Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Шаг вперед, два назад

Политика
03 Ноябрь 2023
10:58
616
Шаг вперед, два назад

Время работает против интересов Франции в отдаленном от нее регионе

Потерпев сокрушительное и позорное поражение на Кавказе, а потом благодаря эффекту домино и на Африканском континенте, Франция в лице ее самого неудачного президента всех времен Эмманюэля Макрона ринулась в сторону Казахстана и Средней Азии. 

В целом визит Макрона в Астану показал, что время уже работает против интересов Франции в отдаленном от нее регионе. По мнению аналитиков, даже в самой Франции скептически отнеслись к идее Макрона «сунуться» в Казахстан. Однако…
Практически все французские и другие западные СМИ окрестили центральноазиатский визит Макрона как посещение французским президентом «заднего двора» России, который преследует цель заключения ядерных сделок и по урану, поиска новых друзей.  Такой настрой медиа говорит о многом. 
Макрон своим визитом в Среднюю Азию, используя ширму межправительственных контрактов и соглашений, пытается повысить свой «экономический тон».  Цель состоит в том, чтобы побудить Казахстан и страны Средней Азии диверсифицировать свое партнерство и сдержать влияние России и Китая там, где доминирование Запада все чаще подвергается сомнению. 

Все это вполне понятно. Единственный вопрос заключается в том, не слишком ли поздно для Западной Европы начать подходить к этому вызову с той серьезностью, которую он заслуживает? Сейчас условия, в которых оказался Центральноазиатский регион, сильно отличаются от тех, что были в 2020 или даже в 2022 году. Всего за несколько лет геополитическая среда, в которой находится Центральная Азия, включая Казахстан, кардинально изменилась. Это связано с президентскими выборами 2020 года в Беларуси и их последствиями, выводом войск НАТО и США из Афганистана в 2021 году, войной в Украине и последующими санкциями Запада в отношении России.
Невооруженным глазом заметно, как большое значение Запад в лице Франции придает вопросу вывода крупнейшей страны Центральной Азии, находящейся между Россией и Китаем, из-под влияния этих двух держав. Да, западное сообщество наций действительно обладает потенциалом оказать огромное влияние на ход политических процессов в Астане, на то, как формируются жизнь и социально-экономические условия людей в Казахстане. Благо, способность Запада влиять на ситуацию в Казахстане носит прежде всего экономический характер.
Наши братья-казахи, возможно, пока не знают, на что способны западные страны, когда они экономически «голодны». Однако заявления типа «Казахстан представляет собой потенциальную точку опоры ЕС в одном из тех регионов, где западные союзники соперничают за влияние с Россией и Китаем» невольно наводят на мысль о том, насколько хорошо западный мир информирован о положении дел в этом центральноазиатском государстве.
Обеспечение доступности казахстанской нефти и урана для французской экономики очень важно для Парижа. С этой точки зрения казахстанские нефтяные и урановые месторождения в данный момент являются лакомым кусочком, за который Франция способна и, видимо, готова «вступить в бой» даже с Россией.
Неспроста тема поставок казахстанского урана и российского уранового топлива была и остается очень актуальной для ЕС. Почти 20% сырого урана, импортируемого ЕС, поступает из России, как показывают данные Агентства по снабжению «Евратома», а еще 23% - из Казахстана, где «Росатом» является основным игроком. Россия также поставляет значительную часть топливных стержней для европейских атомных электростанций.
Примечательно, что «Росатом» является одной из немногих компаний в мире, которая освоила весь ядерный топливный цикл, то есть обогащение, производство топлива и его переработку. Эксперты говорят, что, хотя уран из России можно относительно легко заменить поставками из других стран, однако поиск альтернатив российским мощностям по обогащению топлива может занять годы. Поэтому признаются, что в других частях мира просто недостаточно возможностей, чтобы разорвать эти связи, причем так быстро. Ясно, что это не секретная технология, однако она требует больших капиталовложений. Поэтому ЕС в лице Франции альтернативу России видит в Казахстане.
Но, как правило, беда не приходит одна.
В результате недавних общественно-политических событий в Нигере урановые месторождения этой африканской страны также могут оказаться в руках России. На данный момент почти 68% сырого урана, импортируемого ЕС, поступает из трех стран - Нигера (25%), Казахстана (23%) и России (20%). Этот фактор грозит стать очень серьезным экономическим рычагом влияния на западную экономику со стороны Москвы.
Европа и США, похоже, также сильно зависят от России как от источника ядерного топлива. Дело в том, что основную часть добычи нефти в Республике Казахстан осуществляют и производят ТШО (700 000 баррелей в сутки), НКОК (400 000 баррелей в сутки) и КПО (226 000 баррелей в сутки), которые контролируются западными корпорациями. В марте прошлого года Казахстан добывал 1,7 млрд баррелей в день. Оказывается, на три основных неф­тяных месторождения - «Тенгиз», «Карачаганак» и «Кашаган» в Каспийском море, которые эксплуатируются американскими и западноевропейскими нефтегазовыми гигантами, приходится почти 80% всей добычи нефти в Казахстане. Поэтому неудивительно, что более 70% экспорта нефти Казахстана идет в Европейский Союз. Иными словами, получается, что нефтегазовая отрасль Казахстана в целом работает в основном на экономику ЕС.
В 2021 году более 90% казахстанского экспорта энергоносителей шло через Россию посредством Каспийского трубопроводного консорциума (53,1 млн тонн из 67,6 млн тонн) и трубопровода Атырау-Самара (11 млн тонн). КТК представляет собой консорциум и нефтепровод для транспортировки каспийской нефти от месторождения «Тенгиз» до морского терминала «Новороссийск-2», экспортного терминала в российском черноморском порту Новороссийск.
Теперь казахстанский ход Макрона более чем ясен. Посетив Астану, он хочет добиться как политико-экономической лояльности, так и гарантий на казахские природные и энергоресурсы.
Насколько успешным будет его ход, покажет время, но Макрон не должен забывать об одном - с учетом напряженности отношений Европы с Россией и Ираном единственный путь из Казахстана в Европу лежит через Азербайджан. Так, что Макрону придется еще долго попотеть, прежде чем он сможет насладиться своей центральноазиатской дипломатией.

Экономика
Новости