Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Замораживая, но не решая

Политика
15 Декабрь 2022
10:45
392
Замораживая, но не решая

Таков подход России к проблемам на постсоветском пространстве

Как известно, 7 декабря должна была состояться очередная встреча в Брюсселе Президента Азербайджана, премьер-министра Армении и председателя Европейского Совета. Протокол нарушил Пашинян, заявив, что согласен на встречу только при условии участия в ней президента Франции Эмманюэля Макрона.  

В силу жесткой и необоснованной критики, которой французский президент незадолго до этого подверг Азербайджан, и последовавшей вслед за этим антиазербайджанской резолюции, принятой Сенатом Франции, Президент  

Ильхам Алиев отказался от этой встречи, четко заявив, что Франция не может принимать участие в мирном процессе, поскольку она пытается сорвать его. Глава государства указал, что Брюссельский формат может быть отменен и могут быть рассмотрены другие альтернативы: «И это не наша, а их вина, так как ни США, ни Россия никогда на официальном уровне не принимали чью-то сторону. Это означает, что встреча 7 декабря не состоится. И мы будем рассматривать другие альтернативы. Посмотрим, кто будет выполнять роль посредника и на какой платформе».

О том, сможет ли Россия усилить свои посреднические усилия на фоне ослабления Франции, а также о ситуации в Карабахе вокруг российских миротворцев в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал председатель правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев.

- Сразу после этих слов некоторые эксперты посчитали, что с уходом Франции следует ожидать усиления позиций России в качестве посредника в армяно-азербайджанском урегулировании…

- Безусловно, Россия остается одним из участников переговорного процесса, одним из посредников, но не думаю, что в этих условиях ее позиция усилится. Дело в том, что позиция Москвы по откладыванию решения карабахского вопроса на будущее фундаментально противоречит интересам Баку, да и Иревана, полагаю, тоже, если, конечно, в Армении думают о развитии своего государства, обеспечении его безопасности.  

Более того, Франция сегодня не является посредником в армяно-азербайджанском переговорном процессе. Деятельность МГ ОБСЕ, одним из сопредседателей которой являлась Франция, на сегодня приостановлена по той причине, что вопрос карабахского конфликта, над решением которого работала данная структура, в повестке дня Азербайджана более не находится, так как был решен два года назад. Париж только однажды в лице главы государства участвовал в переговорах - это было в Праге, но это не дает Франции права считать себя посредником. Более в подобном формате встречи не проходили.    

- ОБСЕ объявила спустя два месяца, что группа под названием «Миссия ОБСЕ по оценке потребностей», направленная в Армению на период с 21 по 27 октября, не имеет отношения к организации. Чем можно объяснить такое откровение?

- Получается, что в нарушение правил ОБСЕ, по поручению действующего председателя организации, которым является Польша, делегация была отправлена в Армению. Дело в том, что для создания официальной миссии ОБСЕ необходимо согласие всех членов этой организации, а его не было. В итоге организаторы этой акции решили действовать обходным путем, возложив ответственность на действующего председателя. Кстати, определенную роль в этом сыграла и Франция. Ну а когда позже стали выяснять подробности этой поездки и ее финансирования, то ОБСЕ официально вынуждена была отречься от этой «миссии».  

- Совет министров иностранных дел ЕС на своем заседании 17 октября принял решение о размещении около 40 экспертов - наблюдателей Евросоюза с армянской стороны международной границы с Азербайджаном с целью наблюдения, анализа и предоставления отчета о ситуации в регионе Южного Кавказа. На днях на пресс-конференции в Брюсселе Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что миссия наблюдателей ЕС в Армении завершит свою деятельность 19 декабря. Чем вызвано это заявление?  

- Важнейшей причиной, на мой взгляд, является отсутствие мирного договора между Азербайджаном и Арменией. А в условиях отсутствия мирного договора, где основным постулатом является обоюдное признание договаривающимися сторонами территориальной целостности друг друга, невозможно подписать договор о делимитации границы. Соответственно, возникают вопросы к миссии ЕС: что они мониторят, какую часть границы, где она проходит? Таким образом, ставится под вопрос эффективность деятельности этой структуры. Тем более что Евросоюз и Франция хотели создать пограничную мониторинговую миссию, которая будет действовать и на территории Азербайджана. Но Баку категорично возразил против этого, и после высказанной твердой позиции было решено, что «миссия» будет действовать только на территории Армении. К тому же, насколько я понимаю, официальный Иреван тоже меняет свою позицию насчет «миссии» ЕС. Поэтому у меня не вызывает сомнений и удивлений тот факт, что данная «миссия» завершит свою деятельность в Армении через несколько дней.  

