И де-факто, и де-юре

Политика
18 Февраль 2023
11:49
402
И де-факто, и де-юре

Признавая Карабах частью Азербайджана, Иреван хочет оставить его под своим контролем

На днях секретарь совета безопасности Армении Армен Григорян в интервью армянским СМИ заявил о том, что «в проект мирного соглашения с Азербайджаном включено положение о создании международного механизма для обсуждения прав и безопасности армян в Карабахе».  

В ответ начальник Управления пресс-службы МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде, заявил, что «Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, и права и  

безопасность населения армянского происхождения, проживающего в этом регионе, будут обеспечены в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики. Вмешательство Армении в процесс реинтеграции жителей армянского происхождения, являющийся внутренним вопросом Азербайджана, неприемлемо».  

Своим мнением по этому и другим вопросам, касающимся налаживания отношений между Арменией и Азербайджаном, а также Арменией и Турцией, в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился российский политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.

- Недавно стало известно, что в так называемой наблюдательной миссии ЕС помимо французских жандармов примут участие немецкие полицейские. Почему Германия собирается принять участие во французской игре?  

- Берлин действует в рамках единой политики Евросоюза. При этом распределение ролей в ЕС между Германией и Францией следующее: они почти все делают вместе; эти страны являются ядром Евросоюза и составляют свыше половины экономики, а также почти половину населения Старого Света. Главное различие между ними заключается в том, что Германия в основном формирует экономическую, а Франция - внешнюю политику Евросоюза. Поэтому если Париж решил послать своих «полувоенных» наблюдателей на Южный Кавказ, то Берлин не будет оспаривать это решение. Тем более что по всем внешнеполитическим шагам в рамках ЕС Франция, как правило, советуется с Германией и не принимает ничего без согласия Берлина. Таким образом, те или иные внешнеполитические шаги этих двух стран почти всегда являются совместными.  

- Спикер Госдумы Вячеслав Володин, общаясь со своей азербайджанской коллегой, заявил, что «тот, кто делает заявления в сторону европейских институтов, может просто страну потерять», комментируя вовлечение в решение ситуации в зоне временного размещения российских миротворцев в Карабахе европейских структур, в частности Европарламента и ПАСЕ. Что он имел в виду?  

- Вячеслав Володин сделал очень резкое заявление в адрес руководства Армении и Никола Пашиняна, отметив, что заигрывания с ЕС, в частности с Францией, являющимся противником России, могут привести к такой ситуации, когда Армения может оказаться в кризисе и даже потерять свою государственность. Механизм этого следующий.  

Как известно, именно Москва на протяжении последних как минимум двух столетий выступала в качестве спасителя армян, и если Иреван сейчас предаст ее, переметнется от России к кому-то другому, то Москва уже больше не будет спасать Армению. Самое же интересное, что и другие страны, такие как Франция, тоже не будут ее спасать. Тем самым Армения останется одна лицом к лицу с теми странами, с которыми у нее сложились плохие отношения - Азербайджаном и Турцией. Да и Иран, с которым у Армении сейчас хорошие отношения, не всегда были таковыми. Достаточно изучить историю. Известно, что именно Грибоедов спасал армян в Тегеране. Так что может сложиться такая ситуация, что и с Тегераном у Иревана сложатся плохие отношения. И в этом случае Россия не будет спасать армян. При развитии этого сценария Армения может, как минимум, потерять существенную часть своей территории, а как максимум, вообще лишиться государственности. К примеру, как в Анкаре, так и в Баку многие считают неправильным тот факт, что Западный Зангезур в настоящее время принадлежит Армении. Понятное дело, что в настоящее время вопрос о его принадлежности не ставится, но если вследствие предательского поведения армянских властей Иреван останется один на один с Азербайджаном и Турцией, то что помешает Баку забрать себе Западный Зангезур, имеющий важное стратегическое положение, как территория, соединяющая основную часть Азербайджана с Нахчываном и далее с Турцией? Тем более что Иреван до сих пор препятствует правильному использованию Зангезурского коридора.  

