Хюгуг САЛМАНОВ

Хюгуг САЛМАНОВ

Без риторики и реверансов

Политика
10 Октябрь 2025
13:49
992
Без риторики и реверансов

Баку и Москва реанимируют межгосударственный диалог

Встреча Президента Ильхама Алиева с российским коллегой Владимиром Путиным в Душанбе продемонстрировала обоюдное намерение сторон продолжить отношения на основе принципов взаимного уважения и стратегического партнерства.

Самый главный итог таджикского рандеву глав государств в том, что расставлены-таки точки по всем пунктам спровоцированного внешними силами и факторами былого недопонимания, повлекшего напряженность в отношениях.

Неслучайно встреча один на один началась с прояснения самого острого вопроса между сторонами - декабрьской трагедии с пассажирским самолетом AZAL, обстрелянного в небе над российским городом Грозный, когда из находившихся на борту 67 человек погибли 38, среди которых были не только граждане Азербайджана, но РФ и Казахстана.

Начав переговоры, Владимир Путин сделал то, что в подобных ситуациях в его исполнении редко происходит публично: он достаточно подробно и предметно остановился на каждой детали и причине крушения лайнера бразильского производства, который при вылете находился в идеальном техническом состоянии. «Наш долг, повторю еще раз, мы с самого начала об этом договаривались, дать объективную оценку всего, что происходило, и объявить истинную причину», - пояснил намерения Президент РФ, и начал он объяснения с того, что причины крушения самолета связаны с украинскими беспилотными летательными аппаратами.

По словам российского лидера, две ракеты, выпущенные российской системой ПВО, не поразили самолет напрямую, а взорвались в нескольких метрах от него, а это значит, что воздушное судно не было заявленной целью при густых облаках в небе над Грозным. После чего Владимир Путин заявил, что российская сторона выплатит компенсации, а также даст правовую оценку действиям должностных лиц.

В словах главы соседнего государства не было привычных для политеса и дипломатического лексикона уклончивых формулировок - напротив, речь шла о технических обстоятельствах, об ошибках, о заинтересованности и готовности довести расследование до конца.

Для руководителя высшего уровня это вполне удовлетворительное разъяснение, а исчерпывающие формулировки будут даны специалистами, в том числе, с российской стороны, которые, скорее всего, также распишутся под итоговым отчетом ИКАО (Международной организации гражданской авиации), который будет опубликован к концу года. А обещание российского лидера следует трактовать однозначно: Москва не только не намерена оставлять вопрос открытым, но и сделает все для того, чтобы конструктивный диалог с традиционным союзником был еще более углублен и расширен.

«В основном я вам изложил то, с чем меня ознакомили буквально накануне нашей встречи. Еще даже, честно говоря, сегодня ночью я звонил в Москву и спрашивал, есть ли какие-то дополнительные детали. Практически все, что мне известно, я вам рассказал», - сказал на встрече Путин.

Президент Ильхам Алиев поблагодарил коллегу за подробные обстоятельства, означающие, что Президент России держит руку на пульсе событий, в целом за встречу и предоставленную полноту информации, напомнив, что с самого начала трагедии между сторонами поддерживался прямой контакт. Глава государства при этом подчеркнул, что у официального Баку не было сомнений в том, что расследование будет проведено объективно.

При этом оба лидера настояли на том факте, что союзничество, включая экономические связи в результате напряженности не пострадали. Более того, торговый оборот, по словам Владимира Путина, вырос более чем на 16%, что свидетельствует о сохранении рабочих механизмов взаимодействия. Президент Ильхам Алиев, в свою очередь отметил, что невзирая ни на что, «дорожные карты» по ключевым направлениям партнерства реализуются безотказно, последовательно, без сбоев и откатов.

Таким образом, ранее выстроенные фундаментальные основы азербайджано-российских отношений остаются устойчивыми, несмотря на эпизодические политические трения, спровоцированные старым имперским мышлением ряда чиновников, которым после декабрьской трагедии «точечный пас» давали активизировавшиеся знакомые фигуры российского медиа пространства, пытавшиеся придать отношениям Баку и Москвы вид непреодолимого кризиса.

Риторика целого ряда проармянских комментаторов: Маргариты Симоньян, Владимира Соловьева, Константина Затулина и прочих создавала громкий эмоциональный фон в расчете на ответный вопль. Официальный же Баку, в свою очередь, проявил выдержку и не стал реагировать на провокации отдельных ангажированных фигур. Однако зарвавшиеся силовики северян решили «проверить выдержку» молодого государства на западных берегах Каспия - в начале лета в результате совместного задержания со стороны МВД и ФСБ в Екатеринбурге погибли двое наших соотечественников, после чего последовали аресты членов «этнической группировки» и давление на азербайджанцев в прочих российских городах.

Баку ответил справедливо, быстро и зеркально, жестко и демонстративно. Просто продемонстрировал, что может, как отлично дружить, также и отвечать на выпады, причем молниеносно и хлестко, чтобы слышно было даже на Аляске.

Иными словами, весь мир понял, что Азербайджан не намерен быть чьим-то «задним двором» или объектом восстановления чего-то геополитического влияния. В данном случае все постсоветское пространство впервые столкнулось с не имевшим ранее аналогов интереснейшим сочетанием принципиальности и готовности идти до конца с крайне прагматичной, просчитанной линией поведения. При этом есть одна небольшая разница - если кто-то ругает оппонента последними ругательствами, а затем прячется за спинами «больших парней», Азербайджан разбирает ситуацию один на один, при этом начинает и выигрывает, что немаловажно.

С другой стороны, второго пути нет, так как цена конфронтации оказалась непомерной даже для большой гордой державы, привыкшей долгое время диктовать условия соседям.

В новом мире, где сила измеряется не размерами территории, а экономическими и логистическими возможностями, а также уважением во всем мире, официальный Баку вполне ожидаемо оказался, как минимум в дипломатически выигрышной позиции. А союзникам предстоит осмыслить новые вводные и адаптироваться к той самой послевоенной реальности, созданной Президентом Ильхамом Алиевым, где подлинная дружба и углубленный диалог стоят дороже имперских привычек, с которыми надо расставаться. В результате стороны подошли к встрече с осознанием того, что продолжение напряжения не отвечает интересам ни одной из них. Судя по взаимопониманию и риторике, главы государств ставили во главу не символику, а сам факт откровенного разговора - как способ вернуть отношения к более устойчивому и предсказуемому формату. Россия дала понять, что заинтересована в том, чтобы диалог продолжался, и предоставила информацию о ходе расследования крушения самолета AZAL, Азербайджан же показал, что готов поддерживать обмен мнениями, выводящий на партнерство, если оно строится на уважении и равноправии. 

В определенном смысле встреча в Душанбе стала переломным моментом, показав что если «нет камней за пазухой», встречное движение возможно: да, медленное, без громких шагов, но направленное к нормализации.

И еще один важный вывод - азербайджано-российские отношения, пройдя через период «непреодолимой» искусственно созданной напряженности, однозначно сохраняют потенциал для восстановления. Правда, его пока не стоит идеализировать, но и списывать преждевременно нет смысла, так как в двусторонних отношениях есть немало накопленных веками общих и чувствительных тем. Кроме того, это единое географическое пространство, общая двухсотлетняя история плюс взаимные экономические и политические интересы, которые просто обязывают к диалогу - даже тогда, когда этот диалог дается сторонам непросто.

 

Экономика
Новости