- Недочеты в деятельности российских миротворцев, размещенных на территории Азербайджанской Республики в Карабахе, фиксировались азербайджанской стороной и ранее. В частности, достоянием общественности становились факты незаконной перевозки запрещенных грузов из Армении на эту территорию, миротворцы не препятствовали армянским сепаратистам возводить военные укрепления, не предпринимали шагов к разоружению незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов, не мешали им вести незаконную разработку полезных ископаемых, а в последнее время на подконтрольную миротворцам территорию стали незаконно проникать уже целые группы граждан третьих стран. Последней же каплей, переполнившей чашу терпения азербайджанской стороны, стал тот факт, что, несмотря на достигнутые на переговорах с российскими миротворцами договоренности, группа специалистов Минэкономики, Министерства экологии и природных ресурсов, Госслужбы по вопросам имущества при Минэкономики Азербайджана и ЗАО AzerGold не была допущена к осуществлению предварительного мониторинга в связи с ситуацией по незаконной эксплуатации месторождений полезных ископаемых, а также возникающих в связи с этой деятельностью экологических последствий. Как объяснить подобное поведение российских миротворцев?

- К сожалению, действия российских миротворцев, которые мы наблюдаем, происходят в нарушение как трехсторонних соглашений, так и Декларации о союзнических взаимоотношениях. К примеру, в бюллетенях миротворцев искажаются азербайджанские топонимы и т.д. В целом же мы видим подход, направленный на то, чтобы заморозить проблему, а не решить. Таков подход России ко многим проблемам на постсоветском пространстве. И то, что происходит вокруг незаконной добычи полезных ископаемых на территории Азербайджана, также является проявлением этой стратегии Кремля.  

Вопрос незаконной разработки полезных ископаемых возник не сегодня. Баку неоднократно поднимал этот вопрос в прошлом, как во время оккупации, так и после второй Карабахской войны. К сожалению, международное сообщество не придало этой проблеме должного внимания. Как следствие - сегодняшние действия российских миротворцев, препятствующих мониторингу.    

- Насколько сильно упомянутая вами российская стратегия в отношении Карабаха входит в противоречие с национальными интересами Азербайджана?  

- Азербайджан всегда высказывался в пользу развития отношений с Россией, так как это наш важный сосед, с которым у нас существуют исторические связи. И мы всегда с уважением относились к интересам России, так как понимаем, что в нашем регионе у Москвы имеются определенные интересы в сфере безопасности и экономики, и мы готовы их учитывать. Потому мы и пошли на подписание Декларации о союзническом взаимодействии от 22 февраля 2022 года. Однако при всем при этом не следует забывать, что и у Азербайджана имеются свои «красные» линии: суверенитет и территориальная целостность. К сожалению, в Москве все еще довлеет подход, заключающийся в том, что лучшим способом сохранения своего присутствия на Южном Кавказе является не честное выполнение взятых на себя союзнических обязательств, а управление посредством конфликтов. Эта политика уже привела к фиаско. К примеру, россияне часто жалуются на то, что в последнее время Турция усилилась на Южном Кавказе. Но это произошло как раз потому, что в свое время карабахская проблема не была решена, и потому Баку пошел на серьезное углубление отношений с Анкарой. И если этот подход останется в силе, то в конечном счете проиграет именно Россия.  

- Как будет дальше развиваться ситуация в Карабахе вокруг российских миротворцев?

- Насколько я вижу по действиям миротворцев, Москва в очередной раз рассчитывает заморозить решение проблемы, то есть ничего не делать. Более того, именно российские миротворцы сейчас блокируют Лачинскую дорогу. Наши протестующие оставили дорогу открытой для легковых автомобилей и машин гражданских служб, препятствия для них создали миротворцы. На мой взгляд, делается это с одной целью: чтобы показать всему миру, что армянское население Карабаха, якобы, находится в блокаде, и тем самым побудить ряд западных стран, обычно в той или иной степени поддерживающих армянских сепаратистов, таких как Франция, например, а иногда и США, оказать давление на Азербайджан. Тут мы опять сталкиваемся с политикой двойных стандартов, выражающейся в разности подходов некоторых западных стран к конфликтам на постсоветском пространстве: в Украине, Грузии, Приднестровье и проблемам между Азербайджаном и Арменией. К примеру, в России надеются, что в связи с зимой наши участники протеста скоро устанут, снимут свои пикеты и уйдут домой, а Запад тем временем будет давить на Азербайджан. Но я уверен, что участники акции не уйдут, и  протест будет продолжаться достаточно долго. Более того, в итоге Армения вынуждена будет договариваться с Азербайджаном напрямую, без России. Возможно также, что и в Карабахе, наконец, согласятся с теми легитимными условиями, что выдвинул Баку.      

- Вы говорите, что Россия будет привлекать внимание стран Запада к проблеме «блокады» армянского населения Карабаха. А может Москва добиться тем самым повышения статуса своих миротворцев, получив для них мандат ООН?

- Это нереально, так как для этого необходимо решение СБ ООН, что в условиях войны в Украине и противостояния Запада и РФ просто невозможно будет получить. Однако я все же надеюсь, что все проблемные вопросы Баку удастся решить с Москвой на двусторонней основе, и я не исключаю того, что подход России может поменяться.  

- Благодарю за интервью.

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости