Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Памяти актеров РДТ им.С.Вургуна
В первые же дни начала войны 1941 - 1945 годов представители всех национальностей, проживающих на территории Азербайджана, в едином порыве встали на защиту своего Отечества. Русский драматический театр не остался в стороне.
26 июня 1941 года здесь была создана мобильная концертная фронтовая бригада, состоящая из 14 человек:
6 актеров - Акимов (Вайнштейн) Виктор Акимович, Головков Кузьма Лукич, Начинкин Василий Никифорович, Николаев Константин Федорович, Чарский (Танхельсон) Юзеф Давидович, Шарлахов Виктор Петрович;
8 актрис - Анненская Маргарита Матвеевна, Бабичева Ксения Львовна, Беленькая Генриетта Михайловна, Беликова Вера Михайловна, Филиппова Антонина Михайловна, Чавчавадзе Вера Михайловна, Ширье Вера Карловна и Ирмич Клара Натановна, которая входила в состав Республиканской концертной фронтовой бригады из АзССР, выезжавшей только на фронт.
В таком составе фронтовая бригада театра, без отдыха и выходных, прослужила до 1 января 1942 года. Позже состав ее неоднократно менялся. Но эти 14 были первыми из 47 актеров труппы, кому довелось увидеть кровь и огонь войны, кто поддерживал боевой дух раненых в госпиталях и уходил в бой на передовую. Они были первыми, кто шагнул со сценических подмостков в пламя войны, выезжая на линию фронта в Белоруссию, Россию, Венгрию, Румынию, Югославию, Австрию и Болгарию.
Состав фронтовой бригады периодически менялся. И только Вера Карловна Ширье оставалась неизменным участником всех бригад на протяжении всех пяти лет. За вклад в общее дело по защите Отечества актриса Русского драматического театра Вера Карловна Ширье в 1945 году была награждена орденом Красной Звезды.
Родилась 18 января 1915 года. В 1933 году пришла в студию при Бакинском русском театре. По окончании студии (1937) была зачислена в труппу Театра русской драмы. Во время Второй мировой войны в составе концертной фронтовой бригады артистов Азербайджана исколесила всю Европу.
Иосип Броз Тито предлагал ей остаться в Югославии и возглавить дом офицеров в Белграде. Но она вежливо отклонила это предложение, понимая, что оторваться от родной земли не сможет никогда! А если концертная бригада задерживалась на фронте, то девушка, беспокоясь о маме, писала домой письма.
Вера Карловна Ширье - единственная из артистов Азербайджана принимала участие в концерте Победы в Москве. Все события, связанные с военными годами, она помнила всегда: война отняла у нее любимого человека, после смерти которого она не смогла никого полюбить и предпочла преданное одиночество до конца своей жизни. Вот одно из ее сохранившихся писем:
«Моя дорогая мамочка! Я пишу тебе при свете керосиновой лампы в блиндаже, куда нас разместили на два часа до начала концерта. На печке-буржуйке вскипятили воду и пили ее, чтобы согреться, ты не поверишь… с сахаром! Нам его подарили красноармейцы, перед которыми наша бригада выступала во время затишья перед боем. В той части тоже было очень много ребят из Азербайджана. Я читала «Мать и почтальон» Сулеймана Рустама. Сперва - по-русски, а потом, увидев наших ребят, услышала родную азербайджанскую речь и сразу же перешла на азербайджанский. Не подумай, что я - бахвалюсь, но если бы ты видела глаза этих мальчишек! Особенно в тот момент, когда к Матери приходит почтальон с долгожданным письмом от сына… Мне показалось, что в этот момент каждый из них - и русские, и азербайджанцы, и казахи захотели написать письма домой: своим мамам, женам, невестам… Я увидела в их глазах такую силу и такое желание жить и сражаться за свою землю, что верю: они победят и вернутся домой. С такими красноармейцами, как наши советские ребята, мы обязательно победим, мамочка. Обязательно! И я буду гордиться тем, что в этой победе будет крошечная частичка и нашего участия. Мы - артисты, можем сердцем своим согреть, можем поддержать и укрепить веру солдат в Победу. Мы - тоже солдаты нашей Родины. И эта мысль придает нам силы. Когда мне холодно, я думаю, что солдатам еще труднее, а значит, нет у меня права на слабость. Мы все должны быть сильными. Когда ехали сюда на полуторке, я как будто задремала и увидела моего Петю. Как будто наяву увидела. Может, он все-таки жив? Помнишь, я привезла осенью письмо от солдата, на которого родные получили похоронку? Солдат оказался живым. В этот раз я тоже привезу письма с фронта от наших азербайджанских солдат. Шамхалов, Гусейнов, Сидоров, Кочубей, Алияров, Карпинский, Гурамошвили, Торидзе, Сардаров, Багиров и еще много других фамилий. Я обещала, что сама передам письма их родным. И расскажу, как их сыновья, братья, мужья храбро сражаются за нашу свободу. Может, и от моего Пети кто-то весточку передаст? В газете «Красная звезда» увидела стихи:
И жизни не щадя,
и отдыха не зная,
Идут бойцы в атаку на врага.
