Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Нет необходимости в каких-либо «креативных» подходах в вопросе делимитации границ
На внутриполитическом поле Армении продолжаются закулисные игры. После отставки с занимаемого поста президента Армена Саркисяна, о намерениях которого премьер-министр узнал за три с половиной часа до публикации его заявления, игры переметнулись и на внешнеполитическое поле.
Так, две недели назад армянская сторона выступила с новыми предложениями по делимитации границы с Азербайджаном, поставив определенные условия для начала работы комиссии. Однако Азербайджан не раз заявлял, что может начать этот процесс, но без каких-либо условий. Нет необходимости в каких-либо «креативных» подходах в вопросе делимитации границ, и международные границы должны быть признаны. Армения на протяжении 30 лет держала под оккупацией азербайджанские земли и не имеет ни юридического, ни политического, ни морального права ставить какие-либо условия по делимитации границ.
О происходящих в Армении процессах, влиянии внутренних и внешних сил на переговорный процесс, в частности на ускорение создания комиссии по делимитации и демаркации границ, в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» рассказала доцент кафедры политологии Академии государственного управления при Президенте Азербайджана Елена Касумова.
- Как вы оцениваете недавнюю отставку президента Армении Саркисяна и насколько она может повлиять на армяно-азербайджанские переговоры?
- Никакого реального влияния на армяно-азербайджанские переговоры отставка Саркисяна, кстати, оговоримся сразу, и его преемника, оказать не может, так как конституционный референдум 2015 года, по результатам которого Армения перешла от президентской к парламентской форме правления, закрепил за президентом страны крайне ограниченный объем полномочий, ограничив его представительскими функциями. Разработка договоров и весь переговорный процесс - это прерогатива правительства, и только по представлению этого исполнительного органа президент утверждает, приостанавливает или денонсирует международные договоры, если они не требуют ратификации в парламенте.
Трудно предположить, что Саркисян, который занял пост президента Армении еще до прихода к власти Пашиняна, решил уйти в отставку, так как неожиданно понял, что он не владеет рычагами власти. А, следовательно, почти как мольеровский месье Журден, который и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорит прозой, почетный доктор армянской академии наук неожиданно осознал, что не может влиять на политику своего государства, и ушел. Но как! Премьер-министр узнал о намерениях президента за три с половиной часа до публикации его заявления.
Однако оставим в стороне скандалы, связанные с Саркисяном, однозначно бывший президент Армении не Маттарелла, замену которому итальянцы не смогли найти.
На мой взгляд, интересна незамеченная «оговорка по Фрейду», сделанная Саркисяном в октябре прошлого года в интервью РБК. Бывший президент, рассуждая о поиске Арменией путей выхода из кризиса, отметил, что нужно «играть в демократическую игру». Видимо, или в игре пошла не та карта, или сознательно спровоцирован фальстарт новой конституционной реформы, инициируемой Пашиняном. Вероятнее всего, каких-либо изменений, как в целом во внешней политике Армении, так и в переговорном процессе из-за смены президента не последует. В принципе, для нашей страны личностный фактор, то есть взгляды и приоритеты преемника подавшего в отставку президента абсолютно не интересны.
Операция «новый президент» - это вопрос закулисных игр на внутриполитическом поле, которые, кстати, ведутся не так энергично, чтобы претендовать на актуальную повестку дня даже самой Армении. Но, на мой взгляд, весьма показательна реакция республиканской партии, основанной на националистической идеологии фашиста Ндже. Эта партия лидера карабахских сепаратистов Сержа Саргсяна считает самоизоляцию бывшего президента от грядущих событий «желанием спрыгнуть с поезда, так как стране грозят новые геополитические удары».
- Под метафорой о «геополитических ударах», видимо, следует понимать подготовительный процесс армяно-азербайджанских переговоров о делимитации и демаркации границ и последующих за ними заключения мирного договора...
- Совершенно верно, именно от Азербайджана и его стратегического союзника Турции оппозиция Армении алармирует геополитические удары. Основной лейтмотив инсинуаций вокруг возможных переговоров с Азербайджаном в армянской повестке дня связан не только с политикой премьера, но и непосредственно с самой личностью Пашиняна как «виновника поражения, который не может представлять страну на международной арене». Оппозиция считает Пашиняна бомбой замедленного действия под армянскими национальными интересами. Идея фикс армянской оппозиции заключается в том, что премьер-министр Армении не в состоянии осознать необходимость увязать рассмотрение повесток мира с Азербайджаном и нормализацию межгосударственных отношений с Турцией с лоббированием вопросов статуса несуществующего после победоносной войны сепаратистского логовища. В пропаганде столь бредовой идеи и пророссийская, и прозападная оппозиции в принципе мало чем отличаются.
Объективно любые эффективные переговоры - это, в конце концов, - торг, в котором участники, пытаясь найти приемлемое соглашение, подчеркиваю, приемлемое, а не 100% выгодное, должны в чем-то уступить во имя своих интересов. В контексте международных переговоров статус интересов поднимается на самую высокую планку - на уровень национальных интересов.
