Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Ариф Мирзоев - 80
В этом году свой 80-летний юбилей отмечает выдающийся композитор, органист, пианист-импровизатор, заслуженный артист Азербайджана, обладатель международной серебряной медали «Наследники И.С.Баха», почетный член Нового международного общества имени И.С.Баха, член международной Бах-академии, член Европейской ассоциации композиторов-органистов, член Союзов композитоpов Азеpбайджана и России Ариф Абдулла оглу Мирзоев.
Немецкая общественность неслучайно называет Арифа Мирзоева «Леонаpдо да Винчи в музыке ХХ века» и «Себастьяном Бахом Востока». Он является основоположником азербайджанской религиозно-мемориальной полифонической и органной музыки, выдающимся композитором-полифонистом, крупным мастером мемориальной и жертвенной музыки древнего ислама. Имя азербайджанского композитора входит в список номинантов на соискание Государственной премии России в области литературы и искусства.
Органные сочинения Арифа Мирзоева исполняются сегодня во многих странах мира. Его «Оpганная Бах-симфония» и другие оpнаментально-мугамные и полифонические произведения входят в каталоги пpестижных зарубежных изданий и в pепеpтуаp оpганистов миpа, часто тpанслиpуются по Радио Объединенной Евpопы. В числе исполнителей музыки А.Мирзоева - российские, азербайджанские, австрийские и немецкие музыканты, лауреаты международных конкурсов, народные и заслуженные артисты, профессора и преподаватели известных вузов и консерваторий: Р.Абасов, Н.Абутидзе, Е.Авраменко, Х.Альбрехт, Р.Бабаева, Ф.Бадалбейли, Н.Гаврилова, Н.Гулиева, Л.Дедова, Д.Зарецкий, Н.Ильярова, Г.Керимова, Н.Коган, М.Макарова, Ф.Мамедова, А.Марков, Г.Писаренко, А.Севидов, А.Слободяник, А.Фисейский, Т.Якубова, Н.Яшвили и многие другие.
В книге «Музыканты мира» имя Арифа Мирзоева упомянуто наряду с именами выдающихся музыкантов последних пяти столетий. Азербайджанский композитор успешно гастролировал во Франции, Голландии, Швеции, Англии, Шотландии, Бельгии, Германии, Турции, США как пианист и органист. Выступая Париже, он показал себя как блестящий пианист-импровизатор. В его исполнении прозвучала американская джазовая музыка, музыка Нино Роты, Мишеля Леграна, Поля Мориа и многих других известных авторов.
…Все началось с того, что отец А.Мирзоева Абдулла Муса оглу купил в Баку квартиру у отъезжающей на родину немецкой семьи. Хозяева оставили новоселам рояль «Бехштейн», пианино «Линке-Берлин», флейту, арфу, фисгармонию и клавесин. Были и ноты произведений Баха. Отец хотел, чтобы все дети в семье (четыре брата и одна сестра) обучались музыке. Самым терпеливым оказался старший брат Арифа - Муса Мирзоев, ставший впоследствии известным композитором-симфонистом, человеком энциклопедических знаний. Он был прекрасным пианистом: играл много полифонической музыки, прекрасно исполнял произведения Баха (почти все 48 прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира»), «32 вариации» Бетховена и многое др. К тому времени, когда Ариф начал заниматься музыкой, Муса уже поступил в консерваторию. Все это создало определенную питательную среду и решительным образом повлияло на то, что Мирзоев-младший стал сочинять. «С детства я мечтал стать симфоническим дирижером, - рассказывает Ариф. - Но так получилось, что из всех инструментов, которые были у нас дома, мне понравилась только фисгармония: я брал звук, он тянулся, и это меня страшно увлекало. Моя влюбленность в Баха не была случайной. Впервые Токкату и фугу ре минор я услышал во французском фильме «Прелюдия славы». Меня потрясла эта полифония: один голос начинает, второй развивается, третий вступает, небольшая интермедия - и звучит четвертый. Для меня, ребенка, фуга была самой лучшей игрушкой, от нее я был в полнейшем экстазе. Это же музыкальная математика! Далеко не каждый композитор способен сочинить фугу, потому что для этого нужно знать ее техническую форму, полифонию - науку о многоголосии. С того самого времени я дал себе слово, что стану композитором-полифонистом».
