Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Переворот в Нигере стал унизительной неудачей для Франции и лично для Макрона
По мере того, как Франция занимается лоббированием армянских интересов на Южном Кавказе, рейтинг президента Пятой республики Эммунюэля Макрона стремительно катится вниз. И виной тому безрезультативные инициативы и террористическая сущность колониальной политики французского политического истеблишмента.
Вместо того, чтобы поддержать обреченный на провал внеочередной созыв Арменией Совета Безопасности ООН, в котором заявления представителя Франции прозвучали как жужжание мухи, Пятая республика должна была обратить внимание на свое политическое положение в Северной Африке, в частности Нигере, военный переворот в котором длится уже три недели.
Путчисты укрепляют свое правление, одержав верх в игре теней с Экономическим сообществом западноафриканских государств (ECOWAS), поддерживаемым бывшими колониальными державами, разоряющими это отчаянно бедное западноафриканское государство, богатое полезными ископаемыми.
Перспективы восстановления прозападного президента Нигера Мохамеда Базума выглядят туманными. Он этнический араб с небольшой опорой власти в преимущественно африканской стране, происходящий из мигрантского племени улед слиман, которое имеет историю быть пятой колонной Франции в регионе Сахель (своеобразный переход между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге. - Ред.)
ECOWAS потерял инициативу после того, как лидеры переворота нарушили установленный 6 августа крайний срок, чтобы освободить Базума и восстановить его в должности под страхом военных действий.
Переворот в Нигере стал унизительной неудачей и для Франции, а также ужасной драмой лично для президента Эмманюэля Макрона, поскольку он потерял своего лучшего сторонника в Африке из-за неоколониальной политики Франции. Макрон подтолкнул ECOWAS к вторжению в Нигер и спасению Базума. Он неверно истолковал мотивы переворота и сделал ставку на то, что армия Нигера расколется. Его чрезмерная реакция привела к тому, что лидеры переворота в одночасье расторгли военные договоры с Францией. А скрытая враждебность к Пятой республике выплеснулась наружу, вынудив Макрона уступить лидерство Вашингтону.
Не только Франция, но и западные державы в целом не понимают, что африканский народ имеет крайне политизированное мышление из-за насильственных, ожесточенных национально-освободительных движений. Неудивительно, что Африка быстро адаптировалась к открывшемуся перед ней многополярному пространству для ведения переговоров с бывшими колониальными хозяевами.
В минувший понедельник генерал Абдурахман Чиани, являющийся номинальным главой переворота, отказался встречаться с исполняющей обязанности заместителя госсекретаря США Викторией Нуланд. Нуланд и другие официальные лица США просили о личной встрече с Базумом, но и эти просьбы также были отклонены. Вместо этого Нуланд пришлось вести переговоры с командующим Силами специальных операций Нигера и одним из руководителей переворота, бригадным генералом Муссой Салау Барму, занимающим пост начальника обороны.
Интересно, что Барму учился в Университете национальной обороны США и прошел обучение в Форт-Беннинге в Джорджии. Очевидно, хунта надеялась на взаимодействие с Вашингтоном. Журналистские расследования раскрыли, что Барму был не единственным нигерийским генералом, обученным США, который участвовал в перевороте.
В одном из медиаресурсов говорится: «Через две недели после переворота в Нигере Государственный департамент до сих пор не предоставил список мятежников, связанных с США, но другой официальный представитель США подтвердил, что есть «пять человек, которые, как мы установили, получили американское военное обучение».
Можно предположить, что Вашингтон держит карты в секрете и заставляет русских гадать.
США столкнулись с запутанной ситуацией в Нигере. Приоритеты Америки двояки: во-первых, заблокировать любой шаг России, чтобы истребители Вагнера не смогли заменить французский контингент в Нигере, и, во-вторых, сохранить свои три базы в Нигере, что бы ни случилось. Если администрация Байдена официально не назвала военный переворот в Нигере переворотом, то это потому, что такое определение не позволит оказывать дальнейшую помощь в обеспечении безопасности Нигеру, где у США есть военное присутствие численностью 1100 человек, и, что более важно, база беспилотников, известная как «Авиабаза 201» недалеко от Агадеса в центральной части Нигера, строительство которой обошлось в сумму более $100 млн, и которая с 2018 года используется для операций в Сахеле.