Победа Азербайджана во второй Карабахской войне лишила Армению своего единственного, по сути, глубоко аморального козыря - мир в обмен на земли 7 районов вокруг Нагорного Карабаха. Уничтоженный героическими усилиями наших воинов так называемый «пояс безопасности» создал ситуацию, когда Еревану практически нечего положить на стол переговоров. Формально Армения это, естественно, не признает, полагаясь на давление диаспоры. Но в современных, далеких от разрядки международных условиях это не козырь, а только факт манипуляций определенной социальной группы в ситуации, когда тренд «мягкой силы» легко сдал позиции «жесткой силе».
- Давайте уточним. Азербайджан - победитель, почему же он должен идти на уступку побежденной стороне, и в чем, если вдруг понадобится, может проявиться такая уступка?
- Победа Азербайджана объективно создала новые геополитические реалии в регионе, стерла с международной повестки дня проблему статуса. Эта повестка изжила себя, прежде всего потому, что в нашем унитарном государстве отдельной территориальной единицы Нагорный Карабах вообще не существует и ни один международный орган или межгосударственный альянс не вправе требовать от суверенного государства воссоздания своей административно-территориальной единицы.
Азербайджан жертвует своим законным правом непризнания территориальной целостности Армении, потому что всем, включая мировую общественность, хорошо известно, что в ноябре 1920 года историческая земля Азербайджана - Зангезур - была оторвана от родных истоков и передана Армении. Так же, как и Гейча. 29 мая 1918 года Армении был передан город Иреван - столица древнего Иреванского ханства. «Но, несмотря на это, - заявляет Президент Азербайджана Ильхам Алиев, - мы готовы во имя будущего мира к налаживанию связей между странами. Мы хотим видеть наше будущее безопасным, прогнозируемым и готовым к широкомасштабному сотрудничеству».
Но такая позиция вовсе не означает слабость Азербайджана. За прошедшее после победы время произошло много событий, и не только в отношениях с Арменией, в которых Азербайджан продемонстрировал, что может достойно за себя постоять. В государственном бюджете нынешнего года самые большие средства направлены на военное строительство. Проведение военных реформ и дальнейшее повышение боеспособности армии остаются приоритетным направлением и в 2022 году. Именно уверенность в своих внутриполитических, международно-политических, экономических и боевых возможностях позволяет Азербайджану выступать за нормализацию отношений.
- Как скоро, по-вашему, может начаться процесс делимитации и демаркации границ?
- Азербайджан поставил условие, что процесс делимитации должен проходить в соответствии с принципом уважения международно признанных границ. Азербайджан справедливо настаивает на немедленном переговорном процессе, конечной точкой которого является подписание мирного договора. Выдвигаемое нашей страной требование «без предварительных условий» начать процедуру делимитации и последующей демаркации обладает необходимой правовой и моральной легитимностью.
В международной практике за основу делимитации берутся последние по времени границы, в нашем случае, это граница между двумя республиками, бывшими в составе Советского Союза. Эти границы фиксировались в составляемых Генштабом военных топографических картах СССР. Естественно, что карты использовались в военных целях, поэтому составлялись скрупулезно десятилетиями, в них выверялись мельчайшие подробности, для некоторых городов вплоть до отдельных домов. В 2020 году в американском издании Wired Magazine Грег Миллер написал, что «картографическая культура для СССР - это как культура виноделия для Франции». Далеко не случайно премьер-министр Армении заявил в парламенте, что еще нужно понять, какие советские карты имеют достаточно правовые обоснования, чтобы определить по ним границу между Арменией и Азербайджаном. Можно посоветовать Пашиняну обратиться за разъяснениями в Госдепартамент США.
- Почему именно в Госдепартамент США?
- Полагаю, что эта структура для Пашиняна непререкаемый авторитет, и, следовательно, можно учесть ее опыт. Кстати, Грег Миллер в той же статье пишет, что «даже сегодня советскими военными картами (наряду с другими источниками) пользуется Госдепартамент США, когда ему нужно нанести международные границы на официальные государственные карты».
Армяне лукавят, проявляя недоверие к военной картографии СССР, понимая, чем это может грозить. Пытаясь успокоить общественное мнение, секретарь Совета безопасности Армении уже несколько раз выступил в СМИ, заверив, что в случае проведения делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы ни одна община или территория страны не могут оказаться в нейтральной зоне.
Любые аналогии, конечно, хромают, но, учитывая «особые отношения» Армении и Франции, можно напомнить, что, когда Людовик XIV ознакомился с составленной по его приказу картой своего государства, он сказал географам и картографам: «Вы умалили мое достоинство, я считал, что моя страна намного больше, чем вы ее представили».