Любовь к музыке великого И.С.Баха, по словам Арифа - бога музыки, явилась ключевой интонацией, символом всего творчества азербайджанского композитора. Она согревала его в самые трудные моменты жизни, не позволяла дать слабину и уйти в депрессию. В возрасте пяти лет он увидел оpган и был «пленен его звучанием». Недаром первым произведением, написанным еще в музыкальном училище, стал «Хорал» (1963), созданный для этого инструмента.
Жизненный и творческий путь композитора не был легким. Лишившись матери в шестилетнем возрасте, Ариф рано стал самостоятельным. Стремясь облегчить заботы отца, на плечи которого легло воспитание пятерых детей, он много и упорно занимался. Несмотря на трудности, юный музыкант чувствовал себя счастливым. Сначала он закончил музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей при Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибейли. В 9 лет начал сочинять музыку. В 1961 году поступил в музыкальное училище имени А.Зейналлы, в класс композиции Х.Мирзазаде. После окончания училища Ариф попал в консерваторию, в класс к ученику Д.Д.Шостаковича, выдающемуся советскому композитору, народному артисту СССР, профессору Кара Караеву. Своего наставника он вспоминает с большим пиететом: «Мне удалось многое перенять от Кара Караева. Его музыка очень лаконична и вместе с тем не лишена личных переживаний и эмоций. Именно это сочетание делает ее прекрасной! Кара Караев был немногословным композитором, но все его произведения - в разряде лучших. Он всегда говорил обо мне: наш неоклассик».
Ариф рано понял, что недостаточно быть просто хорошим композитором. Чтобы твоя музыка зазвучала, необходимо находить исполнителей, организовывать концерты, делать записи. Еще будучи студентом бакинской консерватории, он стремился завязать контакты с Москвой. Именно там, в столице бывшего СССР, прозвучали некоторые из уже написанных сочинений, состоялись первые выступления на радио. При переходе на четвертый курс Ариф представил комиссии свой первый настоящий шедевр - Сонату для скрипки и фортепиано памяти матери (1969), которая получила название «Лейпцигской». Впервые это произведение было исполнено на экзамене по композиции. Первая часть сочинена автором в неоромантическом стиле, переходящим в неоклассицизм. Вторая носит название Пассакалия, но она может служить образцом серийной додекафонной музыки, которая считалась в то время авангардистской полифонической технологией. Завершает цикл Токката с длинной полифонической темой и диссонансным аккомпанементом в партии фортепиано. По словам композитора, в финале он использовал «текуче-пульсирующую полифонию баховского образца». В процессе развития полная оптимизма музыка вновь возвращается в состояние скорби: в контрастных эпизодах формы рондо звучат две трагические темы из первой и второй части произведения.
Настоящий расцвет творчества Арифа Мирзоева наступил по окончании консерватории. Он много сочиняет, выступает как автор эстрадных песен и пианист-импровизатор. Немногие знают, что песня А.Мирзоева «Следы на снегу» на слова Р.Гамзатова в исполнении эстонца Яака Йоалы заняла второе место на Всесоюзном конкурсе эстрады в Таллине (1979). Стоит отметить, что на этом конкурсе не получили премий даже такие прославленные композиторы-песенники, как Д.Тухманов, Р.Паулс, Ю.Саульский. И если бы Ариф ставил своей целью материальное обогащение, он мог бы с легкостью на этом остановиться. Но главную задачу своей жизни азербайджанский композитор видел в другом - в рождении новых музыкальных открытий, создании собственного стиля на стыке знаний Востока и Запада, европейской и мусульманской культуры, полифонии и гомофонии.
В 60-70-е годы прошлого столетия А.Мирзоев создает произведения в разных жанрах и стилях: органные опусы («Классическая фуга», «Медитативная рапсодия»), фортепианную музыку (первые две тетради цикла «24 прелюдии для фортепиано», «Полифоническая тетрадь», «Джазовое концертино» для двух роялей, посвященное Вагифу Мустафазаде, «Шесть детских пьес», сонаты, прелюдии, пьесы и фуги), оркестровые полотна («Мугам Шур, или Тема и импровизация», «Симфонический монолог», «Симфонические картины Азербайджана»), камерные опусы (Струнный квартет памяти отца, «Лейпцигская» соната для скрипки и фортепиано), а также хоры, эстрадные песни, мотет Аve Maria, gratia plena для голоса и органа, вокальные циклы («Два стихотворения из азербайджанской поэзии», «Два стихотворения из испанской поэзии»).
