Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Ерболат Толепбай о Казахстане, Баку и вечных ценностях человечества
*** Ерболат Толепбай родился в 1955 году в городе Каскасу Южно-Казахстанской области. Заслуженный деятель культуры, лауреат Государственной премии, академик художественных академий Казахстана, России, Чехии и Кыргызстана. В современном мировом искусстве его считают одним из ярких представителей течения сюрреализма, одним из самых талантливых последователей великого испанского художника Сальвадора Дали. Его титулы и награды столь многочисленны, что, перечислив их все, можно было бы составить целый список ***
…Утро. Солнечные лучи мягко играют на стеклянных витринах, воздух свежий и теплый. Мы направляемся к саду «Белых тюльпанов», что напротив Азербайджанского государственного кукольного театра. До назначенной встречи с выдающимся казахским художником Ерболатом Толепбаем остается несколько минут. Часы показывают почти десять, и мы рады, что успели вовремя.
Осматриваемся вокруг. У кафе аккуратно расставлены столики, и за одним из них наш уважаемый гость. Художника мы уже знаем по фотографиям в Интернете. Наши взгляды встречаются, и он с доброй, приветливой улыбкой приглашает нас присесть. И первым начинает разговор.
- Я побывал, пожалуй, в половине стран мира, - говорит он. - Но нигде не пил такого вкусного чая, как в Баку. И ваша кухня удивительно богатая, изысканная. Недаром говорят, что Азербайджан - райский уголок на земле!
Ерболата Толепбая по праву называют живой легендой современного казахского изобразительного искусства. Он всего на полтора года старше меня. 2 октября этого года ему исполнилось 70 лет - юбилей отметили в Астане с большим торжеством. В Национальном музее столицы открылась его выставка «Путь к храму», включающая 65 полотен. На церемонии председатель Сената Казахстана отметил важное место и роль юбиляра в культурной жизни казахского народа.
Он человек удивительно простой, жизнерадостный. В его манере говорить и держаться, в доброжелательных и искренних словах чувствуется внутренний свет, особая энергия и харизма настоящего художника.
Мы интересуемся в который раз он приезжает в Баку, - и, как оказалось, ошибаемся.
- В этот прекрасный город я приехал впервые, - улыбается он. - У меня здесь много друзей, они давно приглашали меня побывать у них. Слава Богу, наконец-то получилось. Я здесь уже несколько дней и должен сказать: жители Баку - удивительно искренние, добрые, чистосердечные люди.
Слова всемирно известного художника о нашей столице и ее гостеприимных жителях словно бальзам на душу. Что ответить уважаемому гостю? Сказать, что мы много раз слышали о блистательных успехах Казахстана в годы независимости - страны, раскинувшейся на бескрайних, плодородных просторах? Или напомнить, что в годы сталинских репрессий казахи делили свой последний кусок хлеба с азербайджанскими семьями, сосланными в степи, спасая многих от голода и смерти? Об этом мы слышали из уст живых свидетелей тех тяжелых времен.
А может, стоит вспомнить, как в январе 1990 года, когда советская военная машина расстреливала на улицах Баку людей, кричавших «Свободу!», великий казахский поэт, депутат Верховного Совета СССР Олжас Сулейменов спешно прибыл в наш город и смело поднял голос протеста против Кремля? Автор книги «Аз и Я» воздвиг в сердце каждого азербайджанца вечный памятник самому себе.
Разумеется, мы не могли не поделиться с гостем этими мыслями. Он слушал внимательно, с одобрением, и в его взгляде светилась теплая благодарность. И мы даже на мгновение забыли, что пришли сюда брать интервью.
И вдруг в голову пришел вопрос...
- Как вы думаете, у звука есть цвет?
Он, словно ожидая этого вопроса, улыбается в ответ:
- У звука, у слова, даже у самой мысли и чувства есть тысячи оттенков. Например, голоса настоящих, искренних друзей - они голубого цвета. Как цвет нашего Каспия - вашего и нашего...
- Но мы видели Каспий и мрачным, почти черным - когда он гневается…
- Значит, кто-то тогда обидел его, - отвечает он с мягкой улыбкой. - Но теперь, надеюсь, больше никто не причинит боль этому прекрасному морю. Пусть воды Каспия станут мостом дружбы и братства между народами и государствами, что живут на его берегах.
- Насколько нам известно, ваш отец был партийным работником. Как же случилось, что вы с юных лет увлеклись живописью?
- Старший брат мой, Токболат, был очень талантливым художником, народным мастером. Именно он зажег в моей душе первые искры любви к этому искусству. К сожалению, брат прожил недолго - ушел из жизни еще совсем молодым.
На мгновение между нами повисает пауза. Тишину нарушает сам художник:
- Есть одно, что и сегодня болью отзывается в сердце, - говорит он тихо. - Журналисты часто просят у меня совместную фотографию с покойным братом. Но в нашем семейном альбоме я не смог найти ни одной... А ведь мы были так близки, так дружны...
- Хотелось бы услышать из ваших уст размышления о вашем творческом кредо...
- Как и у всех представителей творческих профессий, у художников есть лишь одна настоящая цель - через свои произведения приносить людям радость, очищать и возвышать их души, делать жизнь прекраснее. Для меня подлинный человек - это тот, кто несет в своем сердце, в мыслях и поступках чувство милосердия. Тот, у кого нет доброты в душе, легко поддается козням дьявола и становится его рабом.
Я убежден: каждая настоящая картина, каждая чарующая мелодия, каждая глубокая, питательная для души и разума книга защищают человечество от зла, делают человека внутренне богаче. С этой верой я создаю каждое свое новое полотно.