Зима их ждет
в окопах фронтовая -
Мороз, и снег, и ветер, и пурга.
Я не запомнила имени автора. Надо будет спросить в библиотеке нашего театра. Но это все потом. А сейчас расскажу тебе трогательную историю про варежки. Ты волновалась и называла меня растеряхой, потому что я утеряла свои варежки. Ты боялась, что мои руки будут мерзнуть. Ты можешь больше не волноваться, мамочка. Мне свои рукавицы подарил генерал авиации дальнего действия. Я читала стихи, которые ты так любишь слушать. Да-да... те самые... о варежках! Заметив, что я прячу озябшие руки в рукава тулупа, он принес после концерта свои. И со словами: «Чтобы ваши руки не мерзли, товарищ артистка» торжественно вручил их мне. Мамочка, родная, не волнуйся обо мне. Я здорова. Два дня назад наши войска освободили город Черкассы. Стоят крепкие морозы, но это не мешает нашим солдатам побеждать. Часть нашей бригады возвращается в Баку. Это письмо я передам с ними. Мы же с девочками - Клара, Генриетта и я - пока остаемся. Сегодня здесь еще один концерт. А потом поедем вдоль линии фронта дальше. Мы выполняем свой долг, как и должно советскому человеку, любящему свою советскую Родину.
Твоя дочь Вера,
16 декабря 1943 г.»
Народная артистка АзССР Вера Карловна Ширье покинула этот мир на 89-м году жизни. Она прожила красивую и славную жизнь человека, пребывавшего в гармоничных отношениях с собственной совестью. Она ни разу не предала ни своих принципов, ни своих идеалов, ни взглядов на жизнь, не променяла любовь к Родине, к театру и профессии на красивую европейскую жизнь.
В театре вспоминают, что 1 мая 2003 года, когда Вера Ширье находилась между жизнью и смертью, шла репетиция спектакля по пьесе Магсуда Ибрагимбекова «Нефтяной бум улыбается всем!» И вдруг откуда ни возьмись в зал влетел голубь. Никто так и не понял, каким образом эта мистическая птица влетела в закулисное пространство, а потом влетела на сцену, облетела зрительный зал и снова вернулась на сцену…
Голубь то взлетал, то опускался, он бился то о сцену, то о стены, метался в поисках выхода, но никак не мог его найти. В конце концов кому-то удалось поймать голубя и вынести на воздух. Не прошло и нескольких минут, как позвонили в театр и сообщили о том, что Веры Карловны больше нет... Ни у кого не оставалось сомнений, что это была ее душа, в последний раз взлетевшая на алтарь искусства…
Сегодня, в День 78-й годовщины Великой Победы, мы, отдавая дань памяти тем, чья профессия стала мощным идеологическим оружием в борьбе с коричневой чумой XX века, чей самоотверженный патриотизм стал вкладом на пути к Победе, чтим вместе с ними и погибших на фронтах Второй мировой войны, второй Карабахской войны и скончавшихся от ран, и тех, кто работал в тылу, приближая День Победы. Поэтому их жизнь и вера в то, что они для нас завоевали счастье свободы, не должны превратиться в прах прошлого, не должны стать ничего не значащими словами. Потому что нам, сегодняшним, решать, каким будет завтрашний мир наших детей…