День народного единения

Общество
19 Январь 2023
10:38
1283
День народного единения

Сегодня азербайджанцы всего мира ходят с высоко поднятой головой

Кровавые события 20 января 1990 года требуют политической и правовой оценки международного сообщества. В результате ужасной трагедии были грубо нарушены Всеобщая декларация прав человека ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международно-правовые документы. Ее инициаторы и исполнители не понесли заслуженного наказания до сих пор.

Январская ночь 1990 года в Баку явилась кульминацией хаоса в Кремле. Вопреки здравому смыслу, руководство СССР учинило государственный террор в отношении мирного населения нашей столицы, всего азербайджанского народа.

Главврач Станции скорой медицинской помощи №4 Ясамальского района Юсиф Мусаев рассказывает, что 19 января 1990 года он дежурил на площади перед ЦК КП Азербайджана.  

- Митингующие требовали отставки руководства страны, - вспоминает доктор Мусаев. - Было темно. Выступающих определяли по голосу. С каждым часом число митингующих увеличивалось. Мы ожидали на первом этаже в здании горкома партии. В штаб приходили сообщения о том, что на дорогах к аэропорту, около Шихово, п.Баладжары мало людей, надо противостоять вводу в город вооруженного войска. Мы даже предположить не могли, что советская армия поднимет руку на свой народ.  

Потом объявили, что из Москвы в Баку прибыли Примаков, Кириенко и еще кто-то, они встретились в здании ЦК с Этибаром Мамедовым и другими нашими оппозиционерами. Э.Мамедов вышел на трибуну и огласил: «Есть приказ. Войска в любом случае войдут в город» и попросил всех митингующих разойтись по домам, чтобы избежать жертв. Люди стали расходиться.  

Обстановка накалялась. Через некоторое время нас направили к заводу лейтенанта Шмидта забрать раненых. Но мы там никого не нашли. Мы вернулись на исходный пункт, к ЦК КП. На площади в основном была молодежь. Мы обратились к некоторым из них, идите домой, уже объявили, что войска вошли в город.  

В 23.50 мы увидели красные вспышки в небе…  

Около станции метро «Низами» машину «Скорой помощи» остановили молодые ребята и спросили: «На кого работаете?» Их угрюмые лица ничего доброго не предвещали, у всех нервы были на пределе.  

- Первое, что пришло мне на ум, - рассказывает Ю.Мусаев, - сказать им, что работаем на Народный фронт. Вдруг я почувствовал, что машина резко упала на землю. Оказывается, разъяренные молодчики подняли заднюю часть автомобиля, и от моего ответа зависело, опустят они машину на землю или перевернут ее. Они были недовольны тем, что работники неотложки якобы не позволяют им фотографировать трупы и раненых. Я показал им пустую машину, чтобы они убедились, в ней никого нет, и сказал, что нас самих к раненым не допускают. По городу прошел слух, что людей грузили на корабли, отвозили в сторону острова Наргин…  

Мы работали под огнем. В городе уже вовсю хозяйничали российские танки и бронетранспортеры, в воздухе свистели трассирующие пули, были слышны залпы тяжелой артиллерии…  

В ночь с пятницы на субботу по приказу руководства СССР в Баку и другие города Азербайджана для осуществления операции под названием «Удар» были введены части советской регулярной армии. В результате военного вторжения были убиты и ранены безоружные гражданские лица. О чрезвычайном положении было объявлено только к полудню 20 января.  

- Утром стало известно, что погиб мой коллега Александр Мархевка, - вспоминает наш собеседник. - Это был золотой парень, настоящий друг, он знал азербайджанский язык. Сабир Аднаев, главврач Бакинской станции скорой медицинской помощи, отправил его работать в п.Гала. Саша погиб при исполнении служебного долга. Вооруженные люди стреляли в безоружный народ разрывными пулями со смещенным центром тяжести, которые запрещены международными законами. Одна такая пуля попала Саше в плечо, прошлась по всему организму, разорвав жизненно важные органы. Он покоится на еврейском кладбище, а фотография его размещена на Аллее шехидов.  

Потом пришла весть, что погиб наш друг, стоматолог Эльчин Мирзоев. Он стал шехидом вместе со своим соседом-евреем, помогал старушке-армянке доехать до аэропорта. Ее семья уехала, а старушку, ей было за семьдесят, почему-то оставили в Баку. Она хотела уехать к своим, в Ростов. Но на Сураханском спуске им навстречу вышла колонна танков и хладнокровно наехала на маленькую машину «Жигули», раздавив Эльчина и его соседа, а старая армянка осталась жива. Эльчина дома ждали супруга, двухмесячная дочь, мать в больнице…  

- Доктор, расскажите, с чем вы столкнулись в ту ночь?

