Кто виноват?

Культура
01 Март 2024
10:23
1767
Кто виноват?

Лянкяранский драмтеатр представил на сцене СТД спектакль The Müqəssir

Вот уже несколько дней в Лянкяранском государственном драматическом театре царит праздничное настроение. Труппа вернулась из столицы с творческой победой.

В рамках проекта «Гостевой театр» Министерства культуры и Союза театральных деятелей (СТД) на сцене СТД лянкяранцами был представлен спектакль The Müqəssir по мотивам пьесы Абдуррагим бека Хагвердиева Kimdir Müqəssir?

Режиссер-постановщик спектакля - Абдулла Эльшадлы, художник-постановщик - Тарлан Садыгов, композитор - Азер Гаджиаскерли. Роли исполнили народный артист Габиль Гулиев, актеры Салех Азимзаде, Вафа Гаджизаде, Низами Гурбанов, Гюнель Аббасзаде, Малейка Джафарова, Теймур Гаджизаде и Амиль Ибрагимли.

В спектакле, привлекающем внимание своей аранжировкой, актерским исполнением, сценическими костюмами и подбором музыкального решения, режиссер-постановщик поработал над классическим текстом, переведя его на современный язык. В результате он не удовлетворился реконструкцией основного текста и добавил к нему эффективные методы презентации. В спектакле также использованы отрывки из произведений Михаила Булгакова и Сабухи Иманова.

В этом смысле простая история, вытекающая из пьесы, и ее основная идея в аранжировке и музыкальном решении представлены в синтезе космополитических определений нижнего слоя через язык выражения.

…Мужчина и Женщина, главные персонажи, однажды ночью понимают, что до сих пор они жили, не зная, что такое настоящее счастье, а по сути не любя друг друга. Из разговора между ними становится понятно, что у Мужчины проблемы со здоровьем, и это усиливает холодность между ними. В результате скопившаяся в Женщине негативная энергия разрушает ее. Таким образом, напряжение достигает своего апогея, и даже немыслимое решение кажется логичным.

Что делать? Есть один путь: вернуться на небеса и жить так же беззаботно и благополучно, как тогда, когда Адам и Ева жили в раю. Ведь, Бог тоже дал им шанс. Однако из-за нетерпения Женщины и на этот раз они не могут пройти испытание. В конце концов Мужчина и Женщина вынуждены вернуться на землю и продолжить жизнь, полную страданий и забот...

По окончании спектакля, который был встречен с большим интересом и аплодисментами, режиссер Абдулла Эльшадлы был награжден почетный грамотой Союза театральных деятелей за успешное сотрудничество с региональными театрами и оригинальную режиссуру спектакля The Müqəssir.

Мы попросили его ответить на интересующие нас вопросы.

 

Абдулла Эльшадлы родился 22 августа 1994 года в городе Марнеули (Грузия). Во время учебы в школе играл в драматическом кружке при Доме культуры имени Гаджиага Аббасова, а также поставил в том же ДК несколько любительских спектаклей («Недоросль» Фонвизина, «Иблис» Гусейна Джавида, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе, «Лиса уходит в Хадж» Абдуллы Шаига). В 2013 году поступил в Азербайджанский государственный университет культуры и искусств на факультет режиссуры. В конце первого курса поставил курсовую работу в Азербайджанском государственном театре юного зрителя под руководством режиссера, народной артистки Джаннет Салимовой. В 2015 году при Азербайджанском государственном драматическом театре под руководством художественного руководителя, народного артиста Бахтияра Ханизаде была создана студия пантомимы «Абсурдистан». В 2016 году по направлению Министерства культуры Абдулла Эльшадлы поступил в Театральный институт им. Б.Щукина при Государственном академическом театре в Москве на факультет актерского мастерства и режиссуры, художественным руководителем которого был М.Борисов, педагогом по режиссуре А.Левицкий.

 

- Абдулла, спектакль, поставленный вами по произведению Абдуррагим бека Хагвердиева Kimdir Müqəssir? («Кто виноват?») на сцене Лянкяранского государственного драматического театра еще в прошлом сезоне, на днях был показан на сцене Дома актера и его с успехом приняли как профессионалы, так и любители театра. В чем слагаемые такого успеха?

- В театре самое главное - это любовь и праздник. Каждая репетиция - это первое свидание с любимым человеком, а каждый спектакль - это праздник. Так завещал Евгений Вахтангов. Я стараюсь быть носителем этой традиции.

Что касается вашего вопроса, то я считаю, что главным слагаемым успеха спектакля являются сами актеры. Они играют свои роли в стиле постмодернизма и постдраматического театра. И это высоко оценили известные театральные деятели Айдын Талыбзаде, Али Амирли, Марьям Ализаде. Думаю потому спектакль успешен.

- Свою профессиональную театральную карьеру вы начали в качестве актера. А что побудило вас поставить пьесу, притом обратиться к творчеству такого классика, как А.Хагвердиев?

- У меня два театральных образования. Первое - режиссерское, второе - актерско-режиссерское. Как вам известно, я играю и в Русской драме, люблю этот театр, это мой второй дом. Но все же режиссура мой конек.

