Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
АЗЕРТАДЖ представляет интервью с председателем и основателем Института Центральной Азии и Кавказа и Программы исследований Шелкового пути, профессором Исследовательской школы международных исследований Нитце Университета Джонса Хопкинса, ведущим научным сотрудником Американского совета по внешней политике, бывшим президентом колледжа Оберлин и Института Аспен, а также экспертом по истории и конфессиям Центральной Азии и азиатских стран Стивеном Фредериком Старром.
- Как вы оцениваете роль Азербайджана как энергетического и логистического хаба в Евразии?
- Роль Азербайджана как энергетического и логистического центра уже сейчас является значительной, и я не сомневаюсь в том, что его значение будет только расти. Но настоящая, более глубокая суть вопроса шире: какова роль Азербайджана как суверенного государства, и не только самого по себе, но и в контексте региона, частью которого он является? Меня впечатляет то, что эти сложные времена на самом деле могут стать преддверием новой золотой эры для страны - не в качестве сольного исполнителя в регионе, а как видного и уважаемого участника «хора голосов» различных суверенных государств, как на Кавказе, так и в Центральной Азии.
Иными словами, речь идет не только о логистике. Логистика - это средство, но не цель сама по себе. Настоящая цель заключается в том, чтобы Азербайджан утвердился как сильное и суверенное государство, активно играющее роль в региональной координации и лидерстве. Я убежден, что заря такой эпохи уже начинает подниматься, и я приветствую это.
Хочу подчеркнуть: такое развитие событий никому не вредит. Если кто-либо, включая вашего северного соседа, решит, что это направлено против них, то они глубоко ошибаются. Усиление региональной роли Азербайджана неизбежно, учитывая его логистические возможности, природные ресурсы и, не менее важно, человеческий потенциал. И это будет во благо всего региона.
- В вашей книге Lost Enlightenment («Утраченное просвещение») подчеркивается важность транспортных коридоров. Как вы оцениваете потенциал Азербайджана в рамках Среднего коридора? Какие возможности открывает развитие этого маршрута для укрепления транзитной роли страны?
- Средний коридор принесет ощутимые выгоды как Востоку, так и Западу. Однако, на мой взгляд, не стоит ограничиваться только этим направлением. Мы должны говорить и о великом коридоре на юг, который тянется к Индийскому субконтиненту и Юго-Восточной Азии.
Напомню, что недалеко от Баку сохранились остатки древней индийской торговой фактории, процветавшей многие столетия. Почему она существовала? Потому что индийские купцы в Баку и, наоборот, бакинские торговцы в Индии некогда были частью оживленной и динамичной сети обмена.
Эта история ясно показывает, что когда-то через территорию, которую мы сегодня называем Афганистаном, существовал активный и налаженный поток перевозок и коммуникаций. Возрождение такого маршрута стало бы поистине грандиозной и значимой возможностью. В этом Азербайджан мог бы сыграть важную роль, действуя вместе с соседями по Кавказу, а также - и это особенно важно - с Туркменистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
Это заманчивая и вдохновляющая перспектива, но вместе с тем она сопряжена со сложными политическими, организационными и экономическими вызовами. Такие вызовы требуют лидерства. Я убежден, что Азербайджан должен занимать куда более заметное место в этой дискуссии.
По сути, Азербайджан является частью того, что можно назвать «Большой Центральной Азией». В этом качестве он способен сыграть ключевую роль в открытии транспортного коридора на юг - через Афганистан, Пакистан и Иран, а затем - к Индии и во всю Юго-Восточную Азию.
- Какие экономические риски и возможности вы видите для стран Южного Кавказа в контексте перестройки глобальных цепочек поставок? Может ли регион выработать собственную экономическую модель, независимую от России, Китая и ЕС? И что, на ваш взгляд, могло бы стать катализатором подлинной экономической интеграции в регионе?
- Сегодня постепенно открывается значительная возможность: начать рассматривать Южный Кавказ как единую целостность — другими словами, Азербайджан, Армению и Грузию вместе. В значительной степени это стало возможным благодаря тому, что, похоже, наметился настоящий прорыв в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Разумеется, этот процесс еще не завершен, но обе стороны предприняли важные шаги с доброй волей и конструктивным настроем.
Однако за пределами этого прорыва стоит не менее важная задача - наладить регулярный диалог внутри самого Кавказа. Я убежден, что это один из ключевых вопросов, стоящих сегодня перед регионом: создать структурированный и постоянный формат общения между Азербайджаном, Арменией и Грузией. Это вовсе не означает, что Азербайджан должен одобрять политику правительств двух других стран или наоборот. Но все они должны осознать: работая вместе, они могут добиться куда большего, чем действуя поодиночке, как изолированные солисты. Восстановленные внутригородские связи могут стать основой для новых форм отношений с окружающими державами, включая Турцию, Иран, Украину, США и Россию.
Когда такой регулярный региональный диалог будет установлен, можно будет задуматься и о создании, например, Регионального банка развития, который поддержат все крупнейшие мировые финансовые игроки. Такое учреждение принесло бы пользу каждому участнику. Оно, к примеру, могло бы сделать приоритетом развитие горных районов - общего вызова для всех трех стран Кавказа, ведь эти территории везде остаются относительно слабо освоенными. Региональный банк развития мог бы предложить точечные и практичные решения для множества подобных проблем.
Перспективы действительно огромны. Азербайджан и его соседи по Кавказу находятся на переломном этапе. Заслуга в этом прогрессе принадлежит мудрому руководству как Азербайджана, так и Армении. Однако надо признать, что на этот процесс повлияли и внешние факторы.
- Как вы оцениваете экономическое значение Зангезурского коридора в контексте региональной интеграции Южного Кавказа? Какие конкретные экономические выгоды, на ваш взгляд, могут получить Азербайджан, Армения и соседние с ними страны от реализации этого транспортного маршрута?
- Это очень позитивный шаг. Однако прежде чем можно будет извлечь экономические выгоды от нового коридора, которые, безусловно, обладают огромным потенциалом для всего региона, Баку и Иревану предстоит преодолеть реакцию из Тегерана. Также сюда я включил бы и Москву.
- С учетом меняющейся геополитической ситуации, как вы оцениваете перспективы расширения энергетического сотрудничества между Азербайджаном, Центральной Азией и Европейским Союзом?
- Как бы ни были серьезны препятствия, этот процесс неизбежен, и все страны, вовлеченные в него, заслуживают поздравлений за мудрое руководство. Похвал заслуживают и крупне0йшие международные корпорации, участвующие в этом сотрудничестве.