Подлинным открытием в музыкальном искусстве явилась «Органная симфония памяти И.С.Баха, или Орнаментально-мугамные, хоральные и полифонические вариации» (1984) - сочинение, посвященное 300-летию со дня рождения И.С.Баха. В этом произведении композитор обрел свой индивидуальный почерк, используя нетрадиционные приемы и музыкальные средства. Бах-симфония ознаменовала рождение нового стилевого направления, стала первым произведением, созданным композитором Востока в данном жанре. Монументальный опус представляет собой модификацию пятичастного сонатно-симфонического цикла с использованием вариационных и полифонических приемов развития, характерных для европейской музыки. Трактовка восточного материала в стиле позднего западноевропейского барокко сочетается с современной композиторской техникой: коллажем, использованием сложных метроритмических комбинаций, тональных сдвигов и модуляций, полифункциональных гармоний, многозвучий и кластеров. Такого в истории музыкальной культуры еще не было! «К сочинению Органной симфонии я, можно сказать, готовился всю жизнь, с самого раннего детства, - говорит Ариф Мирзоев. - Я вложил в нее все, что имею, - самого себя».
Впоследствии композитор признавался, что «в своей идее преобразовать сонатно-симфонический цикл и создать грандиозное полифоническое произведение на основе мугама я был одинок - шел своим путем, на ощупь. В течение восьми месяцев работал по 19 (!) часов каждый день… Но в какой-то момент я почувствовал, что какая-то сверхъестественная сила направляет меня по нужному пути. Бах часто являлся мне во сне… Я думаю, что его дух все видел, слышал и помогал мне с того света...»
Мировая премьера Органной Бах-симфонии состоялась в польском костеле Киева 16 января 1986 года. Впоследствии она не раз с неизменным триумфальным успехом исполнялась в Москве и Санкт-Петербурге, в городах Прибалтики и странах Западной Европы (в том числе в Вестминстерском аббатстве), на родине композитора и в Национальном кафедральном соборе Вашингтона. В 1990 году Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила в свет несколько крупных тиражей с записью этого сочинения.
Казалось бы, на этом можно уже и успокоиться, почивая на лаврах. Но Ариф понимает, что Симфония - это только начало и что нужно идти дальше, не останавливаться в своем творческом развитии. С 1999 по 2003 гг. он дважды стажируется в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по теории и истории органного искусства у заведующей органной мастерской Н.В.Малиной, обучаясь исполнительскому органному мастерству у прекрасного музыканта, профессора С.Л.Дижура. Ариф Мирзоев успешно совмещает обучение с творческой деятельностью - сочинением музыки и концертами.
После окончания стажировки композитор направляется в Германию для дальнейшего совершенствования мастерства церковного органиста и в 2004 году переселяется в город Фульда. Живя за границей, он продолжает много выступать в качестве исполнителя. За два прошедших десятилетия им созданы подлинные шедевры: «Молитвы печали - великому президенту» памяти Гейдара Алиева (2004), «Музыкальное приношение Узеиру Гаджибейли» - произведение, посвященное 125-летию знаменитого азербайджанского классика, (2008), Третья симфония для струнного оркестра (2008), «Бах-пассион», или Четвертая симфония для симфонического оркестра, Новая четырехголосная фуга к Фантазии И.С.Баха соль минор (2011), Адажио памяти Низами Гянджеви (2016); сделана вторая редакция мотета Ave Maria, gratia plena для голоса и органа (2020), написана молитвенная музыка для церкви и многое другое.
Суть творческого метода Арифа Мирзоева заключается в воссоединении духовной музыки различных религиозных конфессий (ислама, протестантизма и католицизма), синтезе немецкой классической полифонии, европейского барокко и ладовой основы музыки восточного Возрождения — мугамата. Наряду с А.Г.Шнитке и Г.А.Канчели он является представителем полистилистики в области необарочной и неоренессансной музыки Востока и Запада. «Главный вопрос - как сделать так, чтобы, не нарушая мировых традиций, создать что-то новое? - говорит композитор. - Моя музыка сложна, но она демократична, в ней переплавлено все самое лучшее, высокохудожественное, что накоплено человечеством в области музыкального искусства».