Армения при делимитации границ вполне может сократиться, и ее руководство об этом, как минимум, догадывается, но, скорее всего, точно знает. Об этом свидетельствует словесная эквилибристика Пашиняна, утверждающего, что еще нужно понять (видимо, комиссии по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией), как, когда и почему менялись карты. Изменения границ, по логике Пашиняна, «процесс многослойный и имеет множество подтекстов». Границы, как считает премьер-министр, «могли меняться по разным причинам, например, райсовет одного района «братской республики» передавал земли другому к очередному пленуму ЦК КПСС». Не надо быть историком, чтобы знать, что Армения, страдающая комплексом утраченных территорий, никогда не была замечена даже в желании сделать «территориальный братский подарок».
Всем понятно, что армянские аргументы, покрытые полировочной смесью лукавства, самообмана, апеллирования к идеологическим догмам советского прошлого и взываниями к внешним покровителям, не могут затянуть на долгий срок процесс переговоров. Терпение Азербайджана рассматривать Армению в качестве договороспособного партнера, как указал наш Президент, не может длиться вечно.
В этих условиях Азербайджан далек как от небходимости искать подтексты в действиях мировых игроков, так и выявления скрытых слоев их политики. Как суверенное государство Азербайджан последовательно и уверенно восстанавливает свою границу. С противоположной стороны границы, безусловно, отслеживают функционирование новой воинской части нового воинского формирования сил коммандо в поселке Гадрут Ходжавендского района, что вряд ли добавляет армянской стороне оптимизма. Бывший официальный представитель Минобороны Армении полковник Ованнисян открыто признает, что линия соприкосновения после войны претерпела огромные изменения, на сотнях километров нужно с нуля обустраивать позиции, траншеи, создавать необходимые инфраструктуры, нельзя бесконечно ссылаться на проблему демаркации и ничего не делать.
- Может ли Пашинян рассчитывать на внешнее давление на Азербайджан, которое заставит Баку пойти на уступки?
- Кому как не Пашинину знать, что давление на Президента Азербайджана Ильхама Алиева заканчивается рекордами по спринту в обратном от объекта давления направлении. Практически через месяц после Байденовского «саммита за демократию», его активный участник премьер-министр Армении Пашинян заявил, что в связи с обращением президента Казахстана он принял решение направить Коллективные миротворческие силы ОДКБ в республику с целью стабилизации и нормализации обстановки. Вызывает определенное сомнение, что такое заявление и последующее символическое участие армянского контингента в миротворческой миссии будут способствовать поддержке армянских интересов...
Представители «правого французского десанта», которые поочередно отметились в Армении накануне именно католического рождества, хотя в армянской церкви этот праздник отмечается на 12 дней позже, рассчитывали произвести впечатление на свой католический, далекий от религиозной толерантности электорат. Французский канал BFMTV иронично отметил: «Кандидаты в президенты правого толка маршируют по Армении в надежде выслужиться перед армянской общиной Франции и подмигнуть католическому электорату своей страны. Иллюзорно думать, что армяне Франции будут голосовать как один человек».
Французские визитеры, озабоченные положением христиан на Кавказе, всегда как-то забывают про православную Грузию. Сначала любовь к «восточной христианской церкви» продемонстрировал дуэт Эрика Земмура и Филиппа де Вилье. Первая скрипка в этом дуэте Эрик Земмур - создатель ультраправой консервативной националистической политической партии с символическим название «Реконкиста». Известный своей борьбой с исламом и миграцией, Эрик Земмур уже дважды становился фигурантом судебных дел по обвинению в расовой дискриминации, разжигании ненависти к мусульманам. Поддерживающий Земмура лидер националистической партии «Падающая Франция» Филипп де Вилье активно выступает против мультикультурализма и общеевропейских ценностей.
Апологет теории столкновения цивилизаций, Валери Пекресс, незаконно проникшая в Ханкенди, заявила, что это конфликт, затрагивающий Европу, потому что, когда нападают на восточных христиан, нападают на основы европейской цивилизации. Арно Бенедетти, доцент Университета Париж-Сорбонна, специалист по политическим коммуникациям в интервью France 24 ответил Пекресс, что «конфликт между Баку, поддерживаемым Турцией, и Ереваном, входящим в союз (ОДКБ), возглавляемый Россией, никогда не принимал религиозного характера, поскольку Азербайджан является одной из самых светских стран мира».
Показательны и статья «В Армении Валери Пекресс обращается к католикам Франции», опубликованная в «Пари Матч», и комментарии к ней. Читатели этой популярной газеты иронизируют над Пекресс: «В преддверии президентских выборов в чем смысл поездки в Нагорный Карабах? Разве эта проблема беспокоит французов? Не лучше прокатиться по Франции?» и т.д. Правые визитеры, которые будут на президентских выборах соперниками Макрона, скорее способствовали репутационным издержкам своей страны, поскольку развенчали миф о миролюбии демократической Франции и ее приверженности международному праву. Действующий президент Франции в общем-то сохраняет самые высокие шансы на переизбрание на второй срок в апреле 2022 года. Так что зима тревоги нашей проглядывается только на армянском горизонте.
Роман ТЕМНИКОВ