13.08.2020

В NASA объяснили, почему Марс светится зеленым по ночам

Красная планета, согласно наблюдениям NASA с помощью космического аппарата MAVEN, становится зеленой по ночам. Необычный зеленый ореол не виден человеческому глазу, потому что его можно зафиксировать только в ультрафиолетовом свете. А происходит это из-за химических реакций в верхних слоях атмосферы.

Открытие позволит создать более детальные прогнозы марсианской погоды, что поможет первым экспедициям попасть на планету в районе 2030-х годов.

Чтобы избежать сильных ветров и штормов, которые могут длиться неделями, экспертам нужно будет составлять более детальные прогнозы погоды на Марсе. Каждый вечер верхние слои атмосферы мягко мерцают в ультрафиолетовом свете, когда Солнце садится, и температура падает до минус 79,6 градуса по Фаренгейту (-26 по Цельсию) и ниже.

Соавтор исследования, опубликованного в журнале Geophysical Research, доктор Захария Милби из Университета Колорадо в Боулдере сказал, что нам нужно знать, что происходит в атмосфере, если мы собираемся посылать туда людей.

Зеленое свечение напоминает аналогичные свечения, наблюдаемые на Земле и Венере, на которой недавно были обнаружены активные вулканы. Первоначально оно было замечено миссией Европейского космического агентства «Марс Экспресс» в 2003 году. Но только теперь это явление проанализировано — оказалось, оно динамично и переменчиво.

Только после появления MAVEN в 2014 году астрономы смогли получить полную картину этого явления пять раз в день. Эти данные позволяли проследить путь ночного сияния по всей планете.

Зеленая аура появляется, когда воздушные потоки высоко в атмосфере опускаются примерно на 40 миль (64 м) над марсианской почвой, сказал доктор Милби. Когда это происходит, атомы азота и кислорода объединяются, образуя молекулы оксида азота, испуская при этом небольшие всплески ультрафиолетового света.

Другими словами, когда его атмосфера «падает», Марс сияет зеленым, объяснил доктор Милби, добавив, что «это отличный индикатор динамики между слоями атмосферы».

Как и на Земле, они могут меняться в зависимости от времени года. Например, ночное свечение кажется наиболее ярким в разгар Северной и Южной зим планеты. Это происходит, когда более горячие течения воздуха устремляются от экватора к полюсам Марса.

Команда также обнаружила то, чего не ожидала — ослепительно яркое пятно, которое появлялось и исчезало почти точно над  0 градусами долготы и 0 градусами широты на Марсе. Что это такое и отчего  возникает, пока непонятно.

«Мы используем суперкомпьютеры для предсказания погоды на Земле, чтобы вы могли планировать свой отпуск или выращивать урожай. Те же самые компьютерные модели могут быть созданы для прогнозирования погоды Марса и других планет», —  пояснил Милби.