Более того, следует отметить, что вышеприведенное высказывание Володина полностью коррелирует со значительно более жесткими, чем ранее, заявлениями министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который говорил о том, что заигрывание властей Армении с Западом может привести к кардинальным изменениям ее положения.          

- Как понимать недавнее заявление секретаря совбеза Армении о включении в мирный договор с Азербайджаном международного механизма для обсуждения прав и безопасности армян в Карабахе?

- Армения действительно продвигает возможность включения в мирный договор международного механизма защиты прав карабахских армян. Это, конечно же, с одной стороны, означает тот факт, что официальный Иреван уже смирился с тем, что Карабах по мирному договору станет частью Азербайджана. Но при этом власти Армении хотели бы реализовать на практике свой план, согласно которому Карабах станет частью Азербайджана только юридически, но фактически останется независимым. Точнее говоря, Карабах останется де-факто армянским, то есть станет частью некоей коалиции, включающей в себя саму Армению и армянскую диаспору по всему миру, условного «армянского мира». С этой целью Иреван желает для Карабаха статуса автономии в составе Азербайджана, и чтобы ответственность за ее сохранение нес не Баку, а международные структуры. Таким образом, с помощью международных акторов, и в первую очередь Франции и Евросоюза, а также ОБСЕ Иреван хочет, чтобы Карабахом руководили некие международные комиссары, а не представители официального Баку. Полагаю, что этот план провалится, Азербайджан не даст на него своего согласия, ведь фактически это будет означать ту же аннексию Карабаха, только в другой форме.  

- В последнее время Иреван предпринимает шаги по налаживанию отношений с Анкарой. Есть мнение, что это происходит в рамках политики Армении по отдалению от России. Ваше мнение на этот счет.

- Безусловно, Иреван не то, что в последние месяцы, но даже я бы сказал, в последние годы предпринимает попытки улучшить отношения с Турцией. После второй Карабахской войны и сокрушительного поражения армяне поняли, что им не удастся добиться от Турции признания «геноцида» и, соответственно, выплат за него. С этой точки зрения я предполагаю уступки со стороны Армении. Несомненно, что это выгодно и Анкаре, так как с нее снимается бремя давления, связанного с так называемым «геноцидом». Однако не будем забывать, что Азербайджан является основным союзником Турции, и в предыдущие годы все попытки официальной Анкары как-то улучшить отношения с Арменией без учета интересов Баку встречали очень жесткое противодействие со стороны Баку. И турецкие власти всякий раз уступали. Полагаю, что и сейчас будет то же самое. Анкара уже сформулировала в отношении Иревана требования, заключающиеся не только в отказе армянских властей от любых претензий к Турции, но и в возвращении Азербайджану полностью всего Карабаха. С этими требованиями согласно почти все руководство Турции. Однако в турецкой элите имеются люди, желающие отодвинуть карабахский вопрос на второй план, они считают, что главным образом следует добиться от официального Иревана полного отказа от каких-либо претензий к Турции, как территориальных, так и в вопросе «геноцида». Вот об этом и спор.  

С другой стороны, я не считаю, что политика Армении по сближению с Турцией направлена против интересов России. Хочу напомнить, что Москва даже хотела стать посредником в вопросе сближения Анкары и Иревана. Одно дело, когда Армения сближается с Францией и другими западными странами, проявляющими враждебность по отношению к России, такие шаги Иревана, несомненно, являются антироссийскими. Совсем другое дело, когда Армения пытается сблизиться со странами, дружественно настроенными по отношению к России, такими как Турция.

Безусловно, пока сложно сказать, какие последствия политика армяно-турецкого сближения будет иметь для России. Но в целом, если бы Армения осталась в орбите российского влияния, возглавлялась пророссийскими политиками, оставалась членом ОДКБ и ЕАЭС, а при этом еще и серьезно улучшила отношения с Анкарой, то это было бы выгодно Москве. Это создало бы предпосылки для того, чтобы в будущем Турция стала членом ЕАЭС. В таком случае Россия и Турция могли бы создать некое общее пространство, подобное Евросоюзу, но свое. 

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

 

Экономика
Новости