Именно поэтому творчество А.Мирзоева - это взгляд на мировую культуру с позиций современного человека, для которого характерны синтез традиций и новаторства. Неслучайно главный дирижер Лейпцигской оперы и Немецкой оперы в Берлине, директор Лаборатории современной музыки, профессор Удо Циммерман в беседе с Арифом заметил: «В отличие от Альфреда Шнитке ваша полистилистика уникальна тем, что в ней звучат пласты разных культур и эпох: немецкой классической полифонии, немецкого и французского барокко, итальянского Возрождения; с другой стороны, это - восточный мугамат. В Исламской траурной мессе «Январские пассионы» духовная музыка ислама естественно взаимодействует с хорально-протестантской немецкой культурой и сложнейшими жанрами католической музыки. Такой полистилистики еще не было. Это неоренессансная музыка Востока и Запада».
Гражданин мира, Ариф Мирзоев постоянно находится в курсе всех масштабных событий, мгновенно откликается на любую боль - в каждой точке земного шара, в стране или семье, переживая чужие страдания как свои собственные: «Лейтмотив моих сочинений - людские судьбы, их думы, стpадания. Я стремлюсь пеpедать неисчеpпаемую гамму человеческих пеpеживаний, отpазить языком музыки вечные и непреходящие идеи и ценности, направленные пpотив войн и теpактов, гоpя и стpаданий, чтобы все люди на земле относились дpуг к дpугу с добросердечием и терпимостью - такова воля Всевышнего».
Этим словами можно объяснить большое количество мемориальных сочинений, созданных А.Мирзоевым, таких как: «Сарабанда принцессе Диане» (1997), Поминальная хоральная прелюдия «Жертвам подлодки «Курск»» (2001), «Колыбельная детям Ходжалы - жертвам Карабаха» (1992) в память о жертвах карабахского геноцида, «Колыбельная-сицилиана детям Данблейна» (1996) для органа соло; «Нью-Йоркские пассионы» для камерного оркестра (2002), написанные под впечатлением трагедии 11 сентября 2001 года в США; «Молитвы печали - великому президенту» для скрипки и органа (2004); Исламская траурная месса «Январские пассионы» для хоpа, оpгана, оpкестpа и двух наpодных солистов (1990), посвященные жеpтвам тpагических янваpских событий в Баку.
В своем творчестве А.Мирзоев выступает не только как композитор-лирик, чья музыка наполнена драматизмом и трагическим содержанием, но и как глубокий мыслитель, философ искусства. «Музыка - одна из самых дpевних и во все вpемена чpезвычайно актуальных форм выражения духовности человечества, - рассуждает Ариф. - Я убежден, что она не только оpганично вписывается в понятие «pелигия», но и в опpеделенном смысле ее дополняет, облагораживает. Одновpеменно музыка общенациональна и вечна. В этом смысле она связана, в пеpвую очеpедь, с поисками философского воспpиятия человеком микpо- и макpомиpа».
Несмотря на продолжительное проживание на Западе, Ариф не забывает свои корни. «Каждым своим новым произведением, выступлением я стpемлюсь донести до слушателей всех стран и народов богатство азеpбайджанской музыкальной культуpы, все мои пpоизведения питаются pодными национальными истоками. Всякий раз, бывая в Баку, я встречаю всеобщее понимание и любовь. Для меня памятна каждая встреча с pодиной. С глубокой благодарностью принимаю внимание и признательность соотечественников», - говорит композитор.
Все юбилейные концерты Арифа Мирзоева проходили в Баку с огромным успехом. В этом году творческие вечера и юбилейные концерты композитора пройдут в разных странах и городах, но главное чествование состоится, безусловно, на исторической родине.
Пожелаем нашему всемирно прославленному композитору крепкого здоровья, новых творческих открытий и удачи на его нелегком, но очень светлом пути. Многая лета!
Мария МАКАРОВА,
кандидат искусствоведения, доцент