Спрашиваете, почему Хагвердиев? Эту пьесу мне предложил Анар Бабалы, главный режиссер Лянкяранского театра. Ознакомившись с пьесой, моим первым впечатлением было: зачем Анар муаллим эту пьесу предложил именно мне? Это же абсолютно несобытийная пьеса, где все построено на словесности. Хотел было отказаться, ибо я задумывал поставить «Короля Лира» Шекспира, или «Доброго человека из Сычуани» Б.Брехта. Но Анар муаллим настаивал на своем, говоря, что я обязательно найду там что-то интересное. На самом деле все так и произошло. Однажды в метро передо мной сидел сильно уставший мужчина и сладко дремал. Скорее всего ехал с работы, вероятно, со стройки. У него был уставший и измученный вид. В руке он крепко держал завернутый в пакет топор. Вдруг он проснулся и не мог понять, где он, проехал свою станцию или нет. Он встал и вышел. Скорее всего не на своей станции. В этот момент ко мне пришло озарение. Я позвонил Aнapy Бабалы и сказал, что нашел мизаны (мизансцены. - Ред.) для спектакля, однако текст напишу сам.

Потом начались долгие застольные читки, инсценировка пьесы, нахождение событийных рядов, исходного и главного событий и т.д.

Спектакль мне нравится. Это моя визитная каточка. Может быть, со временем что-то поменяется, но это мое видение постановки The Müqəssir.

- Согласитесь, в спектакле много спорных моментов, а значит, не каждый зритель сможет переварить происходящее на сцене.

- Безусловно, в спектакле есть спорные моменты, но ведь в споре рождается истина. А насчет непонимания каждого зрителя скажу так, я и не старался, чтобы каждый зритель понимал. Театр - это место для избранных, в том числе и для зрителей. В Древней Греции зрителями были сенаторы, которые правили страной, которые считались избранными самих богов. А если какой-либо раб, который наливал им вино, не понимал, почему львы раздирали гладиаторов, то это... Если из десяти зрителей меня понимают два человека, значит, задумка получилась, спектаклю жить. Константин Станиславский настаивал на том, что спектакль нужно ставить, задавая автору и артистам вопросы. Зрители должны думать, анализировать происходящее на сцене, переживать вместе с актерами. Процесс не должен останавливаться после поклона. Нужно пережить все и дожить дома. Это искусство, это театр.

Что касается персонажей, то они там были, их просто до этого никто не показывал на сцене. Потому, что никто не задавал вопросов по тексту автора.

- Вы также актер Академического русского драматического театра имени С.Вургуна. Знаю, что вы провели несколько мастер-классов для актеров Лянкяранского государственного драматического театра. Как вам пришла в голову идея поставить спектакль за пределами столицы, точнее, в Лянкяранском театре?

- Я горжусь, что работаю в Русской драме. Я люблю этот театр. Руководство театра мне очень помогает, создают все условия для того, чтобы я ездил и ставил спектакли за пределами Баку.

Год назад Анар Бабалы предложил мне провести мастер-класс по системе Станиславского в Лянкяранском театре. Этот проект я назвал «театральной Одиссеей». Работая над проектом, я впервые познакомился с труппой театра. Потом по линии Министерства культуры я во второй раз провел мастер-класс в Лянкяране - проект «Уча - учусь». Это был большой проект. Тогда Анар Бабалы мне сказал, что я буду у них ставить спектакль. Потому что уже знаком с артистами. У меня не было и в мыслях ставить спектакли за пределами Баку. Я тогда уже самостоятельно поставил в Баку у себя в студии три спектакля, и один - в Союзе театральных деятелей. Анар Бабалы как бы открыл мне дорогу в государственные театры.

- Что вы можете сказать об игре актеров? Все ли смогли воплотить ваш режиссерский замысел, кого из актеров вы особенно выделили бы?

- Все актеры, занятые в спектакле, прекрасно выполнили поставленную задачу. Особо выделить кого-то мне трудно. Они все показали высочайший уровень актерского мастерства. И молодые, и старшее поколение - все работали в полную силу. Конечно же, в труппе всегда есть один артист, которому ты симпатизируешь. Но пусть он будет пока инкогнито. Они все понимали мой замысел и выполнили все поставленные задачи с высокой отдачей.

Кстати, после спектакля театральный критик Айдын Талыбзаде, поздравив меня, сказал:  «Абдулла, проделал большую работу, создал спектакль в гармонии сюрреализма и постмодерна, привнес мистику «Пери джаду» в контекст The Müqəssir. Твоя постановочная идея мне очень понравилась. Переходы от разговорной речи к пению также были хороши. С точки зрения скульптурности мизансцен и движущихся фигур на сцене спектакль мне импонирует. Но сама тематика довольна плоскостная и потому понятная по всем параметрам. В любом случае твоя подача материала с помощью неких знаков, урезанных кукол обогащает тему. Так или иначе, спектакль заслуживает высокой оценки в контексте нашей театральной культуры».

- После The Müqəssir вы в Лянкяранском театре осуществили и монопьесу «Вот и все!» австрийского драматурга Петера Туррини. Намерены ли продолжить свою деятельность в режиссуре?

- Да, параллельно я поставил и моноспектакль. В театре я заметил артиста Абульфаза Ахундова - его манера речи, рост, глаза, голос, поведение и вообще он сам как личность мне понравился. И я сказал главному режиссеру, что хочу с Ахундовым поработать. Анар муаллим сразу согласился и мы начали работу над этим спектаклем. И, кстати, этот спектакль бенефис Абульфаза Ахундова.

На вопрос: продолжу ли я работу в режиссуре? - отвечу так: да! Каждый из нас должен служить нашему государству. Я служу Театру. Служу азербайджанскому искусству!

Агаддин БАБАЕВ

Лянкяран