- Люди не могли усидеть дома, когда молодая и безоружная молодежь погибала на улицах города. Всюду раненые, кровь, крики, стоны, лязг гусениц, стрельба… Помню, мы по вызову отправились в сторону нынешнего сада «Сахил», там увидели вооруженных воинов в полной экипировке - с щитами и автоматами на взводе. На улице Рашида Бейбутова, метров в 10-15 от них, с простреленными стеклами стоял автомобиль «Жигули», в нем были пять человек. По всей вероятности, они были уже мертвы. Мы вынуждены были повернуть назад. В нашу сторону был пущен снаряд из гранатомета. Нам удалось повернуть на улицу 28 Мая. На пути следования мы видели грузовые машины, автобусы - это были баррикады против танков, все они были расплющены танками и залпами, пущенными в них. Когда мы приблизились к Центральному городскому управлению скорой помощи, там шла беспорядочная стрельба. Мы получили приказ ехать в сторону Института физкультуры. Там стояло несколько машин «Скорой помощи». Когда я открыл дверь, то услышал щелчки затвора автоматов и стрельбу в нашу сторону. Солдаты в упор стреляли по машинам «Скорой помощи», врачам не позволяли приблизиться к раненым. Под утро, когда мы возвращались в свое отделение, на пути следования увидели изрешеченный автобус №39. Нам не позволили приблизиться к раненым и доставить их в больницу.  

Когда машины «Скорой помощи» выезжали на вызовы к раненым, нас проверяли, задерживали. Военные намеренно преграждали нам путь, не позволяя доехать до больницы. Пострадавшие были с тяжелыми ранениями и многие погибали в дороге. Кому-то удалось помочь, а кто-то, истекая кровью, остался без помощи в ту морозную январскую ночь и погиб. Вот с таким советским фашизмом столкнулся азербайджанский народ.  

Кто знает, если бы на улицах города было меньше людей, то и жертв было бы меньше. Но они, врачи и водители неотложки, рискуя своими жизнями, добросовестно выполняли свою работу.  

- В больнице имени Мусы Нагиева в травматологическом отделении шли операции, - продолжает доктор Мусаев. - Но и там отключили свет. Врачи, медсестры, санитары в чрезвычайных обстоятельствах делали все, что было в их силах, самоотверженно работали при свете керосиновых ламп, при свечах. Хирурги в темноте оперировали раненых, извлекая пули…

Сотни тысяч человек шли через центр города, провожая в последний путь погибших. Шехидов похоронили в Нагорном парке, ранее там находилось кладбище Чемберекенд, где в 1918 году были погребены жертвы мартовского геноцида азербайджанцев, учиненного армянами. Свежие могилы шехидов 1990 года словно кровью покрывались алыми гвоздиками.  

Вот как вспоминает трагедию замдиректора Бакинской станции скорой и неотложной медицинской помощи Нурида Фарзалиева:  

- Я много слышала об этой Кровавой трагедии от работников нашей скорой помощи - живых участников того скорбного дня. Минуло уже 33 года. К сожалению, за это время мы потеряли большую часть очевидцев. В настоящее время трое из них, хоть и пенсионеры, все еще активно работают у нас. Это Юсиф муаллим, Ирада ханым и Лачин ханым. Вспоминая эти события, они переживают все те же эмоции, боль, ужас, не могут справиться со своими эмоциями.  

Работники скорой помощи, рискуя своими жизнями, под пулями помогали раненым, доставляли их в больницы и госпитали. В ту страшную ночь многие наши врачи чудом остались живы.

Наш народ самоотверженный, патриотичный, каждый готов жертвовать  своей жизнью во благо Отчизны. 44-дневная война 2020 года еще раз продемонстрировала сплоченность народа вокруг своего лидера - Президента Ильхама Алиева.  

Вклад медицинских работников в общее дело борьбы за территориальную целостность нашей страны неоспорим. В одном из своих выступлений Президент Азербайджана Ильхам Алиев, высоко оценивая их деятельность, подчеркнул, что они действительно проявляют большую самоотверженность, героизм, и, назидательно обращаясь:  

«…берегите себя, не болейте, всегда живите, творите как патриоты, профессионалы и любящие народ люди, оказывайте гражданам медицинские услуги». 

 

 

Экономика
Новости