В четверг, 5 февраля, между Россией и США истекает срок последнего соглашения о взаимном контроле над ядерным арсеналом – Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДНСВ, СНВ-3 или New START).
В связи с этим Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выступил с заявлением, в котором призвал стороны достичь нового соглашения.
«Впервые за более чем полвека мы живем в мире, в котором отсутствуют какие-либо обязательные ограничения на стратегические ядерные арсеналы России и Соединенных Штатов – двух государств, обладающих самыми большими запасами ядерного оружия в мире. На протяжении всей Холодной войны и после нее режим контроля над ядерными вооружениями, о котором договорились правительства двух стран, помогал предотвратить катастрофу. Он способствовал стабильности и, в сочетании с другими мерами, предотвратил опасные просчеты. Что наиболее важно, он способствовал сокращению национальных арсеналов на тысячи единиц ядерного оружия», – сказал Гутерриш.
Генсек напомнил, что Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, известный как СНВ-3, истек в момент, когда риск использования ядерного оружия оценивается как самый высокий за десятилетия.
Глава ООН призвал не терять надежду и создать режим контроля над вооружениями, соответствующий быстро меняющемуся контексту.
«Я призываю оба государства незамедлительно вернуться за стол переговоров и достичь рамочного соглашения, которое восстановит поддающиеся проверке ограничения, снизит риски и укрепит нашу общую безопасность», – заявил он.
По подсчетам Американской федерации ученых (American Federation of Scientists), на долю США и РФ приходится около 86% мирового арсенала ядерных вооружений. Однако с истечением срока СНВ-3 впервые за почти 40 лет между Вашингтоном и Москвой не будет существовать механизма, который бы препятствовал новой гонке вооружений.
Россия и США подписали договор СНВ-3 больше 15 лет назад – на фоне потепления отношений между Кремлем и Белым домом и политики «перезагрузки» американско-российских отношений. Формально его действие истекло еще в 2021 году, однако тогда Владимир Путин и тогдашний президент США Джо Байден, вопреки опасениям многих аналитиков, воспользовались опцией единоразового продления договора на пять лет.
Особенность СНВ-3 заключается в том, что соглашение не предусматривает многоразовой пролонгации. Однако в него можно включить поправку, которая сделает многократное продление допустимым.