Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
С одной стороны, Европа хочет больше газа, а с другой - пугает энергопереходом
На прошлой неделе состоялась торжественная церемония открытия интерконнектора Греция-Болгария (IGB) - еще одного маршрута для транспортировки газа в Европу из Азербайджана, зарекомендовавшего себя в качестве надежного поставщика энергоресурсов.
Согласно планам, Болгария сможет первоначально получать законтрактованный 1 млрд кубометров газа из Азербайджана по IGB, пропускная способность которого составляет 3 млрд кубометров в год. В дальнейшем, после строительства дополнительной компрессорной станции, пропускная способность IGB может увеличиться до 5 млрд кубометров в год, что позволит поставлять газ дальше в Румынию и прочие соседние страны.
Некоторые эксперты уже заявили, что интерконнектор Греция-Болгария способен изменить газовую отрасль Южной Европы.
Свое отношение к подобным заявлениям и перспективам роста поставок азербайджанского газа в Юго-Восточную Европу в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» изложил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.
- Конечно же, - уверен российский эксперт, - к каким-либо радикальным изменениям этот газовый соединитель привести не сможет. IGB в первую очередь предназначен для того, чтобы Болгария смогла наконец-то напрямую получать законтрактованные объемы азербайджанского газа - 1 млрд кубометров в год. В этой стране сложилась сложная ситуация в сфере энергобезопасности, так как в мае этого года София отказалась закупать российский газ - надо было переходить в оплате на российские рубли. Так получилось, что именно Польша и Болгария стали первыми странами ЕС, кому надо было переходить на новый способ оплаты за газ, и они отказались от него. По всей видимости, в Софии и Варшаве надеялись, что в этом вопросе их поддержит весь Евросоюз, все европейские компании, и в итоге «Газпром» отступит. Но большинство как раз-таки согласились на новый способ оплаты, тем более что платить все равно надо было в евро и долларах, которые шли в «Газпромбанк», где обменивались на рубли и перечислялись «Газпрому». То есть для европейских компаний практически ничего не поменялось в реальности, как осуществляли они оплату в евро, так и продолжили действовать прежним способом, просто теперь деньги перечисляются в «Газпромбанк».
Если раньше Болгария получала из России все 3 млрд кубометров газа ежегодно, а в этом году предполагалось, что болгары получат 2 млрд кубометров российского газа, а 1 млрд поступит из Азербайджана, то теперь в отсутствии российского газа, Болгарии одного миллиарда азербайджанского газа в год будет мало.
Следует отметить, что этот отрезок, соединяющий газовые системы Греции и Болгарии, протяженностью всего 182 км. Его пропускная способность небольшая, и повлиять на весь регион он не в состоянии. Необходимо строить дополнительные терминалы по приему СПГ на берегу Греции и расширять пропускную мощность IGB. В таком случае через него можно будет снабжать газом Румынию и другие соседние страны.
Теоретически и сейчас через этот интерконнектор можно прокачивать газ из греческих СПГ-терминалов. Но тут возникает вопрос доступности СПГ на рынке. Сейчас и так высокий спрос на СПГ, так что сложно купить даже отдельные партии, придется повышать цену, чтобы партия пришла именно к тебе. Вопрос насколько при этом Болгария готова переплачивать.
- Сможет ли Азербайджан посредством газопровода TAP, а также различных интерконнекторов как уже существующих, так строящихся и запланированных между европейскими странами внести значительный вклад в обеспечение энергетической безопасности Юго-Восточной Европы?
- В первую очередь, вопрос заключается в договоренностях между Баку и Брюсселем. Азербайджан готов работать в этом направлении и увеличивать объемы поставок, но для этого необходимо разрабатывать новые месторождения газа, инвестировать в расширение пропускной способности газотранспортной системы, в частности TAP, строить интерконнекторы и т.д. Для того, что все вышеперечисленное было реализовано, европейцам необходимо подписать долгосрочные контракты на закупку азербайджанского газа, что позволит Баку получить гарантии возврата своих инвестиций, которые необходимо вложить в увеличение добычи газа, расширение Южного газового коридора и т.д. Но европейцы, как мы видим, колеблются на переговорах не только с Азербайджаном, но и с Катаром, странами Северной Африки. Везде им задают один и тот же вопрос: вы готовы подписывать долгосрочные контракты - на 15-20 лет, чтобы страна производитель природного газа имела гарантированный возврат инвестиций? Тут надо понимать размеры этих инвестиций. К примеру, капиталовложения в разработку «Шахдениз-2» и строительство необходимой инфраструктуры обошлись в почти $50 млрд.
Европейцы же хотят получить как можно скорее и как можно больше газа, но, с другой стороны, не отказываются от своих планов по декарбонизации экономики, что предполагает полный отказ в начале от импорта, а затем и от потребления газа к 2035-2040 годам. С приближением 2035 года европейцы будут постепенно сокращать объемы импорта природного газа и его потребления. А это означает формирование избытка предложения, ведь если даже имеется одинаковое предложение поставок газа в Европу, а спрос сокращается, то поставщики будут конкурировать между собой, цена на газ будет падать и, соответственно, производитель не сможет вернуть инвестиции, вложенные в тот или иной проект. Именно от таких рисков хотят застраховаться производители газа, и Азербайджан в этом смысле не исключение.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»