Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

В едином гравитационном поле

Политика
12 Август 2022
09:39
514
В едином гравитационном поле

Российско-турецкое взаимодействие  невозможно представить без Азербайджана

Турция во всех отношениях близкое нам государство, с которым нас связывают многовековые культурные и исторические корни. Поэтому любой успех братской страны вызывает у нас чувство гордости.

Понятно, что успехи Анкары в той или иной степени отражаются на Баку в силу взаимозависимости и взаимодополняемости экономик наших стран. В частности, в своем недавнем выступлении Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция является одной из немногих стран, которая показывает стабильный экономический рост.

Так, по итогам 2021 года Турция с 11-процентным экономическим ростом заняла первое место среди стран G20. В первом квартале турецкая экономика выросла на 7,3%, а экспорт по итогам  года может достигнуть $250 млрд (вместо $36 млрд в 2002 г.).

Ударными темпами растет и экспорт страны. Для сравнения, если в 2002 году турецкий экспорт составлял всего $36 млрд, то по итогам этого года данная цифра может достигнуть $250 млрд.

Важную роль в развитии экономики Турции играют Россия и Азербайджан. Многие эксперты уверены в том, что недавняя встреча в Сочи президентов Путина и Эрдогана придаст новый импульс не только двусторонней торговле, но и внесет существенный вклад в развитие азербайджанской экономики, которая сильно завязана на экономиках соседних стран.

Своим видением перспектив в этом направлении по итогам встречи лидеров России и Турции в Сочи, развития экономик и роли Азербайджана в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился научный сотрудник Института экономики Российской академии наук, политолог Александр Караваев.

- Встречу президентов Путина и Эрдогана условно можно разделить на внешнеполитический и экономический блоки…

- Совершенно верно. При этом политическая часть диалога в основном касалась ситуации в Сирии. И в этой части, скорее всего, утвердились те решения, которые были достигнуты в Тегеране, на трехстороннем саммите Путина, Эрдогана и Раиси.

Однако, на мой взгляд, наибольшее значение для двусторонних отношений имеет экономический блок. Турецкая экономика становится буферной для российской: это ворота во внешний мир с учетом блокирования коммуникаций в западном направлении. В то же время это возможность обходить финансово-торговые ограничения, наложенные санкциями.

Товарооборот между Россией и Турцией успешно растет. Так, если в 2021 году он составил $33 млрд, то уже в первом полугодии этого года объем взаимной торговли двух стран достиг $30 млрд, а по итогам года может достигнуть $50 млрд. Однако глава Российско-турецкого делового совета Наки Карааслан заявил, что по итогам 2022 года Россия и Турция могут дойти до отметки в $60 млрд, если центробанкам двух стран удастся предотвратить потери, вызванные курсовой разницей.

Если обратиться к детальной статистике, то можно заметить, что объем ввозимой из Турции в РФ продукции машиностроения составляет - 32,3%, продовольственных товаров и сельхозсырья - 28,5%, текстиля и обуви - 15,3%, продукция химической промышленности - 11,5%, металлов и изделий из них - 7%.

В российской доле экспорта лидируют минеральные продукты (в основном нефть, газ и нефтепродукты) - 51,5%, металлы и металлические изделия - 23,4%, продовольственные товары и сельхозсырье - 16,5%, продукция химической промышленности - 5,3%.

Объем экономического взаимодействия России и Турции растет на глазах, обретая новые масштабы, в силу чего одной рабочей встречи Путина и Эрдогана для устранения трений и согласования позиций уже недостаточно. Рост взаимного товарооборота и инвестиций требовал массы согласований и до военных действий в Украине, а теперь ситуация усложнилась.

Кстати, накануне встречи в Сочи в Анкаре состоялось очередное заседание российско-турецкой межправкомиссии. Вице-премьер Новак вместе с помощниками президента РФ Левитиным и Орешкиным согласовали ряд решений с министром торговли Турции Мехметом Мушем. И одно из этих решений касается взаиморасчета в рублях.

- Насколько это реально и как скоро Россия и Турция перейдут  на торговлю в  рублях?

