гражданские активисты, выступающие за диалог с Баку. Они заинтересованы в этом диалоге, хотят мирной и спокойной жизни. Но этому препятствуют сепаратисты и потому диалог никак не удается организовать. 
На переговорах азербайджанская сторона ставит этот вопрос совершенно открыто и призывает не только армянских жителей Карабахского региона, но и международных фасилитаторов обеспечить возможность для такого диалога. В то же время Баку не видит оснований для создания некоей политической инфраструктуры в виде международного механизма по ведению диалога, так как горький опыт деятельности Минской группы ОБСЕ показал, что никакие международные механизмы не в состоянии обеспечить прямой диалог, на котором мы настаиваем. Единственное, чего Азербайджан хочет добиться от модераторов переговорного процесса, так это то, чтобы они поняли цели и задачи Баку в этом вопросе, осознали тот факт, что Азербайджан преследует цель обеспечить безопасность карабахских армян, наделив их всеми теми правами, которыми обладают все прочие граждане Азербайджанской Республики вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности. 
- Пашинян недавно заявил, что переговорная активность России в рамках армяно-азербайджанского процесса «снизилась в связи с событиями в Украине». Он отметил, что в последнее время встречи на западных площадках превалируют. Прав ли он, учитывая, что буквально недавно прошла встреча глав МИД в Москве и до конца года еще ожидается встреча глав государств?
- Разумеется, переговорная активность России не снизилась. Просто Пашинян считает, что Россия обязана выступать в качестве адвоката Армении, и с этой точки зрения «снижение» роли Москвы ему видится как проявление пассивности с ее стороны в деле защиты армянских интересов. На самом же деле за последнее десятилетие роль Москвы в регионе трансформировалась и война в Украине здесь ни при чем. Изменения связаны с тем, что Россия предпочитает выстраивать более сбалансированные отношения со всеми участниками, принимая во внимание то обстоятельство, что хозяином положения в регионе Южного Кавказа все же является Азербайджан. Именно Азербайджан одержал Победу в 44-дневной Отечественной войне, именно Баку выдвигает и диктует условия, азербайджанская экономика является крупнейшей в регионе, а Азербайджанская армия - сильнейшей на Южном Кавказе. Разумеется, Москва не может с этими фактами не считаться. Соответственно, и обострение отношений с официальным Баку российским властям совершенно не нужно. Поэтому Кремль всячески дистанцируется от любых попыток по втягиванию России в переговорный процесс на стороне Армении и больше фиксирует собственную позицию. Несомненно, тут имеются различные нюансы: у России своя позиция, у Азербайджана - своя и не всегда эти позиции совпадают по тем или иным вопросам. Тем не менее диалог выстроен и он не позволяет региональным процессам выходить за пределы конструктивного поля. По всей видимости, именно это и не нравится армянской стороне. Иреван хотел бы, чтобы Москва грозила пальцем Баку, каким-то образом оказывала давление на Азербайджан. Зачем это нужно России - не ясно, но зато вполне понятно, зачем это Армении. 
Таким образом, российская активность в переговорном процессе не подвергается сомнению: только за последние месяцы прошло несколько раундов переговоров. Эти переговоры скорее всего продолжатся. Российская сторона очень хотела бы, что они продолжились на московской площадке. Так что утверждения Пашиняна абсолютно безосновательны и скорее всего это попытка выдать желаемое за действительное, а также стремление в очередной раз свалить собственные провалы в переговорном процессе на Москву.  

Экономика
Новости