Мир мугама: проникая в души и сердца

Культура
03 Апрель 2025
10:05
258
Мир мугама: проникая в души и сердца

Искусство, которое никогда  не уведет и не настроит на плохое

«Когда я родилась, мой папа учился на первом курсе Бакинского музыкального училища 
им.Асафа Зейналлы. Будучи неразрывно связанным с уникальным в своем роде искусством мугама, он много работал, стремясь не только максимально реализовать свой богатый природный потенциал, но и найти индивидуальный творческий почерк. Надо ли говорить, что музыка в нашем доме звучала практически постоянно! А потому могу предположить, что слышала мугам еще до своего появления в этом мире». 

Если учесть, что главная героиня настоящей публикации - заслуженная артистка Азербайджана Фаргана Гасымова, то никаких сомнений в справедливости такого предположения возникнуть не могут: голос ее отца - прославленного, статусного ханенде Алима Гасымова - обладает поистине магическим действием.
Фаргана ханым, окунувшись в воспоминания, продолжает свой рассказ:
- К тому же, папа с молодости прекрасно играл на таре. Его прикосновения к струнам музыкального инструмента рождали поистине волшебные звуки, и (как часто с улыбкой вспоминают мои родители) только они могли успокоить в то время маленькую Фаргану, до шести месяцев плачущую по каждому поводу и без него.
Сегодня, будучи матерью четверых детей, я с особым чувством могу утверждать: нет предела родительской любви, рождающей безграничное терпение, выносливость и, что особо важно, особый дар предвидения профессиональных приоритетов собственных детей. Так было и в моем случае: мне было годика три-четыре, когда родители заметили, что я вполне определенно воспринимаю и чувствую сложные теснифы. 
- Из сказанного вами можно предположить, что и ваша мама имеет отношение к музыкальному искусству…   
- (полушутя-полусерьезно) У мамы не было выбора: разве возможно с таким супругом, как Алим Гасымов, остаться в стороне от музыки!? Профессионально мама не связана с музыкальным искусством, но настолько влюблена в творчество своего спутника жизни, что непоколебима во мнении: «Мугам в исполнении Алима вселяет в слушателя особую деятельную энергию!» 
Что ж, видимо, не случайно многие исследователи мугама подчеркивают его Божественное происхождение, чем и объясняют удивительную способность этого уникального искусства проникать в души и сердца людей. 
- В данном контексте нельзя не учитывать влияния на слушателя литературной основы мугамов - лирических газелей, рубаи, созданных корифеями восточной поэзии, в том числе Низами, Физули, Хагани, Хафиза и др.
- Такое влияние я испытывала на себе с раннего возраста! Слушая с детства мугамное пение, я как-то невольно заучивала довольно трудные для восприятия ребенка газели Физули, а со временем начала цитировать и даже пыталась петь мугамные импровизации на тексты разных поэтов, поддерживая свое пение игрой на дефе. Дело пошло куда быстрее, когда к моим самостоятельным стараниям подключился отец - опытный педагог, владеющий методикой скоростного обучения. 
В восемь лет я впервые выступила в одном концерте с Алимом Гасымовым. Хорошо помню, как с волнением я вышла на сцену Дома актера под аплодисменты публики и начала читать газели... Именно этот концерт дал мне надежду на продолжение сценической деятельности - мне так хотелось выступать вместе с отцом, который год от года завоевывал все большую и большую популярность и признание! 
В 1996 году папа, наконец, предложил мне отправиться вместе с ним в концертное турне по Германии, где впервые самолично представил меня слушательской аудитории: «А сейчас на сцену выйдет моя дочь, которая исполнит для вас песню Ay, qız, kimin qızısan? Без ложной скромности скажу: доверив мне выступить на престижной сцене, отец не ошибся - успех был громким.
Для меня этот день стал началом пути в профессиональное искусство, и вскоре мы с папой начали вместе выступать в многочисленных концертных программах.
- Фаргана ханым, совместные выступления с признанным в мире устадом не ограничивают ли вашу свободу творческого самовыражения?  
- Как я уже говорила, у папы за плечами большой успешный опыт педагогической работы. При всех достижениях его совершенно не коснулась «звездная болезнь»: Алим Гасымов искренне гордится своими талантливыми учениками, в числе которых немало именитых исполнителей. Знаю по собственному опыту: отец, как ханенде, обладает многими тайнами исполнительского мастерства, которыми я не теряю надежды со временем овладеть. Исподволь наблюдая за отцом во время репетиций, я невольно сопоставляю его скрупулезное отношение к деталям репетиционного процесса с поиском оригинальных цветовых решений в живописи. При этом неизменно удивляюсь: казалось бы, имя Алима Гасымова известно далеко за пределами нашей страны, его концерты собирают аншлаги, сопровождаются высокой оценочной прессой на различных языках мира, а он не изменяет себе - продолжает находиться в состоянии постоянных творческих исканий, никогда не довольствуется достигнутым. 
- И это замечательно, так как для настоящего мастера - нет предела совершенству! Обратимся, в частности, к концертной сценографии ваших выступлений: исполнители располагаются на коврах, расстеленных на сцене, горят свечи, в зрительном зале свет максимально приглушен... Как влияет такой антураж на исполнителей мугамов?
- До обретения нашей страной независимости в таком формате не разрешалось выступать, хотя расположившиеся на ковре музыканты-инструменталисты и солист-ханенде (без галстука, «бабочки» или каких-либо иных европейских аксессуаров) - в традициях мугамного исполнительства.
Что касается Алима Гасымова, то он, находясь на гастролях в восточных странах, где неизменно с уважением воспринимают его условия, апробировал удобную для себя сценографическую модель: ковер, разбросанные подушки-мутаке, свечи, благодаря которым может быть затемнен зал. Подобная обстановка, как он считает, соответствует его эмоциональному состоянию во время исполнения мугамов. 
Скажу вам откровенно: в нашем доме, хвала Всевышнему, есть все необходимое, но вся семья, сохраняя традиции, с детства трапезничает, сидя на ковре. Поверьте, в этом есть что-то особенное! 
- Ранее вы отметили, что мугам - внеземное Божественное искусство. Наблюдая за выступлением семейного дуэта Алима и Фарганы Гасымовых, ощущаешь, что ваши голоса, мысли, биение сердец обращены к некой Высшей субстанции. Думаю, не ошибусь, если предположу, что духовная чистота искусства мугама позволяет такую трактовку. 
- Духовность в моем понимании - это, прежде всего, состояние души, сознание и суть человека, но не религия, с которой мугам не стоит отождествлять. Мугам скорее можно воспринимать как музыку очищения, потому что это искусство никогда не уведет и не настроит на плохое. Здесь нет и не может быть даже намека на зло, на то, что человек мог бы воспринять со знаком «минус». 
- В подтверждение ваших слов приведу следующие строки:

