Серия скандалов, связанных с норвежской королевской семьей, вызвала широкий резонанс в международных СМИ и может негативно сказаться на имидже Норвегии на мировой арене.
Зарубежные издания все чаще упоминают Норвегию в контексте связей кронпринцессы Метте-Марит с Джеффри Эпштейном, сексуальных преступлений ее сына Мариуса Борга Хёйби и другими скандалами в королевском доме. "Мы называем королевскую семью нашими главными послами. Они должны олицетворять все лучшее, что значит быть норвежцем", - говорит историк и эксперт по королевскому дому Оле-Йёрген Шульсдруд-Хансен.
Он также подчеркивает, что королевская семья играет важную дипломатическую роль и фактически выступает одним из главных символов Норвегии за границей. Поэтому личные скандалы, связанные с ее представителями, воспринимаются как проблема не только монархии, но и государства и способны повлиять на международные отношения.
Особое внимание привлекла кронпринцесса Метте-Марит, чьи прошлые контакты с Эпштейном стали предметом обсуждения в прессе. По мнению аналитиков, подобные истории способны осложнить международные отношения и подорвать доверие к Норвегии как к стране с высоким уровнем морали и прозрачности.
В одном из электронных писем между кронпринцессой Метте-Марит и Джеффри Эпштейном обсуждается свадьба тогдашнего наследного принца Люксембурга Гийома и графини Стефании де Ланнуа, на которой кронпринцесса присутствовала в качестве гостьи. В письме Метте-Марит назвала свадьбу скучной, сравнив ее со старым фильмом, в котором заранее ясно, что персонажи ненадолго задержатся.
Сегодня Гийом является великим герцогом и главой государства Люксембурга.
"Что, если норвежское правительство захочет пригласить великогерцогскую чету с государственным визитом в Норвегию, а они откажутся, потому что наша кронпринцесса негативно о них отзывалась? Такое вполне могло бы случиться", — говорит О-Й. Шульсдруд-Хансен.
В то же время эксперты считают, что королевский дом способен восстановить доверие, если сделает выводы, усилит внутренний контроль и будет более открыто реагировать на кризисы.
Сама кронпринцесса уже публично принесла извинения после того, как премьер-министр Йонас Гар Стёре потребовал разъяснений.
«Я хочу принести глубокие извинения за мою дружбу с Джеффри Эпштейном. Для меня важно извиниться перед всеми, кого я разочаровала. Часть содержания сообщений между Эпштейном и мной не отражает того человека, которым я хочу быть», — говорится в заявлении, распространенном через Королевский двор.