Рейналдо: «Лучшие мои годы прошли в «Карабахе»

Спорт
13 Май 2020
12:03
92
Рейналдо: «Лучшие мои годы прошли в «Карабахе»

Легионер —  спортсмен, выступающий за пределами родной страны, давно стал явлением, само собою разумеющимся для болельщика 21-го столетия

Это в равной степени касается баскетбола, гандбола, хоккея, волейбола и, естественно, любимого сотнями миллионов фанатов футбола. Первые иностранцы появились в Высшем дивизионе Азербайджана в середине 90-х и были сражены наповал любовью местной публики. Причем зачастую трансфер осуществлялся исключительно ради самого трансфера, а мастерство новичка относилось  к категории «дело десятое». Куда важнее был имидж, которым обеспечивали иностранцы с экзотическими прическами. Именно имидж ставился во главу угла как основное мерило популярности клуба.  

Расставленные в обратном порядке приоритеты, когда глобальное и второстепенное менялись местами, не могли продержаться долго, и пару лет спустя пресытившуюся засильем «зарубежья» публику стали одолевать сомнения относительно качества и эффективности импорта. Отбросив розовые очки и в кои-то веки разглядев ситуацию под правильным углом и в должном освещении, многие были озадачены «правдой без прикрас».

Более всего шокировало собственное,  пусть эпизодическое, но все же участие в этом фарсе.  Многие вспомнили, как с распростертыми объятиями встречали каждого иностранца, как будто место рождения или паспортные данные — это гарант исполнительского мастерства, и каждый бразилец  в бутсах — это Ромарио, а приехавший из Камеруна нападающий —  ровня Самюэлю Это'о. Вспомнили и отсутствие критики в адрес гостей,  когда убедили самих себя, что даже большой мастер не застрахован от ляпов в новом коллективе. Но время шло, легионер уже не считался новичком, а ляпов меньше не становилось. Но все это мелочи по сравнению с тем, как сделанная на воспитанников зарубежных школ ставка отодвинула на второй план местные перспективные кадры, лишив их практики и, как итог, шансов раскрыться и проявить себя с лучшей стороны.  

Как ни странно, через нечто подобное в разное время проходили многие страны. Не смогла избежать этой участи даже Бундеслига, клубы которой известны своим рационализмом.  

Однако все это осталось в прошлом столетии, и с началом XXI века в Азербайджане наблюдалась иная тенденция. Уже в нулевых клубы начинают сотрудничать с известными менеджерами и скаутами, чьи услуги незаменимы при покупке или аренде высококлассного футболиста. Разумеется, работа тяжеловеса с важными связями влетает в копеечку. Тем не менее качество его услуг стоит каждой выплаченной копеечки.  

За последние четверть века через азербайджанские коллективы прошли футболисты разных сборных и статусов. Достаточно упомянуть звезду топ-уровня из Ганы  Майкла Эсьена, выступавшего в лондонском «Челси», или экс-бомбардира сборной Бельгии Мпензу. Кто-то остается в памяти навсегда, кто-то забывается через неделю или месяц. Благо, наш болельщик видел на расстоянии вытянутой руки… В принципе, кого только из звездных персон мирового футбола он не видел? Датского кипера Петера Шмейхела, итальянца Джанлуку Дзамбротту, француза Жан-Пьера Папена, украинца Олега Блохина  или мирно прогуливавшихся по Ичери шехер и Приморскому бульвару президента УЕФА Александра Чеферина и бронзового призера мундиаля 1998 года экс-капитана Хорватии Давора Шукера, приехавших на финал Лиги Европы «Челси» — «Арсенал» — 4:1.

Но 30-летний футболист, уроженец бразильского города Арапирака, о котором сейчас пойдет речь,  — своего рода исключение из правил. Он сумел завоевать уважение тренерского штаба, дружбу партнеров, хорошее отношение соперников, интерес к своей персоне со стороны СМИ и, наконец, любовь десятков тысяч болельщиков. Одним словом, он, определенно, не из тех, кого можно забыть. Это бывший атакующий полузащитник «агдамского» «Карабаха» Рейналдо, с недавних пор защищающий цвета грузинского клуба «Динамо» (Батуми). В беседе с журналистами он вновь вспомнил азербайджанский этап своей карьеры, назвав его лучшим во всех смыслах периодом в профессиональном спорте.

— В вашем послужном списке значатся клубы родной Бразилии, Казахстана, Азербайджана и Объединенных Арабских Эмиратов, к которым недавно присоединилась и Грузия. И повсюду болельщики относятся с теплотой к вам.

— Не скрою, мне приятно слышать это. Счастлив, что вызываю у людей разных стран одинаковые симпатии.  