… Душа мугама Каспием бушует,
Какая тайна в нем заключена?
То плачет, то ликует, то бунтует,
В нем нежность сокровенная слышна… 

(Адиль Алиев)

Фаргана ханым, насколько строг Алим муаллим в своих оценках концертных исполнений? Высказывает ли свои замечания, если таковые бывают?
- (улыбаясь) Прямо скажу: с отцом не просто: работать с ним - значит пройти высокую школу и жизни, и профессии! В случаях нареканий с его стороны я пытаюсь объяснить: «Папа, между твоим мастерством и моим есть разница. Наши таланты приветствуют друг друга, стараются «идти» в одном направлении, но всякое бывает: от вмешательства человеческого фактора никто не застрахован!» 
Алим Гасымов - перфекционист. Он работает на все 100%, не допускает никаких послаблений, от всей творческой команды требует полного соответствия установленной им планки мастерства. И это правильно, так как малейшее расхождение может разрушить все наши усилия.  
- А дома, вне репетиций, концертов вы поете? 
- Очень-очень редко. Но это даже не пение, а так, тихонечко, что-то еле слышно напеваю. Если бы вы знали, сколько у меня дел по дому, по хозяйству! Не до пения!
- Успеваете?
- Всякое бывает. В 20 лет я вышла замуж. Сначала появилась дочь, а позже тройняшки! С одним ребенком справиться непросто, а тут - сразу трое! Уверена, посланы они мне не случайно - я всегда хотела большую семью, много детишек.
- И все же, узнав о тройне, испугались? 
 - Я просила у Всевышнего послать мне детей, а тройня - это бонус! Я их так люблю, что никогда, ни при каких обстоятельствах не сожалела о таком щедром даре. Справедливости ради надо сказать, что пока дети были маленькими, у меня были помощники. Но как только им исполнилось по 10 лет, я поняла, что мы можем справляться сами. 
- Ваши дети унаследовали семейный талант? Есть ли у них тяга к мугамному исполнительству?
- Да, они тоже поют. Со своей стороны, я всячески стараюсь развить в них понимание того, что искусство мугамата - очень непростое, со множеством скрытых секретов, в которые не всем дано проникнуть. Петь мугам - значит быть и ханенде, и композитором, и поэтом. Все составляющие этого искусства ты должен примерить на себя. Здесь нет и не может быть абсолютно четких установок - все, как в прогнозе погоды: сегодня снег, а завтра солнце. 
Мугам находится в постоянном движении, продолжая жить и развиваться, рождая оригинальные жанры и формы, наполняя произведения новым содержанием. Он не стареет и не молодеет, постоянно открывает мир самых глубоких эмоциональных состояний человеческой души. Дверь в этот мир открыта, но не каждому дано войти в нее. 
- И тем не менее вам, Фаргана ханым, удалось не только отыскать и войти в эту «потайную дверь», впускающую только посвященных, но и вместе с Алимом муаллимом покорить своим искусством практически весь мир
- (после некоторого раздумья, с улыбкой) Из шести существующих континентов я не была только в Антарктиде.
- Простите за любопытство, без чего вы не возвращаетесь из заграничных поездок?
- Предметы моего главного интереса (уже после завершения выступлений) - это эксклюзивные концертные наряды, сувениры и чистый шоколад. Признаюсь, я много времени трачу на создание собственного имиджа. Дело в том, что стилистика нашего исполнительского образа отличается достаточной оригинальностью - не надуманной, не рассчитанной на чисто внешние эффекты, а идущей из глубины души, из того, как мы чувствуем, как понимаем и как проникаем в мугамное пространство, предоставляющее огромный поток информации. Если попытаться найти эмоциональную параллель состояний, то ощущения таковы, как будто на время ты попадаешь во внеземное пространство, из которого не просто вернуться в реальность.
Возможно, именно этот фактор определяет цветовые приоритеты моего концертного имиджа, а именно: зеленый, символизирующий жизнь, гармонию, единение людей с природой; бирюзовый - символ духовной чистоты, возвышенности души, способности к общению; серый - его по-разному трактуют, но я воспринимаю этот цвет как один из самых благородных, сочетающихся со множеством цветовых решений, несущий спокойствие.
- Фаргана ханым, какому мугаму вы отдаете предпочтение?
- Это все равно, если пытаться дать ответ, кого из своих детей я люблю больше. Каждый мугам имеет свою неповторимую образно-эмоциональную сферу - незаменимую и бесценную, потому что все они несут в себе историческую память народа, а в более крупном плане могут быть сравнимы с генетическим кодом национальной культуры. 
- Что вы ждете от жизни?
- Главное благо для меня - процветание моей родины, моей семьи. Пусть как можно дольше рядом со мной будут мои родные - я не хочу и, более того, боюсь расставаний. Живу с надеждой, что мои дети никогда не подведут наши ожидания, вырастут достойными, успешными людьми. Сегодня особую часть моего сердца занимает внук Шамиль, который в свои малые годы уже так много знает о мугаме! Он просто поражает всех нас своими способностями.
Конечно же, хочется подольше задержаться на сцене, без которой мне сложно себя представить. За артистическим признанием стоит огромный труд. Я неоднократно в своих интервью отмечала, как непросто подготовить концертную программу: за месяц до события и примерно столько же после концерта - сначала волнуешься, как все пройдет, а потом придирчиво осмысливаешь уже состоявшееся. Но все муки творчества компенсируются признательностью слушателей, радостными ощущениями после успешного концерта. 
В своем сердце я всегда несу благодарность Всевышнему - мне есть за что его благодарить. В одном из Хадисов сказано: «Человек мысленно стучится в двери других, забывая о том, что ключи от этих дверей у Меня. Те двери закрыты, Моя же всегда открыта. Приди к моей двери, и Я помогу». Жить надо с верой в лучшее, но к этой вере надо не только прийти, но и заслужить ее…

Рая АББАСОВА,
специально для  «Бакинского рабочего»

Новости