На другом медиаресурсе говорится: «Одно из официальных лиц США сказало, что если бойцы Вагнера появятся в Нигере, это не будет автоматически означать, что американским силам придется уйти». Ниамей вряд ли повлияет на военное присутствие США, но «если тысячи бойцов Вагнера рассредоточатся по всей стране, в том числе вблизи Агадеса, могут возникнуть проблемы из-за опасений по поводу безопасности американского персонала… Несмотря на это, США поставят высокую планку для любого решения покинуть страну».
В этой причудливой игре теней между Вашингтоном и Москвой США не могут настаивать на военной интервенции в Нигере со стороны ECOWAS, иначе их военное присутствие в Нигере станет несостоятельным. Конечно, лидеры переворота в Ниамее также были достаточно умны, чтобы пока не выдвигать никаких требований о выводе американских
войск из Нигера.
На этом туманном фоне заявление Госдепартамента США в среду о том, что новый посол США в Нигере Кэтлин Фитц Гиббон, ранее занимавшая второе место в посольстве в Нигерии, прибудет в Ниамей в конце этой недели, не стало неожиданностью.
Это сигнал уверенности Вашингтона в продолжении взаимодействия с ситуацией. Заместитель официального представителя Госдепартамента Ведант Патель заявила журналистам, что новый посол не планирует вручать свои верительные грамоты лидерам переворота.
Тем временем Совет мира и безопасности Африканского союза, орган, отвечающий за выполнение решений блока, собрался в понедельник в Аддис-Абебе и отклонил предложение ECOWAS о военном вмешательстве в Нигер. Несколько южных и северных африканских стран-членов были «категорически против любой военной интервенции».
В совокупности эти события отбросили ECOWAS назад. Ситуация усугубляется тем, что лидеры переворота с тех пор объявили о своем намерении предать Базума суду за государственную измену и подрыв государственной безопасности.
Интересно, что военный режим утверждает, что собрал необходимые доказательства для судебного преследования компетентными национальными и международными органами свергнутого президента и его местных и иностранных сообщников.
Базуме предъявляют обвинения после его перепалок с высокопоставленными западноафриканскими политиками и их международными наставниками, которых лидеры переворота обвиняют в попытках сорвать мирный переход, чтобы оправдать военное вмешательство.
Эти события в сочетании с растущей внутренней оппозицией в Нигере, которая в настоящее время возглавляет ECOWAS, вынудили президента Болу Тинубу изменить свою позицию в отношении военного вмешательства. Влиятельная нигерийская делегация, состоящая из высших исламских священнослужителей, отправилась в Нигер, чтобы начать переговоры с хунтой, которая сразу же согласилась на диалог с ECOWAS о дальнейших шагах в стране. ECOWAS постепенно теряет инициативу, что идет на пользу лидерам переворота.
По сути, в то время как плохое управление, безудержная коррупция, эскалация бедности и отсутствие безопасности создали условия для переворотов в Сахельском регионе, более глубоким фактором является геополитика доступа к ресурсам и контроля над ними. Иностранные державы соревнуются за разведку и контроль над богатыми минеральными ресурсами стран Западной Африки.
Возрастающая напряженность в Нигере и более широком субрегионе, несомненно, усугубляется геополитическим и экономическим соперничеством между Востоком и Западом. Призрак, который преследует Западную Африку, заключается в том, что опосредованная война между Россией и США может легко проникнуть в Африку, куда российские наемники и западные спецназовцы уже прибыли для выполнения новых заданий.
Франция опять в пролете, так как из-за своей предубежденности и предвзятой политики как у себя в стране, так и далеко за ее пределами Макрону и возглавляемой им Пятой республике еще долго придется следить за уплывающим из-под носа кораблем.