— Вы, случайно, не в курсе, что именно так располагает людей к Рейналдо?

— Нет, не в курсе. Во всяком случае я никогда не пытался стать любимчиком трибун. Когда игрок стремится к такому отношению к себе, ему редко удается достигнуть желаемого результата. Когда же ты стараешься честно выполнять свою работу ради того, чтобы пришедшие на стадион получили удовольствие, они это сразу ощущают. Вот тогда и завоевывается уважение. Перерастет ли оно со временем в симпатию, никто наперед не знает.

— Вас с теплотой вспоминают повсюду, в то время как вы неизменно называете любимым клубом только «Карабах».

— Да, это правда. Это не говорит о том, что остальные команды мне безразличны. Всего лишь подчеркиваю, что в составе «Карабаха» прошло самое счастливое мое время в футболе.

— Вы помните все о проведенном в Азербайджане периоде?

— Ну, естественно. Разве могло быть как-то иначе? Не может человек ни при каких обстоятельствах забыть самые яркие,  успешные и счастливые годы в жизни. И не только помню тот период, но и сильно скучаю по нему. В Агдаме собрался классный коллектив, все были друг другу, как братья.  

— Подобное явление — редкость для профессионального футбола.  

— Вы правы, так и есть. Для профессионального спорта это действительно большая редкость. Я бы сказал, нонсенс. Но «Карабах» был исключением из правил.

— Чувствуется, что  были хорошие времена.

—  Хорошие — это мягко сказано. Замечательные и фантастические времена, когда все было идеально во всех отношениях.

— В таком случае почему вы покинули команду?

— Создалась ситуация, когда мой уход автоматически решал все проблемы. Это был единственный выход из тупика, в котором мы невольно оказались. Поэтому я и ушел, хотя футболисты и главный тренер — Гурбан Гурбанов, которого я бесконечно уважаю и с которым поддерживаю отношения, неоднократно просили изменить решение.  Но все это в прошлом.

— Много ли игр в форме «агдамцев» запомнились вам?  

— Да, помню много матчей за «Карабах». Это и на местной арене, и на международной. К примеру, принципиальная встреча против команды «Интер», которую года 2 или 3 назад переименовали в «Кешля». Там, кстати, выступало немало ваших соотечественников — человек 5, как минимум, выходили  в стартовом составе.  

— А тренировал «Интер» Кахабер Цхададзе, не так ли?

—  Да, Цхададзе, ваш соотечественник. Очень требовательный и волевой человек, но и справедливый, насколько я знаю. Футболисты его уважали, ловили каждое слово. Чтобы гарантировать себе чемпионство, «Карабаху» нужна была только победа. И задачу мы выполнили, победили со счетом 3:1. И все эти 3 гола были на моем счету. Я стал тогда героем матча, и после свистка команда качала двоих — Гурбана Гурбанова и меня. Потом еще около часа фанаты не покидали стадион. Такие события случаются не каждый день, потому остаются в памяти на всю жизнь.  

— Оставила ли какая-нибудь из международных игр наибольшие впечатления?

— Да, это был первый наш сезон в групповом раунде Лиги Европы. Для дебютанта мы смотрелись не просто хорошо, а здорово. До выхода из группы оставалось сделать один шаг — победить в Баку миланский «Интер». Соперник известен всему миру, в составе много игроков топ-уровня. Они закрылись в обороне и полтора часа отбивались. Если не ошибаюсь, они всего три раза перешли на нашу половину поля. Шла последняя минута добавленного времени, когда мяч срикошетил от защитника ко мне, и я в сутолоке вколотил его в нижний угол. Я тогда еще подумал, что трибуны могут и не выдержать болельщиков. К сожалению, судья отменил гол. Он увидел офф-сайд, которого и близко не могло быть. Ошибку судья  признал почти сразу, когда пришел на пресс-конференцию. Многие в тот день одобряли этот поступок. Говорили, что это мужественный поступок человека, нашедшего в себе силы прийти и при всех признать неверное решение, стоившее «Карабаху» путевки в плей-офф.

— Согласитесь, поступок действительно достоин уважения.

— Никто и не спорит относительно его честности. Вот только «Карабаху» его поступок ничего не дал. Признал арбитр свою оплошность или не признал, нас уже мало интересовало.    

—  Что вы скажете относительно нынешней ситуации с футболом, когда чемпионаты в большинстве стран либо приостановлены на неопределенный срок, либо вовсе досрочно завершены из-за пандемии коронавируса?

— Скажу, что в сложившейся непростой ситуации необходимо запастись терпением. Да, футбола сейчас нет, хотя на дворе уже май месяц. Тем не менее будем надеяться, что совсем скоро ситуация выправится и футбол снова вернется в нашу жизнь.

 

Новости