- Переход на взаиморасчеты в рублях в торговле - нескорый процесс. В 2018 году доля торговых расчетов между двумя странами в рублях составила 21%, в долларах - 65% и в евро - около 13%. При этом российский экспорт углеводородов шел за доллары, а экспорт вооружений, скорее всего, был в рублях. В частности, в 2013 году доля рублевого экспорта в Турцию достигала 17,5%, в 2014-м была всего лишь 13%.

Тем не менее торговля в  рублях выгодна обеим сторонам. Для Анкары это возможность отказаться от негативных последствий давления доллара на лиру. Для Москвы - возможность осуществлять банковское сопровождение без рисков со стороны корреспондентских банков в США и ЕС.

Кроме того, текущий курс лиры позволяет российскому бизнесу, по выгодным для себя ценам, импортировать из Турции пищевые продукты, стройматериалы, промышленное оборудование, лекарства, бумагу и другие товары.

- Как обстоят дела с финансированием строительства АЭС «Аккую»?

- Полагаю, что взаимная торговля является только фоном для решения остальных вопросов. Важнейший из них связан со строительством АЭС «Аккую». Ожидается, что «Росатом» в течение августа переведет последние транши из общей суммы в $15 млрд, выделенных на возведение объекта, на счет российского оператора строительства. Вместе с тем сохраняются вопросы относительно регулирования режима налогообложения и турецких инвестиций в финансирование проекта строительства, требующего корректировки затрат и времени в сторону увеличения в связи с санкциями.

Напрямую и в кооперации с этим объектом на строительной площадке Аккую работают около 25 тыс. человек. Более 80% из них - граждане Турции, сотрудники турецких строительных компаний, число которых со временем будет расти. Общее число турецких компаний, задействованных в проекте, также увеличится. АЭС будет вырабатывать электроэнергию на протяжении 60 лет. Планируется, что атомная электростанция обеспечит 10% потребностей Турции в электроэнергии.

- В каких сферах экономики Азербайджан мог бы внести наибольший вклад в дело укрепления связей между Россией и Турцией?

- Азербайджан находится в гравитационном поле России и Турции. Их позитивные отношения питают экономику Азербайджана и укрепляют политическую стабильность. Это серьезное подспорье и преимущество для Баку. В плане экономики будут развиваться азербайджанские предприятия, рассчитанные на кооперацию с коллегами из двух дружественных стран: в текстильной отрасли, в машиностроении и аграрной сфере. Например, совместные азербайджано-турецкие проекты в текстильной отрасли найдут свои рынки именно в России. То же касается и проектов развития агропарков в новых экономических районах Азербайджана.

Отдельные задачи стоят перед транспортной отраслью Азербайджана. С учетом возрастания товарооборота России и Турции и сложностей с доставкой в российские порты Черного моря повышается значимость магистрали Баку-Тбилиси-Карс и отлаженной логистики. Не меньшее значение, чем железнодорожные поставки, имеет и автогрузовое сообщение. Здесь тоже имеются магистральные трассы от границы с Россией до границы с Турцией. Азербайджану будет выгодно создать своего крупного международного автогрузового перевозчика. Насколько я понимаю, такая работа ведется.

- Какова роль в развитии российско-турецких отношений лично Президента  Ильхама Алиева?

- Роль Президента Азербайджана в треугольнике Москва-Баку-Анкара едва ли не решающая. С его подачи могли бы возникнуть новые проекты в свете реализации планов взаимодействия Путина и Эрдогана. Во всяком случае, вопросы газовой и нефтяной координации на рынке Турции и далее, в сторону ЕС, решались с подачи и при прямом контакте Президента Ильхама Алиева с Эрдоганом и Путиным. Схема поставок российского газа в Турцию и далее в ЕС учитывала комплексное взаимодействие с SOCAR. Кроме того, работа НПЗ Star также включала элементы взаимодействия с «Роснефтью», чья продукция периодически поставлялась на этот завод. Поэтому российско-турецкое взаимодействие невозможно представить без Президента Ильхама Алиева и Азербайджана.

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости