Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
... или как Франция теряет свои «колонии» одну за другой
Современный неоколониализм представляет собой империализм на его последней и, возможно, самой опасной стадии. В прошлом можно было превратить страну, которой был навязан неоколониальный режим, в колониальную территорию. Однако сегодня этот процесс уже невозможен, хотя его никто полностью и не отменял.
Когда говорят о неоколониализме, первое, что приходит в голову, - современная внешняя политика Франции, которая в широком смысле и формирует африканскую проблему. И это неспроста.
Год за годом Франция терпит поражение на «спящем гиганте». По-прежнему считая себя полноправным хозяином континента, Париж не может смириться с фактом потери контроля над африканскими странами.
Методы изменились, но основные цели - эксплуатация африканских ресурсов и земель - остались прежними. От Камеруна до Сенегала, Нигер, Кот-д’Ивуар, Габон и все бывшие колонии франкоязычной Африки - Франция делает все возможное, чтобы сохранить свое ослабевающее влияние.
Françafrique, о котором я писал не раз, является постколониальной системой, возникшей в отношениях Франции и Африки после того, как колонии формально вышли из своего подчиненного положения на континенте. Но, несмотря на мнимое освобождение, неоколониализм Парижа лишь приобрел новый формат, а бывшие колонии так и не достигли полноценного суверенитета.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, выступая на проводимой в Баку министерской встрече Координационного бюро Движения неприсоединения на тему «Движение неприсоединения: едины и непоколебимы в противостоянии возникающим вызовам», заявил: «Одной из стран, которая все еще продолжает политику неоколониализма, является Франция. Управляемые Францией за пределами Европы территории - это отвратительные остатки французской колониальной империи… Франция, лживо позиционирующая себя защитницей прав человека и международного права, по-прежнему вмешивается во внутренние дела других стран».
Благодаря гуманистическим основам государственной политики Президента Ильхама Алиева Азербайджан взял на себя миссию по достижению мира, безопасности и справедливости не только в нашей стране и регионе, но и далеко за ее пределами. И политическая поддержка Азербайджаном африканских стран на пути их избавления от оков неоколониализма является ярким тому свидетельством и носит целенаправленный характер.
Естественно, для африканских стран это нелегкий путь, и нужны как минимум время, так и политические технологии для того, чтобы покончить с этим бременем. Ведь многолетний колониализм, а потом и неоколониализм проникли в государственную систему колоний так глубоко, что избавиться от них и решить вопрос можно лишь с многоуровневым и концептуальным подходами.
Поэтому, анализируя политическую ситуацию последних десятилетий в Африке, мы видим, как процесс обретения независимости странами на континенте сопровождался усилением колониально-освободительных движений, борьбой элит за власть, формированием новых государственных границ.
Во-первых, неоколониализм проявляется в односторонней эксплуатации ресурсов Африки. Франция пытается сохранить такие преференции, как преимущество в получении сырья, а также приоритет французских интересов и компаний в госзакупках африканских стран.
Во-вторых, существует финансовое доминирование Парижа. Франк, хранилище золотых резервов и вся структура банковской системы построены на извлечении прибыли из богатств континента. Остаточные доходы от этой роскоши теряются в анархистской бюрократии многих правителей, что вызывает особое недовольство местного населения и связано с негативным французским влиянием.
Получив формальный суверенитет, африканские страны столкнулись с проблемой формирования собственной идентичности.
Однако большинство метрополий продолжало активно вмешиваться в дела бывших колоний под предлогом оказания им помощи в государственном строительстве, формировании экономической и военной систем. Таким образом, метрополиям удалось впоследствии контролировать процесс развития. Был запущен новый тип колониализма, характеризующийся низким уровнем предсказуемости и дальновидности. Эти тенденции во многом соответствуют неопатримониализму, ориентированному на поиск легитимности и создание искусственной государственности.
Франция и сегодня пытается напрямую вмешиваться в дела Африки, как это было в 2011 году в Кот-д’Ивуаре, когда французские войска поддержали Алассана Уаттару и поставили на пост президента друга Джорджа Сороса и бывшего сотрудника Международного валютного фонда…
Переворот, произошедший в июле сего года в Нигере, еще раз выявил кризис многосторонности в Африке. События в сфере политики и безопасности в Нигере и других африканских странах подтверждают дилеммы коллективной безопасности континента и недостатки его архитектуры мира, безопасности и управления.
Среди африканских заинтересованных сторон возникли серьезные разногласия по поводу адекватного ответа на переворот в Нигере, что иллюстрирует разрушение консенсуса, достигнутого в Ломейской декларации 2000 года о неконституционных сменах правительства.
Военный переворот в Нигере является шестым в Западной Африке за два года, и вчерашний переворот в Габоне подтверждает, что он был не последним, и показывает хрупкость правительств, сталкивающихся с насильственным экстремизмом и остатками неоколониализма, в целом вызывающими эффект домино.
Это демонстрирует, как африканские организации пытаются оценить конфликтные ситуации, демонстрируя растущие разногласия по поводу правильных решений кризисов.
Тем не менее специальные посланники Африканского союза (АС) играют ключевую роль в превентивной дипломатии, но редко получают адекватную предметную и административную поддержку для выполнения своих мандатов. Это подрывает способность организации быстро реагировать в кризисных ситуациях.
В более широком смысле следует пересмотреть ликвидацию Континентальной системы раннего предупреждения и предусмотреть ее слияние с региональными управлениями.
Но в условиях растущей геополитической напряженности и стремления африканских государств к более активному участию в глобальном управлении необходимо адаптироваться к текущим проблемам управления и отсутствия безопасности.
Сегодня на Африканском континенте, пытаясь избавиться от колониального плена, страны ведут активный курс на достижение национальной идентичности и самосознания, которых были лишены в период французского владычества. Получается, что они только-только возрождаются. Поэтому, пользуясь в какой-то мере недееспособностью политического истеблишмента некоторых стран в поддержании политического баланса, естественно, Париж пытается каким-либо путем, порой насильственно, сохранить свой военный и политический контроль над континентом, желая сохранить за собой первоочередное право на поставки оружия, а взамен заполучить живую рабочую силу и природные богатства этих стран.
Военные перевороты на фоне международного вмешательства становятся нормальным положением дел в Африке. Более того, их распространение на континенте становится даже «неоспоримым феноменом». Эта тенденция в основном связана с потерей влияния международных и региональных организаций, призванных обеспечивать уважение к демократии, таких как АС, ЭКОВАС, ООН или ЕС. На этом фоне выигрывают Китай, Турция и Россия, которые стремительно расширяют свое влияние в Африке и не требуют никаких демократических компенсаций за ведение бизнеса.
Таким образом, видя, что Франция не предлагает равноправного партнерства, проводя по сути неоколониальную политику, африканские лидеры начинают понимать, что ведение прагматичного бизнеса на равной основе - это шанс на суверенитет.