Я также думаю, что люди и общества, лишенные веры в Бога, представляют опасность для человечества. Но религия должна идти рука об руку с культурой. Если какое-либо общество стремится к развитию и прогрессу, оно непременно должно учитывать этот важнейший принцип.
- Ваша жизненная философия нам близка и понятна. Позвольте задать еще один вопрос. Искусствоведы условно делят ваше творчество на два периода. По их мнению, примерно первые двадцать пять лет вашей работы - то есть до 2000-х годов - вы посвятили созданию масштабных, многоплановых полотен, тогда как в последние годы ваше внимание сосредоточено на внутреннем мире человека, на его духовных переживаниях. Как вы относитесь к подобным суждениям?
- Думаю, мои друзья-искусствоведы в целом правы. Но очертить границы творчества - дело трудное, а порой и вовсе невозможное. Независимо от жанра или направления, к которому можно отнести ту или иную мою работу, каждое произведение для меня дорого. Главное - чтобы в сердцах людей, соприкоснувшихся с ним, пробуждались гуманистические чувства.
Тем временем официант обновляет чай. Мы, отпивая крепкий ароматный чай с лимоном, с увлечением слушаем собеседника. Он же, вдохновленно и с особым воодушевлением, рассуждает о самых тонких гранях своей жизненной и творческой философии:
- Знаете, - говорит он, - человек искусства должен уметь высветить свет, что живет в душе его народа. Я стараюсь показать всему миру Казахстан - мою родину, дух моего народа, веками кочевавшего по бескрайним степям, народ, который всегда жаждал свободы, творил и созидал.
Когда-то говорили, будто «великую литературу могут создавать только великие народы». Это заблуждение гениальный Чингиз Айтматов развеял всей своей блистательной творческой судьбой. Сегодня, пожалуй, нет писателя на земле, которого читали бы больше, чем его.
Интересно и то, что не только в литературе или искусстве, но и в большой политике сравнительно малочисленные народы сумели воспитать выдающихся государственных деятелей. Думаю, в основе нынешних блестящих успехов Азербайджана стоят титанические усилия великой личности - Гейдара Алиева.
К слову, дорогой Гейдар Алиевич и наш Нурсултан Абишевич (речь идет о Назарбаеве - прим. авт.) были близкими друзьями. К счастью, эту прекрасную традицию продолжают нынешние президенты Азербайджана и Казахстана - Ильхам Алиев и Касым-Жомарт Токаев.
Недавно нынешний хозяин Белого дома Дональд Трамп назвал Ильхама Алиева и Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана великими политиками. А ведь это слова лидера Америки - страны, считающейся мировым центром силы. Когда мы услышали об этом в Казахстане, искренне порадовались. Мы знаем: Турция и Азербайджан всегда будут рядом с казахским народом в трудные времена. И мы, казахи, разделяем те же убеждения. В наше неспокойное, бурное время чрезвычайно важно, чтобы тюркские государства и народы хранили и развивали традиции братства и единства.
- В своих интервью вы не раз с большой теплотой вспоминали выдающегося художника Таира Салахова. Если можно еще раз поделитесь с нашими читателями мыслями об этом великом мастере…
- С огромным удовольствием. Таир Салахов был моим учителем и наставником. Он был не только великим художником, но и человеком редкого сердца, удивительной доброты. Приведу один пример. Это был 1987 год. Как говорится, слово само пришло к слову - стоял такой же теплый осенний день, как сегодня. Мы с тогдашним министром культуры Казахстана находились в Нью-Йорке на одном мероприятии. Перед отъездом на родину зашли в магазин и, признаться, загляделись на видеоплееры. Ни у меня, ни у министра тогда такого не было. Мы хотели купить, но денег не хватило - в советское время выезжающим за границу разрешали обменивать лишь мизерное количество валюты.
Когда мы вышли из магазина и направились в парк напротив, увидели, как из дорогой машины вышли двое, элегантно одетых мужчин. Сначала я подумал, что это какие-нибудь миллионеры, может быть, даже родственники Рокфеллера. Между нами было метров двадцать, когда один из них вдруг окликнул меня:
- Ерболат, дорогой, как здорово, что и ты здесь!
Это был Таир Салахов. Рядом с ним стоял всемирно известный скульптор Зураб Церетели. Мы обнялись. Узнав, что нам не хватило валюты на покупку видеоплеера, Таир Салахов вынул из кармана все деньги и буквально силой сунул их мне в руку. Сказал: «Завтра лечу в Москву, там мне доллары уже не пригодятся». Вот таким человеком был Таир Салахов - настоящий мужчина, благородный до глубины души.
- Завтра (наша встреча состоялась в минувшую субботу), вы вылетаете в Анкару. Если это не секрет, какие у вас планы в братской стране?
- Меня пригласили на конференцию, посвященную развитию живописи в тюркских государствах. Возможно, заодно немного похвалят по случаю юбилея (улыбается). Несколько лет назад, когда в братской Турции произошло страшное землетрясение, я был глубоко потрясен. Насколько позволяли силы, оказал материальную помощь пострадавшим семьям. Говорю это не ради саморекламы - просто это был мой человеческий долг. Если получится, хочу побывать и в районе бедствия.
- Большое спасибо за искренний разговор!
- И вам спасибо. Давайте сделаем памятный снимок. В последние годы, куда бы я ни отправился, обязательно фотографируюсь с друзьями.
Ильгар ГУСЕЙНОВ,
Масаим АБДУЛЛАЕВ,
специально для газеты
«Бакинский рабочий»


